Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Образовательные технологии

Вынужденная изоляция?

Учительская газета, №19 от 12 мая 2020. Читать номер
Автор:

Или время, чтобы ознакомиться с историей своей семьи

Время самоизоляции внесло существенные изменения во взаимодействие многих родителей с детьми. Более тесное общение с ребенком, совместное выполнение учебных заданий, разграничение пользования компьютером и другими техническими средствами, совместный обед или другой прием пищи – все это реалии нашего времени.

Константин АНДРЕЕВ

В этих беспрецедентных условиях педагоги, психологи, наставники призывают взрослых использовать сложившуюся ситуацию для выстраивания отношений со своими чадами. Это время можно использовать и для того, чтобы вместе ознакомиться с историей семьи.

Для большинства история предков кажется чем-то само собой разумеющимся. Многие из нас уверены, что наши дети прекрасно знают своих прадедушек и прабабушек, ведь «мы так много им о них рассказывали», ведь «мы вместе на шествие Бессмертного полка ходили». Но спросите своих детей, а может, и сами ответьте на вопрос «Сколько у тебя было прадедушек?», и вы поймете, что и сами не с ходу сможете на него ответить. И уж тем более трудно будет вспомнить имена и отчества прабабушек и прадедушек, не говоря уже о местах рождения и местах захоронения.

Время самоизоляции и карантина – это отличная возможность для того, чтобы с помощью простых и увлекательных форм ознакомиться с семейной историей, узнать своих предков, разобрать семейный архив, инициировать семейные исторические проекты.

Мы предлагаем идеи, для того чтобы общение с прошлым стало наиболее ярким, интересным и позволило детям разного возраста сформировать отношение к своим корням, задуматься о событиях прошлого (трагических и радостных), сопоставить историю страны с историей дедушек и бабушек.

Но для того чтобы эти идеи могли быть воплощены в жизнь, надо придерживаться нескольких правил.

Правило 1. Самому интересоваться историей семьи (не только своих предков, но историей семьи супруга/и).

Правило 2. Дать дорогу творчеству и инициативе.

Правило 3. Бережно относиться к артефактам семейной истории.

Правило 4. Не бояться доставать старые и пыльные коробки с антресолей.

Правило 5. Совместно не только смотреть, но и что-то делать, посвящая этому значительную часть времени.

Правило 6. Излишне не героизировать историю семьи.

Правило 7. С вниманием относиться к судьбам, казалось бы, непримечательных предков.

Каждая семья самостоятельно определяет степень включенности в работы с семейной историей. У всех разные домашние архивы. У кого-то есть старинные документы и фотографии, а у кого-то их нет. У одних в роду были генералы и герои, а у других – крестьяне. Каждый из них заслуживает равного отношения и понимания того, что это часть истории семьи и без каждого из них, возможно, не сложились бы судьбы сегодня живущих.

Перечисленные идеи могут быть взяты вами за основу, и вы самостоятельно можете придумать что-то иное, свое, более творческое или подходящее для вашей семьи, ваших детей, места, в котором вы сегодня находитесь.

Начните с малого.

Совместная аннотация старых фотографий

Достаньте старые альбомы или цифровые сканы фотографий. Посмотрите на их состояние. Приведите альбомы в порядок. Совместно с детьми начните их рассматривать и попытайтесь рассказать о фотографиях, людях, местах. Если фотографии не подписаны, аккуратно карандашом подпишите снимки (чтобы не испортить). Если у вас есть групповые снимки (школьные классы, рабочие коллективы), найдите на них своих родственников. В случае если вы не хотите вносить пометки карандашом в альбом или на обратной стороне снимка, можете поставить камеру или смартфон и заснять это на видео. Ваш ребенок может стать на это время даже оператором. Пусть он выполняет важную задачу по фиксации вашего рассказа. Если вы живете с людьми старшего поколения, спросите у них о фотографиях, пусть они тоже присоединятся к совместной аннотации снимков.

Очень часто в семьях хранятся фотоальбомы, в которых безымянные фотографии не могут рассказать, кто на них. Помните о том, что, если снимок подписан, следующим поколениям будет легче понять, кто на нем изображен.

Настольная игра

Отличным способом изучения семейной истории может стать создание настольной игры. Механику и идею можно взять из хорошо известных игр, а вот содержание вложить свое. Места, связанные с историей семьи (места жительства, места работы и учебы), могут стать локациями на игровом поле. А главными героями могут стать наши предки. Их можно даже обозначить особыми фигурками. Разработка такой игры станет хорошим поводом влезть в семейный архив, изучить справки, документы и фотографии, поговорить о судьбах предков.

Семейные экспедиции

На карте мира есть огромное количество точек, связанных с историей наших семей. В последнее время все более активно семьи прокладывают маршруты своих путешествий с учетом локаций, важных для их рода. Многие стремятся посетить братское захоронение, в котором покоится их прадед, погибший на войне. Кто-то отправляется в бывшее родовое имение. А кто-то просто едет по маршруту передвижений своих родителей: посещает места, связанные с их жизнью, учебой, работой.

В условиях самоизоляции не попутешествуешь. Но зато можно наметить такие поездки. Составить маршруты. Просчитать, сколько времени это займет, какими видами транспорта необходимо будет воспользоваться. Важной составляющей таких экспедиционных планов будет изучение семейных архивов и интернет-источников. Отправной точкой для планирования может стать как похоронка на прадеда, так и фотография, на которой запечатлен старый деревенский дом. Главное, чтобы планирование происходило с участием детей и они сами предлагали места, в которые можно было бы отправиться во время праздников, отпуска, каникул. Можно составить целую карту семейных локаций с подобными точками на ней. В нее, кстати, могут войти не только далекие места, но и места вашего региона. Подготовить локальную экспедицию по вашему городу тоже можно в условиях самоизоляции.

Семейная лаборатория расшифровок

Дети любят шифры, ребусы, загадки. Иногда у нас в семьях хранится несметное количество таких загадок – это старые письма, дневники, записки и даже рецепты, написанные нашими бабушками. Их принято называть письменными источниками личного происхождения. Устройте в какой-то из дней нахождения дома семейную лабораторию. Разберите старые письма, систематизируйте их. Разложите по папкам, конвертам. Отсканируйте. Создайте опись этих документов. Организуйте их расшифровку. Пусть каждый попробует прочитать тексты, разобраться с почерком предков. Главное, чтобы расшифрованные тексты были набраны в текстовый файл. Таким образом вы сможете постепенно оцифровать ваш семейный архив, переведете его в электронный текст. Этим текстом вы сможете делиться с другими родственниками. Важно, чтобы весь процесс был организован в позитивном ключе, в игровом формате.

Выставка

В условиях дома можно инициировать такие форматы работы с семейной историей, которые, казалось бы, требуют большого количества гостей и зрителей. Но сегодня, когда есть Интернет и социальные сети, многое можно транслировать и показывать своим друзьям, родственникам, коллегам, одноклассникам.

Дома можно попробовать организовать выставку, где главными объектами будут предметы и документы из семейного архива.

Придумайте концепцию выставки, продумайте сценарий внутреннего повествования. Подберите предметы, документы, фотографии. Подумайте, можете ли вы задействовать мультимедиа в вашем выставочном проекте. Иногда старенький MP3‑плеер может стать прекрасным источником записанного голоса дедушки, а смартфон на время может превратиться в экран, который транслирует старую семейную видеозапись. Пофантазируйте. Выставка может быть совсем маленькой и умещаться на нескольких полках книжного шкафа. А может, она будет размещаться на подоконнике или же в гардеробе?

Покажите на выставке повседневность, людей, какие-то очень простые предметы. Вы не ограничены в придумывании этикеток (надписей к предметам). Шутите или же заставляйте задуматься о вечном. Или совмещайте все это. Вы можете, например, достать старые записные книжки с телефонными номерами и на их основе придумать выставочный проект. А если вы не выбросили старый дисковый телефон, то он будет прекрасным ключевым экспонатом выставки. А истории людей, чьи номера телефонов записаны в книжках, могут стать сквозными нитями в общем повествовании. Главное – фантазировать. Ну и, конечно, вовлекать в придумывание детей, распределять роли. Пусть кто-то будет куратором, кто-то – оформителем, кто-то – реставратором или же фотографом и экскурсоводом. Обучите детей вести экскурсии по выставке.

Транслируйте создание ваших выставок и экскурсии по ним в социальные сети. Мотивируйте других на создание своих выставок и формирование семейного музея.

Экскурсия

Дети любят рассказывать. Они любят рассказывать о том, что им дорого, что они знают, чем они гордятся, что они присвоили.

Многие дети с легкостью проведут экскурсию по своему дому. Транслируя опыт посещения музеев и выставок, общения с экскурсоводами, они могут с легкостью взять на себя роль экскурсовода.

А что, если организовать экскурсию по дому, по созданной домашней выставке или домашнему музею?

Для этого надо только подготовиться. Ведь экскурсия – это не просто рассказ о том, что вижу. Это продуманное, гармоничное по композиции, с элементами драматургии и даже детектива повествование. Если в игровой форме создать и провести экскурсию вместе с ребенком, то результат будет очень позитивным. Во-первых, он попробует себя в другой роли (гида, экскурсовода). Во-вторых, готовясь к экскурсии, он сможет узнать что-то из истории семьи.

Экскурсию можно записать или же транслировать в социальные сети. Это дополнительный стимул к тому, чтобы рассказ был интересным, живым, завлекающим.

Важно понимать особенности детей, чтобы не использовать те формы, которые чужды им или же будут вредить эмоциональному состоянию. Важно в этом процессе найти роль, которая будет ребенку важна, под силу, будет раскрывать его потенциал, но в то же время надо помнить, что необходимо призывать пробовать что-то новое и открывать в себе скрытые таланты.

Запись воспоминаний

Время, которое вы проводите вместе с семьей дома, можно использовать и для того, к чему мы всегда хотим приступить, как только речь заходит о сохранении информации об истории семьи. Это запись воспоминаний.
И если раньше записывать воспоминания можно было ограниченными техническими средствами или же просто на бумаге, то сегодня записывать на видео- и аудионосители может каждый. Благо техника есть в каждой семье, и самый простенький смартфон, диктофон с этим может справиться.

Записывать можно другого человека или даже себя. Запись можно вести на видео или аудио. На видео вести запись сложнее, но информация из видеовоспоминания ценнее и полновеснее, ведь мы можем увидеть мимику, эмоции, улыбку или слезы на лице человека. Это может быть очень важным в рассказе о прошлом.

Записывая воспоминания, интервью, необходимо подготовиться. Заранее составить вопросы (создать опросник), по которым будете вести беседу. Включите в опросник то, что давно хотели спросить. Надо помнить, что вы создаете документ, куда должно войти и быть зафиксированным то, что может быть вам известно, но никогда не было записано.

Насытьте это общение неформальными вопросами (эмоции, ощущения, запахи, звуки, смешные истории, элементы повседневности), но не забывайте, что и точные сведения в записи воспоминаний важны (даты, места рождения, захоронений, имена, адреса, последовательность событий и т. п.). Помните, что процесс сбора в школу в 1940‑1950‑х тоже может быть не менее интересен следующим поколениям, нежели рассказ о полете Гагарина, а переживание из-за исключения из пионеров драматичнее, чем развал Советского Союза.

Помните и о том, что хорошим подспорьем в воспоминаниях будут предметы, фотографии, старые документы.
Ну и важно осознавать, что если запись воспоминаний готовится и осуществляется вместе с детьми, то результат в сто раз ценнее для следующего поколения.

Книга о семье

Творческим вызовом на период нахождения дома может быть создание книги о семье. Формат и содержание книги могут быть определены самой семьей. Кто-то посчитает необходимым завести книгу в единственном экземпляре, где будут вестись записи об истории семьи и будет максимально подробно записано то, что сегодня известно ныне живущим о своих предках (где родились, где жили, где учились, где захоронены). Часто подобный формат является основой для сохранения ускользающих воспоминаний о предках. Сегодня дедушка рассказал историю о своем отце. Мы ее услышали, но не записали. Нам кажется, что времени много и мы еще успеем записать или спросить. Но часто бывает по-другому: не успеваем или же просто забываем.

Книга может быть необычной по материалу изготовления. Ее можно сделать из ткани или же связать из ниток. Фантазия поможет семейную историю, ее легенды и артефакты вложить в страницы этой текстильной книги. Каждая страница – человек. Или каждый разворот – хронологический период с дедушками и бабушками в главных ролях. Таким образом, созданная книга будет приобретать характеристики семейного артефакта, символа. То, что можно взять в руки и что сопровождается историями, эмоциями, теплотой, лучше сохраняет, визуализирует рассказ о прошлом, воплощает в осязаемое то, что, казалось бы, трудно потрогать.

Погружение в библиотеку

Отличным способом в игровой форме заняться историей семьи может стать работа с домашней библиотекой. Если воспринимать накопленные и разложенные по разным стеллажам и полкам книги как пространство для исследований, то члены семьи могут стать «археологами» и начать изучать то, как разложены книги, как они компоновались. Можно провести поиск тех книг, в которых содержится дарственная надпись, и выяснить, кто и кому дарил эту книгу, при каких обстоятельствах был сделан такой подарок. Можно зафиксировать, сфотографировать раскладку книг, а потом разложить их по годам издания (или хотя бы по десятилетиям). Кстати, заодно можно вместе с детьми протереть пыль, составить опись домашний библиотеки и даже подреставрировать книги с порванными обложками (в Интернете сегодня много советов, как это можно сделать без вреда для книги). Обратите внимание на книги. Поделитесь своими воспоминаниями о книгах, впечатлениями о прочитанных в детстве произведениях. Во многих семьях есть книги, зачитанные до плачевного состояния. Но можно найти эти книги и поразмышлять, почему они вызывали такой интерес. В домашней библиотеке можно поработать и изучить оформление книг, их дизайн, иллюстрации. Часто именно визуально привлекательные издания вызывают интерес у детей, и это можно использовать, чтобы выстроить диалог семьи с книгой.

Макет дома

Часто дети моделируют и создают вымышленные дома и домики. Они обживают их, конструируют мебель, дополняют элементами интерьера, насыщают жизнью, размещают внутри созданного макета свои игрушки: человечков, животных, фигурки.

А что, если взять и вместе с детьми создать макет деревенского дома, из которого родом семья. Или воссоздать старую квартиру, в которой жили прадедушки и прабабушки. Старшее поколение в помощь. Они могут подсказать, где и что находилось, какие предметы остались и сегодня используются в быту. Их можно найти, особым образом представить и ознакомиться с ними. Макет дома или квартиры – прекрасная возможность реконструкции семейных интерьеров прошлого. И это тоже завязано на игру и игровое взаимодействие с ребенком, да и со старшим поколением.

Прямая трансляция

Если ваш ребенок достиг возраста, в котором уже активно пользуются социальными сетями, вы можете предложить (как особый вариант работы с семейной историей) подготовить серию прямых эфиров или сторис о семейных реликвиях. Например, сделать серию таких включений или публикаций по определенному принципу. Сегодня мы выкладываем самую старую вещь в нашей семье, завтра рассказываем о самой большой фотографии, позже знакомим друзей и подписчиков с предметом, который передается из поколения в поколение, можем рассказывать о предметах из коллекции, делиться любимыми книгами детства членов семьи, рассказывать на страницах социальных сетей об используемых реликвиях, которыми до сих пор пользуются в семье, – столовых приборах, мебели, часах.

Главное – помнить, что работа с публикацией такого контента должна выстраиваться на основе безопасности. Это, кстати, может стать хорошим поводом общения с ребенком о безопасном поведении в Интернете, в социальных сетях, при создании творческих онлайн-проектов.

Анимационный фильм (мультик)

Сегодня много приложений для смартфонов, которые можно использовать для занятий творчеством. Есть огромное количество приложений, чтобы снимать мультфильмы в технике перекладки (stop-motion).

Попробуйте снять мультфильм на основе семейной истории. Можно сначала попробовать приложения на предметах из семейного обихода, а потом уже придумать совместно с детьми сценарий. Если это сделать сложно, можно снять мультик на основе какой-то семейной легенды. А если вы уже записали воспоминание дедушки, то можно вырезать часть и под этот фрагмент снять анимационный ролик. В качестве оживающих предметов могут быть фотографии, пуговицы из семейной шкатулки, старые рисунки, предметы рукоделия бабушки. Если дома есть принтер, то можно распечатать отсканированные старые фотографии, вырезать по контуру портреты предков и оживить их в мультфильме.

Если вы продвинуты в работе с компьютером, наложении музыки, звуков и эффектов, то можете усложнять и добиваться качества. Ну а если не умеете и не знаете, у вас есть хорошая возможность научиться у детей или же научиться это делать вместе.

Flatlay

Это слово плотно вошло в обиход блогеров и тех, кто проводит время в социальных сетях. Это фото раскладки предметов, сделанное сверху (под углом 90 градусов к поверхности). Вы часто встречали такие фотографии в Сети. Это и подборки предметов, объединенных какой-то темой, и просто композиция из красивых вещиц в сопровождении цветов, засушенных листьев, ткани.

Попробуйте сделать такие снимки старых предметов, артефактов, документов и фотографий вашего домашнего архива. Пробуйте, перекладывайте, создавайте фотографии. Смотрите учебные видео, как снимаются такие изображения. Вы не только в простой и увлекательной форме начнете взаимодействовать с предметами прошлого, но и включите в процесс своих домашних. Многие ставят такие изображения в качестве обоев на рабочий стол компьютера, распечатывают в качестве постера или открытки, делают заставкой на экране смартфона. А семейная история уж точно придаст индивидуальность подобному изображению.

Белые пятна истории

В истории каждой семьи есть те события, которые до сих пор остаются непонятыми, неизвестными. Это своего рода белые пятна семейной истории. Вы можете с ними немного поработать.

Запишите, выявите эти белые пятна. Составьте их список. Например, вы не знаете, где похоронен ваш прадед по одной из ветвей, или же не спрашивали никогда у родителей о том, как они познакомились. Напишите все это. Кстати, ваши дети могут создать свой список. Вы можете их сверить. И потом составить список того, что надо сделать, чтобы эти белые пятна постепенно стали иных оттенков. Часто в таких случаях помогает обращение в архивы, музеи, к профессиональным историкам. Но вместе в семье, наметив план исследования семейного прошлого, вы сможете взять из истории много полезного для общения сегодня. Ведь историю изучают не для того, чтобы перечислить наизусть все даты битв, а для понимания, кто мы такие и что нас делает людьми.

Константин АНДРЕЕВ, руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt