Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
«УГ»-регион: Республика Мордовия

Высокая проба

string(25) "Сентябрь 29, 2020"
                        Учительская газета, №39 от 29 сентября 2020. Читать номер
                                            
                    
Автор:

Глубоко постичь профессию помогает практика

Практика для студента – это своего рода экзамен на понимание себя и своего отношения к профессии. Не случайно она часто становится ярким впечатлением и запоминается надолго. Все формируемые в теоретических курсах компетенции обязательно должны апробироваться в практической деятельности будущего учителя, так считают в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е.Евсевьева. Почему это положение не подвергается сомнению и какова практико-ориентированная траектория будущих педагогов, рассказывает проректор по учебной работе Светлана МУМРЯЕВА.

–Практика является важнейшим компонентом образовательных программ педагогического университета. В вузе выстроена система непрерывной практической подготовки, которая включает практико-ориентированные занятия на площадке вуза, учебные и производственные практики, определяемые ФГОС ВО. Начиная со 2‑го курса на учебных практиках студенты получают первый опыт профессиональной деятельности, знакомятся с жизнью школы: как устроена школа, каково ее нормативно-правовое регулирование, как функционирует педагогический коллектив, как формируются командные взаимоотношения в коллективе.
Учебная практика также важна тем, что именно в этот период под руководством преподавателей-методистов студенты проектируют свои первые уроки, применяя теоретические знания, полученные на занятиях по педагогике, психологии и своей предметной области. Рождаются первые технологические карты урока. Такая организация учебного процесса позволяет качественно подготовить каждого студента к производственной практике, на которой они внедряют проекты своих уроков в жизнь, являются помощниками классного руководителя, а значит, организовывают и проводят интересные мероприятия, экскурсии, участвуют в родительских собраниях, ведут индивидуальную работу со школьниками.

Производственная практика организована в несколько этапов. Самая серьезная и большая практика начинается у студентов на 4‑5‑м курсах, они становятся нашими коллегами, единомышленниками и готовы к реализации всех компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Практику на предвыпускных курсах мы проводим на площадках образовательных организаций города Саранска, что позволяет обеспечить постоянный методический диалог с преподавателями. Руководители практик – это опытные преподаватели университета, их наставничество обеспечивает и методическую, и психологическую поддержку каждого студента: посещение и анализ уроков, совместная рефлексия, рекомендация наиболее эффективных и оптимальных технологий и методик. И мы постоянно учимся вместе с ними…

На 5‑м курсе география школ, где студенты проходят практику, расширяется – это школы Республики Мордовия и города Саранска, что дает возможность получить опыт работы в разных организациях, сравнить условия, особенности, подходы к процессу обучения, научиться у разных учителей методическим приемам.

Преподаватели и студенты проводят соревнования по боксу с юными чемпионами

Отмечу, что по результатам практики в вуз приходит большое количество благодарностей за качественную подготовку от руководителей образовательных организаций. По итогам прохождения практики большинство студентов получают приглашение на работу.

– Что в первую очередь отмечают в своих отзывах директора школ?

– Глубокую предметную и методическую подготовку, а также владение информационными технологиями. Будущий педагог должен хорошо знать предмет и уметь увлечь детей, научить их учиться. Владение цифровыми технологиями – это требование времени для каждого учителя. Формированию этих компетенций уделяется особое внимание: создана современная материально-техническая база, в рамках изучения дисциплин разрабатывается электронный контент, который в дальнейшем используется студентами на практике.

Руководители школ заинтересованы в привлечении молодых учителей в свои коллективы, поэтому к нам часто поступают предложения об трудоустройстве студентов-старшекурсников. Университет дает возможность студентам и учиться, и работать по специальности, тем более что закон это позволяет. Общаясь с молодыми людьми, которые со студенческой скамьи пробуют себя самостоятельно в профессии, мы видим, что они становятся более дисциплинированными, умеют распределять свое время, понимают ценность теоретических знаний и видят, над чем еще стоит поработать с преподавателем.

– Каким образом происходит выбор школ, где студенты проходят практику?

– Для прохождения студентами производственной практики мы выбираем школы, где очень сильные педагоги-предметники. Со многими школами вуз сотрудничает долгие годы. У нас сложились тесные партнерские взаимоотношения: учителя участвуют в программах повышения квалификации, реализуемых университетом, в методических, предметных семинарах, конференциях, многие публикуют свой опыт в журналах и научных сборниках нашего педагогического университета. Поэтому для нас не секрет, в какой школе какая сильная методическая составляющая.
Еще один плюс многолетнего взаимодействия в том, что школы видят, что для нас практика студентов – дело не формальное. Ведь прежде, чем выйти на урок, каждый студент согласовывает технологическую карту урока и с вузовским преподавателем, и с учителем в школе. И только после этого проводит урок.

– А какого студента хотели бы видеть в школе?

– Готового учиться и меняться. Например, в этом году пандемия внесла свои коррективы, и учителям, и вузовским преподавателям пришлось быстро реагировать на вызовы времени и использовать дистанционные технологии, в короткий срок переформатировать материалы занятий. Такие стремительные изменения еще раз подтверждают: чтобы соответствовать требованиям времени, учителю нужно иметь инновационное мышление, быстро перестраиваться. У нынешних детей другая мотивация, другие интересы, и подходить к процессу воспитания и обучения, как это было 10 лет назад, уже нельзя. Педагогу нужны мобильность сознания, желание постоянно учиться.

В условиях развития современного образования осуществляется поиск модели современного учителя – наставника, тьютора, консультанта, руководителя проектов, исследователя. Работодателями востребован сегодня выпускник, способный анализировать, находить решения в сложных ситуациях, способный к креативной самореализации, умеющий говорить и договариваться. Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что конкурентное преимущество будут иметь специалисты, обладающие soft skills, креативным, плановым и другими видами мышления, умением комбинировать знания из разных областей и эффективно применять их.

Выпускники педагогических вузов должны владеть не только определенной системой знаний, умений и профессиональных компетенций, но и личностно и профессионально значимыми качествами, без которых невозможно эффективно выполнять свои функциональные обязанности. Речь идет о так называемых soft skills, мягких навыках, надпрофессиональных компетенциях, или универсальных компетенциях, согласно требованиям ФГОС ВО.

– В университет поступают вчерашние дети. Боятся ли они практики?

– Дело в том, что университет формирует образовательную траекторию студентов планомерно и системно. Студент не вдруг попадает на практику, ее предваряют обширные курсы педагогики и психологии и др. Сегодня студенты более открытые, раскрепощенные, смелые, стремятся к изучению нового, имеют много идей и стараются их воплотить. Если раньше приходилось работать со студентами, снимая их страхи перед первым уроком, то сегодня этого практически нет. За ними любопытно наблюдать и с ними интересно работать. Непрерывная практика помогает им научиться работать с детьми. И замечательно, что практика дает возможность студенту оценить себя в будущей профессии.

– Расскажите, пожалуйста, о таком виде практики, как летняя практика.

– Летняя практика студентов проходит на базе детских оздоровительных лагерей как Республики Мордовия, так и других регионов России, в том числе Московской области, Краснодарского края. Перед началом практики студенты проходят курс подготовки к вожатской деятельности. После этого – инструктивный лагерь, который работает на базе университета. Это, по сути, большая тренинговая площадка, где проигрываются разные сюжетные линии: формирование плана-сетки мероприятий, проектирование, организация и проведение мероприятий, выбор методов адаптации детей, решение конфликтных ситуаций и т. д.

Как правило, эту практику студенты проходят на втором-третьем курсах. В нашем университете функционирует Ассоциация педагогических отрядов. Они формируются из студентов разных курсов. Многие любят это дело и ежегодно отправляются в летние лагеря. И конечно, на отряд ставят и опытного вожатого, и начинающего. Студенты-вожатые полноценно работают с детьми на протяжении всей смены.

– Какие бы вы назвали типичные трудности, с которыми ребята сталкиваются в рамках летней практики?

– Без трудностей не обходится, чаще всего они имеют бытовой и психологический характер. Все дети в лагере очень разные и по уровню воспитания, и по характеру, и возрастные особенности подросткового возраста активно проявляются, поэтому здесь важно умение вожатого работать с каждым ребенком индивидуально и с коллективом в целом. Но лагерь – это школа жизни, вожатый – он еще и родитель на этот период, малыши и расплакаться могут, тоскуя по родителям. Вот здесь и начинают студенты осмысливать трудные вопросы выбора профессии: о любви к детям, могут ли они отдавать им свое сердце, о жертвенности, об огромной ответственности, ведь родители доверили тебе самое дорогое, что у них есть. Я считаю, что именно практика как раз и помогает ответить на эти вопросы в первую очередь себе.

– Как вы считаете, будут ли меняться формы практики в будущем?

– Пандемия показала, что образование вообще будет меняться. Нашему сообществу необходимо быть готовым меняться очень быстро, осваивать новые технологии. Оказалось, что нужно принципиально менять подходы и технологии при работе в виртуальном мире, и к этому многие оказались не готовы. Это ведь сложно – меняться самому. Читать лекции живой и виртуальной аудитории – это разные формы работы. В виртуальном мире ты не ощущаешь эмоциональный фон, не видишь понимающих глаз, не слышишь ответной реакции. Это нужно предугадывать и, исходя из этого, строить свое занятие. Студенты осваивают различные дистанционные платформы, учатся формировать электронный контент преподаваемой дисциплины. Мы понимаем, что их этому нужно учить сегодня, чтобы завтра они были конкурентоспособны на рынке образовательных услуг. Но как бы ни был прекрасен виртуальный мир, все-таки практика должна проходить в режиме реального времени. Никто не научит так, как живой профессионал.

– В каком процентном отношении должны быть теория и практика?

– Это сложный вопрос. Весь процесс подготовки педагога практико-ориентирован. С одной стороны, если ты не обладаешь достаточным объемом теоретических знаний, проще говоря, не очень силен в предмете, то какие серьезные знания ты дашь ученику? Поэтому нельзя отходить от фундаментальной подготовки, дающей глубину и полноту знаний. В то же время, если у тебя недостаточно сформированы компетенции и навыки в практической деятельности, ты не сможешь состояться именно как учитель. Таким образом, важно сохранять баланс между теорией и практикой, верифицировать теоретические знания на практике. У учителя должны быть в равных пропорциях и глубина базовых знаний, и умение применять их при работе с детьми. А самое главное – учитель должен уметь учиться, быть открыт новым знаниям, технологиям, работать над собой.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt