Как показали результаты московского городского конкурса «Лучший детский сад», качество дошкольного образования не всегда напрямую зависит от года постройки детского сада или наличия в нем бассейна. В номинации «Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников» лидером признан детский сад №521, расположенный в здании 1937 года постройки. А в номинации «Детский сад комбинированного вида» победил детский сад №741, в здании которого – 1942 года постройки – нет бассейна, часть помещений этого детского сада по проекту без спален, а физкультурный зал по тому же проекту вообще не был предусмотрен. В номинации «Малокомплектный детский сад» победителем был признан встроенный детский сад компенсирующего вида №4. Все три детских сада пользуются большой популярностью у родителей.
Как никогда актуален вопрос управления качеством дошкольного образования. При этом очень важно не переносить на дошкольное образование школьную форму управления. Говоря об управлении качеством дошкольного образования, необходимо учитывать несколько аспектов.
Первый – контроль, руководство и прежде всего обеспечение здоровья детей. В детских садах практически забыли о контроле за соблюдением режима дня, прогулках, сне детей. На момент проверки городской инспекцией в некоторых детских садах отсутствовал каждый пятый ребенок, включенный в списочный состав учреждения, все дети болели. Нет должного контроля и за правильным распределением времени между разными формами занятий. До сих пор 70-80% времени взаимодействия с ребенком построено на организованных формах работы, проведении занятий, а в соответствии с санитарными нормами должно быть до 50% таких организованных форм. Известно, что уровень самостоятельности, предоставленной детям, в дальнейшем влияет на успехи его учебы, нельзя работу с детьми строить только в форме занятий.
Второй аспект – управление качеством образования и программно-методическое его обеспечение. В каждом детском саду должна быть целостная программа трех уровней «Педагог-родитель-ребенок». Зачастую на практике воспитатели используют самые разные материалы, и в целом реализации этой программы не происходит. Методическим службам необходимо изучить этот вопрос и оказать практическую помощь руководителям, не умеющим комплексно выстраивать образовательную программу в рамках ДОУ. Более заметной должна быть в этой работе и роль Центра дошкольного детства имени Запорожца.
Третий аспект – повышение уровня финансово-хозяйственной деятельности руководителя ДОУ. В 2006 году дошкольные учреждения перешли на нормативное финансирование, ощутимо повысилась родительская плата, которая составляет значительную часть доходов ДОУ. Но, к сожалению, далеко не каждый руководитель умеет грамотно использовать новые экономические механизмы в решении вопросов повышения качества работы своего учреждения. Думаю, этот вопрос нам целесообразно рассмотреть на коллегиях окружных управлений образованием по итогам работы в 2007 году.
Четвертый аспект – характерной чертой для многих дошкольных образовательных учреждений стали многоязычие, поликультурность, наличие детей с разным этническим происхождением. Иногда до 40% детей в детских садах не владеют или плохо владеют русским языком. Поэтому вопросы развития речи ребенка, изучения русского языка, формирования толерантности и способов общения для дошкольных образовательных учреждений стоят очень остро. Конечно, с решением такой сложной проблемы сам педагогический коллектив не справится без поддержки и научного сопровождения, которых мы ждем от наших городских вузов.
Сегодня важна сформированность готовности ребенка к обучению в школе. В этом году Министерство образования и науки РФ проводит два федеральных эксперимента, в которых участвуют наши образовательные учреждения. Москва вошла в число четырнадцати регионов РФ, отобранных в результате конкурса на участие в проекте «Мониторинг состояния и развития системы образования детей старшего дошкольного возраста в условиях развития, преемственности дошкольного и общего образования», который проводит Федеральное агентство по образованию. В рамках проекта будут подготовлены к внедрению эффективные модели образования детей старшего дошкольного возраста и разработано ресурсное обеспечение этих моделей. В ходе другого федерального эксперимента по поручению Правительства РФ планируется разработать программно-методическое обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста и критерии формирования учебно-методических комплектов.
Есть и еще один проект. В прошлом году прошел первый московский конкурс «Детский сад будущего». В нем приняли участие 31 дошкольное образовательное учреждение. Результаты конкурса показали, что наше городское дошкольное образовательное учреждение отвечает на вызов времени в направлении реализации идеи «Город, доброжелательный к детям». Отличительная особенность проектов, представленных на конкурс «Детский сад будущего», – то, что практически все проекты предусматривают работу с детьми-инвалидами. О необходимости развития таких учреждений говорили и родители на встрече с членами экспертной группы.
Победителями в московском городском конкурсе «Детский сад будущего» стали детский сад общеобразовательного вида №26 и детский сад комбинированного вида №1465. Проекты, которые будут реализовывать эти учреждения, направлены на создание детских садов с высоким качеством дошкольного образования для разных категорий детей.
Самая высокая оценка столичного дошкольного образования – создание по инициативе первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Ивановны Швецовой пилотного проекта в области раннего воспитания и образования детей в возрасте от 0 до 6 лет в рамках концепции ЮНЕСКО. Почетно, что Правительство Москвы высоко оценивает достижения столичных образовательных учреждений. Но высокое доверие – это прежде всего высокая ответственность.
Комментарии