search
main
0

Высшая школа интеллектуальных войск

Пятая часть орудийного парка Вооруженных Сил России будет обновлена к 2015 г. Об заявил начальник Ракетных войск и артиллерии (РВиА) Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владимир Зарицкий. Он также сообщил, что оборонно-промышленный комплекс продолжает активные работы по модернизации 152-мм самоходных гаубиц, которые в перспективе должны стать основным видом ствольной артиллерии в России. Предстоит также повысить уровень автоматизации управления войсками и огнем, эффективность отдельных видов боеприпасов.

Словом, ракетные войска и артиллерия становятся все более интеллектуальными, поэтому все большее значение приобретает подготовка для них офицерских кадров. Одна из их кузниц – Пензенский артиллерийский инженерный институт им. главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова (ПАИИ). Его летопись началась в июне 1943 г., когда в Пензе была создана Высшая офицерская артиллерийско-техническая школа.

За 63 года вуз подготовил свыше 13,5 тысячи военных инженеров. Среди выпускников – 50 генералов. В том числе бывший начальник вооружения Вооруженных Сил России генерал-полковник Анатолий Ситнов, начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ генерал-полковник Николай Свертилов, генерал-лейтенанты Виктор Хромов, Игорь Лапутин, Александр Куренков и другие.

На знамени вуза – орден Красной Звезды. В числе его наград – четыре ордена иностранных государств. За последнее десятилетие он дважды (в 1999 и 2000 гг.) удостаивался награждения переходящим Знаменем военного совета округа, а в 2003 г. – вымпелом министра обороны РФ «За мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку».

О Пензенском артиллерийском инженерном институте им. главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова рассказывает его начальник генерал-майор Александр ПЛЮЩ.

– Артиллерия становится все более интеллектуальным родом войск: усложняется вооружение, растут требования к подготовке специалистов. Институт поспевает за новыми реалиями?

– Наш военный вуз готовит специалистов ракетно-артиллерийского вооружения. Программы обучения подразумевают передачу фундаментальных знаний в этой области и их закрепление на практике, отвечающей современным условиям. Основу научно-преподавательского состава института составляют высококвалифицированные специалисты. В их числе один академик, 5 докторов и 89 кандидатов наук, 11 профессоров, 65 доцентов. Гордостью вуза стала научная школа доктора технических наук, профессора, академика РАРАН Алексея Богомолова. Ее главная задача – исследование динамики и эффективности реактивных систем залпового огня.

Считаю, что и учебно-материальная база института соответствует современному уровню развития науки, техники и военного дела. Создаются новые наглядные средства обучения, проводится глубокая информатизация учебного процесса. На кафедрах оборудуют компьютерные классы, в научно-исследовательской лаборатории созданы компьютерный электронный читальный зал и интернет-зал общего пользования. Расширяется локальная компьютерная сеть. Ею сегодня охвачены все отделы, кафедры и службы института. Это способствует быстрому обмену информацией, оперативному управление учебным процессом.

К примеру, во время занятий преподаватель может получать индивидуальные данные о каждом курсанте, пользоваться материалами электронной библиотеки. Аудитории оборудованы современными средствами передачи и отображения информации, которые позволяют проводить мультимедийные лекции. Знания, полученные в течение года на лекциях и практических занятиях, закрепляются в ходе полевого практикума и боевых стрельб.

В институте есть все необходимое для подготовки грамотных и физически крепких офицеров. В последние годы, благодаря финансовой поддержке из различных источников, мы активно взялись за улучшение условий обучения, проживания и досуга курсантов, условий для занятий спортом.

Ремонтируются и благоустраиваются учебные корпуса. В июле была сдана «под ключ» новая казарма. На базе института проводятся различные спортивные первенства: городские, областные, окружные, всеармейские. Это в значительной степени приобщает коллектив к массовому спорту. Как результат, в нынешнем году наш институт занял второе место среди военных вузов по итогам проверки физической подготовки, которая традиционно проводилась под эгидой Спорткомитета Вооруженных Сил России.

– Сотрудничает ли институт с другими вузами и организациями в плане обмена опытом образовательного процесса?

– Безусловно. Приведу яркий пример. В августе нынешнего года наш институт подключился к опытно-конструкторской работе «Создание межотраслевой (сопряженной) автоматизированной системы получения, обработки, хранения и передачи информации по вопросам управления качеством и экономикой военного образования». Кроме нас в этой работе участвуют еще два военно-учебных заведения (Общевойсковая академия Вооруженных Сил России и Московское высшее военное командное училище (военный институт), а также два управленческих органа – Главное управление кадров Министерства обороны РФ и направление военного образования Сухопутных войск.

В рамках проекта должен быть создан опытный образец автоматизированной системы, а сам проект входит в перечень мероприятий федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».

Институт – постоянный участник всероссийских, всеармейских, окружных и региональных выставок научно-технического творчества, наши экспонаты неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей, почетных дипломов. Весной нынешнего года оргкомитет

8-й межрегиональной выставки «Поволжье-2006» отметил дипломом наш экспонат «Бронежилет с компенсаторами удара», получивший патент на изобретение.

– Как курсанты участвуют в научно-исследовательской работе, изобретательской и рационализаторской деятельности?

– Стараемся вовлекать курсантов в научное творчество под руководством опытных педагогов и ученых. Тех, кто добивается успехов, делегируем на конкурсы и олимпиады. В апреле на Всероссийский конкурс научных работ, который проводился в стенах Михайловской военной артиллерийской академии в Санкт-

Петербурге, институт представил 18 научных работ, в том числе 11 курсантских. В итоге одна работа (младшего сержанта Вадима Орачевского) была отмечена медалью, еще 5 – дипломами Министерства образования и науки РФ. В сентябре восемь наших курсантов из заявленных девяти стали победителями интеллектуального конкурса на соискание стипендии благотворительного фонда В. Потанина. Это был лучший результат среди команд военных вузов.

– Каковы перспективы подготовки в вузе специалистов артиллерийского вооружения для иностранных армий?

– Ею институт занят с 1959 г. За это время обучил около 3 тысяч иностранных военных специалистов, представлявших в общей сложности 30 стран. В их числе Цао Ганчуань, ставший министром обороны Китая, Мухаммад Камаль – бывший заместитель министра обороны Египта, Дюла Унгвар – бывший начальник вооружения Венгрии, Попп Герхард – бывший начальник вооружения пограничных войск ГДР. В настоящее время в стенах вуза обучаются военнослужащие из 12 иностранных государств – Азербайджана, Алжира, Армении, Индии, Казахстана, Киргизии, Лаоса, Мьянмы, Сирии, Таджикистана, Узбекистана, Эфиопии. Кроме того, ведется подготовка группы специалистов для армии союзной Белоруссии. То, что авторитет института растет и на международном уровне, подтвердил методический сбор, который прошел на нашей базе в октябре под руководством начальника 5-го управления Главного управления Международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-лейтенанта Виктора Бартова. На нем были представлены все вузы России, ведущие подготовку иностранных военнослужащих. Наш институт был назван лучшим в этой сфере деятельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте