В России предложили Основной государственный экзамен для девятиклассников заменить традиционными выпускными экзаменами. Рассказываем о том, как общественность отреагировала на эту инициативу.
Министерству просвещения России депутаты предложили заменить ГИА в форме Основного государственного экзамена для девятиклассников обычными выпускными экзаменами. Такие экзамены школы смогут организовывать самостоятельно. Депутат Дмитрий Гусев, который обратился с таким предложением к Минпросвещения России, рассказал, что заменить ОГЭ нередко просят родители московских девятиклассников.
Почему предлагают заменить ОГЭ
Сторонники отмены Основного госэкзамена мотивируют свою идею тем, что его результаты фактически ребятам не нужны – дети переходят в 10-й класс с любыми отметками. Поступающим в образовательные организации СПО важен средний балл аттестата. На практике выходит так, что подготовка к ОГЭ вызывает лишний стресс у подростков и приводит родителей к денежным тратам.
Кроме того, государство выделяет немалые средства, чтобы организовать итоговые испытания – в частности, на подготовку экзаменационных материалов, обеспечение каналов связи и централизованную обработку работ. Финансирование необходимо и для выплат педагогам и организаторам экзаменационного процесса, для обновления оборудования и приобретение канцелярии. Ежегодно расходы только на организацию Основного госэкзамена составляют почти 220 млн рублей в целом по стране и 15 млн рублей – в Москве. Еще около 2 млрд рублей уходит на техническое обеспечение экзамена.
Среди аргументов в пользу замены ОГЭ обычными экзаменами выступает и тот факт, что 80% школьников для подготовки к такой аттестации привлекают репетиторов. Согласно опросам, лишь в Москве расходы на репетиторов при подготовке к ОГЭ в этом году могли составлять почти 700 млн рублей. К тому же, снижается образовательный уровень в средней школе: из-за концентрации усилий на предметах, по которым ребятам предстоит сдавать экзамены, остальным предметам не уделяется должного внимания.
Как реагируют на инициативу учителя и родители
Реакция на инициативу у пользователей соцсети ВКонтакте, где они делятся комментариями, разнится: кто-то фокусируется на недочетах процедуры современной ГИА, а кто-то обращает внимание на ее многолетнее совершенствование, считая, что отмена станет шагом назад. Немало педагогов с иронией порадовалось облегчению своей работы: «Ура, всем двоечникам можно будет просто поставить тройки (как всю жизнь в СССР делали) и не париться. Или даже четверки с пятерками». При этом коллеги напоминают, что «двоечники при нынешней организации экзаменов очень талантливо списывают и получают даже четверки. И, соответственно, перестают совсем учиться в 9 классе».
Ряд пользователей сравнивают качество знаний выпускников после обычных экзаменов в период, когда проводились обычные экзамены, и после современной ГИА. Сравнение оказывается не в пользу нынешних выпускников: «…все, кто хоть чему-нибудь учился в советской школе, сейчас грамотные люди, с руками, из правильного места растущими и воспитанные при этом! А вот нынешние хорошисты им ни по знаниям, ни по умениям в подметки не годятся». Сторонники отмены ОГЭ ожидают, что «не будет натаскивания на ОГЭ, а нормально учителя будут, как в СССР, учить математике, и троечники тогда решали лучше тех, кто на ОГЭ получает сейчас 4 и 5».
Аргументы учителей и предложения
Некоторые пользователи с сожалением отмечают, что «”партия против ГИА” с каждым годом усиливает свои позиции». Основные причины этого видятся в хлопотности организации ОГЭ и возможности «договориться»: «Наверное, это слишком хлопотное дело. Оставить все на совесть школе элементарно дешевле. Опять же легче договориться. Финансовые потоки вернутся в высшие учебные заведения. Всегда можно будет протолкнуть своего по договоренности. Ребятам с провинции столица улыбнется и помашет рукой. <…> ОГЭ и ЕГЭ не панацея, и огрех очень много, надо развивать их дальше. Они уже прошли огромный путь. Я помню первые экзамены – треш был еще тот. И даже Всероссийское тестирование как прототип ЕГЭ был совершеннее. Сейчас это совсем другой экзамен. Но есть еще куда стремиться. Но, возможно, это не нужно в данной ситуации. Обидно будет, если все порушат. Но нас не спросят, увы. А люди, ну что люди – всегда хватаются за яркие радикальные идеи, не всегда верные. Зато блестит».
Главным аргументом сторонников ОГЭ и ЕГЭ остается объективность такой аттестации: «Только благодаря ЕГЭ у нас сохранилось образование и допуск к нему, даже высшему, детей, желающих учиться, независимо от положения, родителей. Это факт».
Однако не все полностью согласны с этим наиболее часто декларируемым и для многих очевидным плюсом современной ГИА. Некоторые в отмене устных экзаменов видят шаг назад: «Замена устных экзаменов письменными в виде ЕГЭ – это шаг вперед только? В чем-то, конечно, да – объективности стало больше, а в чем-то и шаг назад – списать при устном экзамене (при сравнении, кстати, с письменным), где экзаменатор может задать вопросы, побеседовать, непосредственно проверить уровень знаний, сложнее, да и качество усвоенных знаний было легче проверить. Выход, как по мне, – это сохранения формы ОГЭ/ЕГЭ (то есть проведение в другой школе, левыми для детей экспертами и т.д.) с содержанием в виде устного экзамена».
Высказывается также мнение, что экзамены в чужой для ребят школе – это настоящий стресс для них. Поэтому лучше сдавать экзамены, но в своей школе – пусть с чужими учителями.
Относительно формы аттестации – письменной и устной – пользователи делятся своими предложениями. Например, предлагают сохранить такой вид вступительных экзаменов, как собеседование. В одном из комментариев отмечается: «Некоторые вузы имеют на это право и сейчас. К сожалению, в современной школе совершенно не формируется навык полного устного ответа. Это безобразие началось, кстати, давно с середины 80-х, так называемый липецкий метод, успешно забытый ныне, но работающий и по сей день, принцип: одно слово – есть ответ. Позволял быстро опросить класс. Потом стал основным. Устный полный ответ затратный по времени, вероятно, поэтому его избегают. Собеседование по русскому на ОГЭ сразу вскрывает эти недостатки подготовки учащихся. Но если дополнять устными ответами все предметы – это увеличение времени экзаменов и сложность проверки. Когда-то проблему постановки аргументированной речи решала литература и история – экзамены по ним были обязательны. Но именно эти предметы сейчас по выбору, и сдают их отнюдь не часто, как правило, единицы из класса. Обязательное сочинение в 11 классе решает эту проблему частично. И экзамен по истории, и литературе, и сочинение – это все сейчас письменная речь. А с устной – беда…».
Комментарии