Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Высшая мера – три года за партой

Учительская газета, №22 от 27 мая 2003. Читать номер
Автор:

Даже в самой стабильной, сытой и причесанной стране есть дети, в поведении которых существуют проблемы. От малолетних преступников общество старается оградиться как можно надежнее – колючей проволокой и высоким забором. О том, что же заставило подростков оступиться, задумываются лишь единицы.

Кража по болезни

– От мира нас отделял двойной забор – снаружи высокий деревянный, со стороны территории – сетка рабитца. Лишь в конце 80-х годов ушедшего века мы поняли, что воспитание через насилие ни к чему хорошему привести не может, – говорит директор ГОУ «Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» Алексей Пискунов.

Первым делом в спецшколе, созданной в 1974 году, снесли забор, что вызвало бурю негодования не только у населения, но и у педагогического персонала. Нового директора, а этот пост Пискунов занял в 1988 году, чуть было не отправили в отставку. Когда же все привыкли к прозрачному забору, которым обычно ограждают территорию детских садов и средних школ, то приступили к разработке авторской педагогической концепции. При помощи психиатров, психологов и социальных работников выяснилось, что зачастую проступки, совершенные подростками – хулиганство, воровство, грабежи и даже убийство – следствие не зависящих от них обстоятельств. Так, девиантное поведение ребенка может обуславливаться нарушением нервной психической и эмоциональной сферы. Например, из 124 воспитанников Шекснинской спецшколы в возрасте от 11 до 17 лет, среди которых 14 девочек, треть имеют серьезные нервно-психические заболевания, органическое поражение центральной нервной системы. В таком случае, здесь требуется не перевоспитание, а компетентная медицинская помощь. В спецшколе ее оказывают каждому ребенку: двери санчасти открыты постоянно, дважды в год проводится медосмотр, при соматических заболеваниях воспитанников отправляют на операции.

На диване сидеть запрещается

– Существует мнение, что к нам попадают дети из неблагополучных семей. Однако статистика показывает, что большинство наших учеников из нормальных семей со средним и даже высоким достатком. Родители их обеспечивают всем необходимым, но только не нормальным отношением. Выходит, что крадут, грабят и убивают дети не из-за того, что им есть нечего, а чтобы реализовать себя. Поэтому мы выстраиваем работу так, чтобы ребенок, вернувшись в домой, смог сдержаться от совершения преступлений, – пояснил Алексей Алексеевич.

Концепция спецшколы построена на рождении личности, рождении гражданина, поэтому здесь стараются дать воспитанникам самое необходимое: 9-летнее образование, профессию – в производственных мастерских ребят обучаем токарному мастерству, девочек швейному делу, на 17 кружках раскрывают таланты. К тому же общение с педагогами учит детей нормальным взаимоотношениям с окружающими.

– Как вы соблюдаете права ребенка?

– На мой взгляд, самое главное право каждого человека – право выбора. В школе это право свято. Мы никогда не будем заставлять ребенка делать что-то насильно. Например, если он не хочет сейчас делать домашнюю работу, то может сделать ее позже. Это решение он уже принимает сам, но подготовиться к уроку должен, потому как это его обязанность. Также мы поощряем детей не бояться высказывать личное мнение, отстаивать свою позицию. Если ученик в каком-то вопросе не смог найти с преподавателем общий язык и написал на него докладную, то ее обязательно разберет комиссия и выдаст официальный ответ, – рассказал директор.

А два года назад в Шекснинской спецшколе появился законодательный орган – школьный совет. Если раньше депутатов от каждого класса назначали воспитатели, то теперь сами ребята выбирают своих представителей. На рабочих совещаниях дети наравне со взрослыми решают насущные проблемы школы: распределяют бюджет, издают законы, ведут воспитательные беседы с провинившимся. А таковых хоть и немного, но все-таки есть. Если уговоры не помогают, то виновного ждет наказание. Какое – решают одноклассники.

– С тех пор как мы ввели каникулы, то стало выгодно быть хорошим и просто поехать домой, чем нарушать правила. В прошлом году было всего 4 побега. Сейчас дети убегают либо осенью – лето за плечами, они было дома, хватили свободы, а впереди труд, либо после зимних каникул. Но у нас до того отлажена система, что в течение двух часов мы возвращаем учеников назад, – ответил Алексей Алексеевич.

Еще дети рвутся на свободу потому, что скучают по родителям. Согласно федеральному закону № 120 «Об основах системы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенку за серьезные правонарушения полагается три года. Но это очень много. Несовершеннолетних нельзя на столь длительный срок отрывать от семьи.

Нередко случается и так, что дети выходят на свободу в середине учебного года. Тогда администрация школы обращается к судьям с просьбой пересмотреть сроки. Пребывание в закрытом учебном заведении может быть продлено только по желанию ребенка.

Здесь Коля уже два года. Однако он решил остаться еще на год, чтобы продолжить обучение в седьмом классе. Ведь в отличие от родной школы, здесь он нашел общий язык с преподавателями, которые и привили мальчику стремление к учебе и нормальной жизни. А для выпускников

Шекснинская спецшкола навсегда останется надежным тылом, куда в любую минут можно обратиться за помощью.

п.Шексна, Вологодская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту