В прошлом номере «Моего профсоюза» был дан подробный разбор выступлений финалистов конкурса «Воспитатель года-2014» во втором туре с точки зрения жюри. Творческая презентация и педагогическое мероприятие с детьми, а также создание собственного интернет-ресурса – непростые конкурсные задания. Однако, попав в третий тур, десятка лауреатов поднимается на новую ступень анализа собственной педагогической деятельности. Самое сложное – показать суть своего опыта в рамках мастер-класса. И вместе с тем сделать его зрелищным. Невероятно трудно забыть, что за каждым твоим шагом наблюдает внимательное Большое жюри. Как и за каждым твоим словом во время дискуссии за круглым столом.
Третий тур. Мастер-классыМастер-класс Виолетты Тарасовой из Республики Татарстан назывался «Меткое слово – идея готова!». Виолетта Юрьевна поделилась нетрадиционными технологиями развития речи, которые она использует в работе. «Современная логопедия, – объяснила лауреат, – находится на стыке педагогики и медицины». Необыкновенные возможности одновременно для лечения и для воспитания детей Виолетта Тарасова нашла в такой известной литературно-педагогической форме, как дидактический синквейн. Она напомнила присутствующим правила составления синквейна. А дальше началась практическая деятельность вместе со всем залом и фокус-группой, которая была вызвана на сцену. Воспитатели дружно творили. Например, сочинили синквейн на тему «Ребенок». Получилось очень симпатично:РебенокЛюбимый, шаловливый.Растет, играет, радует.Дети – цветы жизни.Счастье.Затем посмотрели видеозапись и узнали, какие замечательные синквейны сочиняют воспитанники Виолетты Юрьевны и даже родители воспитанников. Следующее творение зала было посвящено вечной дамской проблеме – лишнему весу… И, наконец, фокус-группа выполнила особое, секретное задание. Оказалось, что это – сочинение синквейна о федеральном государственном образовательном стандарте!Музыкальный руководитель Юлия Шорстова из Белгородской области начала свой мастер-класс с песни и призыва: «Выйти за рамки!». Она предложила коллегам создать привычный образ детского сада, где традиционно проводят свои мероприятия воспитатели, физкультурники, музыкальные руководители. Как же сделать, чтобы все шло по-другому, чтобы все изменилось? «Не нужно долго размышлять, нужно брать и делать – вот девиз современного педагога», – убеждена Юлия Владимировна. Так однажды и навсегда Юлия Шорстова пришла к волновой методике Михаила Семеновича Казиника и адаптировала ее к условиям детского сада. Получилась горизонтально-вертикально-волновая система. Интересным моментом мастер-класса стало, как всегда, творчество на сцене. Фокус-группе дали задание – нарисовать ассоциации, слушая музыку любимого композитора Александра Зацепина. А чтобы возник образ нетрадиционного детского сада, Юлия Владимировна попросила педагогов создать сценарий спектакля «Колобок», придумать, как могут подать сюжет известной сказки воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель.Следующий мастер-класс давала еще одна музыкальная руководительница. Марина Рассохина из Ненецкого автономного округа раздала фокус-группе разноцветные платочки и предложила отгадать, какова цель этого мастер-класса. Оказалось, все зависит… от самой фокус-группы, как в известной притче о мудреце, который сжал в ладонях бабочку и спросил своего посетителя – жива она или мертва? «Вот и сегодня на мастер-классе все в ваших руках», – объяснила педагог. Марина Юрьевна справедливо считает, что детям на музыкальных занятиях должно быть весело. Для создания позитивной атмосферы конкурсантка использует различные пособия. Одно из них – «Разноцветные лоскутки». То есть те самые платочки, которые в начале мастер-класса получила фокус-группа. Лоскутки могут быть разные – совсем маленькие, с ладонь, большие, как ковер – на таких платках может усесться ребенок. С помощью маленьких лоскутков можно… петь. Из лоскутков побольше можно выложить ритмический рисунок мелодии. Лоскутки – это листья, если дети изображают лес. Можно создать цветок, если превратить лоскутки в лепестки. С помощью кусочков ткани разных размеров можно решать серьезные задачи, развивать координацию, звуковую культуру детей, обогащать их словарный запас, социализировать ребят. Марина Юрьевна предложила коллегам придумать собственные упражнения с лоскутами для своих предметных областей.Воспитатель из Краснодара Анна Корнеева давала мастер-класс на тему «Сотрудничество с семьями воспитанников, или Как подобрать ключи к современному родителю».Она начала с того, что попросила подняться со своих мест в зале педагогов, которые работают в детских садах. А затем остаться стоять тех, у кого собственные дети ходят в детский сад. Таких коллег Анна Валерьевна называет педагогородителями или родителепедагогами. Иногда, как и все родители, они сталкиваются с проблемами – ребенок упал, поранился во время пребывания в группе или на участке детского сада. В этом случае педагогородитель обвиняет во всем коллегу, а коллега оказывается в роли обвиняемого. Во время мастер-класса родители-воспитатели стали обвинителями на педагогическом суде, где были также защитник, ответчики (по сюжету – те самые воспитатели, в присутствии которых ребенок получил травму), присяжные заседатели (зал), судья – сама Анна Корнеева. Участники суда оделись в судейские мантии и парики и пользовались для выражения своего мнения специальными карточками – белой и черной. Сначала ответчики пытались оправдаться как воспитатели, затем – как родители. Суд принял несколько важных решений. Главное из них – позволить всем педагогородителям преодолеть внутренний дисбаланс и найти золотую середину в ответе на вопрос: «Кто я, педагог или родитель?»Наталья Лоскутова из Москвы для начала показала видеофильм о своем детском садике (это структурная часть московской средней школы с углубленным изучением экономики №240). В сад ходят разные дети, в том числе ребятки с ограниченными возможностями здоровья. «Но все они одинаково любимы», – объяснила Наталья Вячеславовна. Причем это дошкольная образовательная организация работает в многообразии детских потребностей и возможностей давно, с 2008 года. Вызвав коллег для участия в мастер-классе на сцене, Наталья Лоскутова дала им необычные задания, вернее, они были связаны с необычными ограничениями. Человек с наушниками должен был понять, о чем читает вслух сосед, человек в варежках – завязать шнурки и так далее. Пока фокус-группа пыталась выполнить задания, Наталья Вячеславовна попросила зал предположить, какие вопросы задают родители здоровых деток и родители малышей с ограниченными возможностями здоровья, если ребята оказываются рядом в одной инклюзивной группе. Позже на эти вопросы попыталась ответить фокус-группа. Кстати, фокус-группе удалось справиться не со всеми заданиями, и это было похоже на реальную жизнь, ведь у детей разные возможности, разный темп деятельности, личностные особенности, разное состояние здоровья, наконец. «Дети с особенностями такие же, как обычные ребята, только им нужно больше внимания», – резюмировала Наталья. В финале вместе с коллегами Наталья Лоскутова выстроила здание детского сада настоящего дня, где уютно, комфортно и удобно каждому ребенку.Технологию проектирования события авторов Кравцовых представила Ольга Петрова из Красноярска. Ее выступление стало финальным звеном в цепочке «творческая презентация – педагогическое мероприятие – мастер-класс». Все этапы конкурса для Ольги Александровны были связаны одной темой, точнее, той самой технологией проектирования события, где событие – это образовательно-игровая ситуация. На мастер-классе Ольга Петрова с помощью коллег показала продолжение конкурсного открытого мероприятия, где произошла завязка события – дети превратили обычную коробку в ракету и собрались в путешествие на Марс. Фокус-группа составила организационную модель события – каждый специалист детского сада (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и так далее) предложил свою идею, которая стала составной частью сценарного плана. В этой структуре нашлось место и родителям, ведь с ними можно проводить совместные мероприятия, ходить в музеи. Сама же лауреат сыграла роль ребенка. Таким образом, на глазах зрительного зала родилась организационная модель события. Ольга Александровна сделала вывод: «Все могут объединиться в стремлении к одной цели». А коллега из фокус-группы призналась: «Я для себя это событие приберегу на День космонавтики».Мария Гаврикова из Челябинска для развития мелкой моторики своих воспитанников использует нетрадиционные материалы – фантики, бутылки, диски, ватные палочки, фольгу, макароны, соленое тесто, многое другое. А затем поделки участвуют в дидактических, сюжетных играх. Зал и фокус-группа успели сделать несколько забавных объектов. Например, педагоги создали главного героя сказки Сутеева «Под грибом», а также мышку из ниток и картона и бабочку Изабеллу из шерсти… Это было несложно, ведь воспитателям помогали пооперационные карты, составленные конкурсанткой. А залу Мария Евгеньевна предложила смастерить «дождик» – переплести цветные длинные ленты. «Дождик» закрепили на «тучке», которая тоже была сделана из бросового материала – головок одноразовых ложек. Получилось очень красиво!Курганская педагог-психолог Наталья Буракова использует в своей работе социоигровую технологию А.Ершовой, В.Букатова, Е.Шулешко. Конкурсантка считает, что технология идеально подходит для современного ребенка: она эффективна и доступна каждому. Элементы этой технологии Наталья Сергеевна продемонстрировала на своем мастер-классе. Для начала она пригласила на сцену коллег и предложила вспомнить лучшую дворовую игру из детства. Коллеги наперебой заговорили: «Классики! Прятки! Салки-догонялки! Рисование мелом на асфальте!» А затем Наталья Буракова показала им приемы социо-игровой технологии – «Видимо-невидимо», «Оживление», «Умелая рука», «Театр теней». Оказалось, что во время занятий с детьми очень важно, чтобы ребенок сам создал свое рабочее место, расположился так, как ему удобно сидеть, наблюдать за воспитателем и, самое главное, творить! И еще выяснилось, что технология эта рассчитана не только на детей, но и на взрослых. Наверное, поэтому участникам мастер-класса было так интересно выполнять задания мастера.«Где зародилась русская песня?» – предложила вспомнить музыкальный руководитель из Ленинградской области Юлия Загорская. Свой мастер-класса она назвала поэтически – «С песней на Руси родились» и начала поэтически – напомнила о традициях, в том числе и песенных, которые переходят из поколения в поколение. Благодаря видеозаписи мы увидели, как со своими воспитанниками Юлия Загорская поет русские народные колыбельные песни. А затем сами попытались их спеть! А еще Юлия Николаевна напомнила нам, как дети любят играть, для них слово «играть» равнозначно слову «дружить». Лауреат попросила зал: «Прошу всех родителей вернуть народные игры в нашу жизнь!» Во время основной части мастер-класса Юлия Загорская показала, как она организует совместное вокально-инструментальное музицирование в своей группе. В действе принимал участие весь зал. Начали с активного слушания знаменитой «Камаринской». А затем стали разбирать партитуру, но особую, созданную специально для детей. Части зрителей раздали народные инструменты – ложки, трещотки, бубенцы. Остальные использовали вместо инструментов собственные руки, получилось неплохо! Кулаки превратились в трещотки, пальцы – в бубенцы, а хлопки были похожи на звук ложек. Партитура подсказывала, где надо петь, а где играть на инструментах. «Камаринскую» мы спели и сыграли так, словно были давно сыгранным оркестром и хором. Было приятно услышать в конце мастер-класса от нашего дирижера: «Благодарю каждого участника совместного музицирования».Самый веселый мастер-класс получился у педагога-психолога из Кемеровской области Ирины Стряпиной. Назывался он «Все в твоих руках». Ирина Владимировна доказала, что все педагоги в зале – идеальные. Она попросила коллег говорить самим себе комплименты. Оказалось, что это не только забавно, но и полезно для душевного самочувствия. Затем воспитатели танцевали головой, руками, животом, не вставая с мест, пели песню о педагоге, вспомнили забавное упражнение на внимание «Фотографирование дельфина». И получили оригинальный подарок – рецепт хорошего настроения. Вы тоже можете воспользоваться этим рецептом. Запишите его себе в блокнот и читайте каждое утро:«1. Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти и равнодушия.2. Добавляем три ложки оптимизма, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем.3. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.4. Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания.5. Подавать ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок».Мастер-классы и следующее испытание – «Круглый стол» – транслировались в Интернете. Трансляция вызвала огромный интерес, и не только у работников дошкольного образования!Третий тур. «Круглый стол»«Круглый стол» – наверное, самое непростое задание конкурса «Воспитатель года». Участники должны стать немножко политиками, немножко ораторами, должны сформулировать свое отношение к актуальным проблемам образования, в первую очередь, конечно, дошкольного. В этом году десятке лауреатов было, с одной стороны, легче дискутировать, а с другой – сложнее. Вел «круглый стол» не журналист, как это бывает обычно, а популярный писатель Олег Рой, в том числе и автор книг для детей. Задавал он вопросы как родитель, причем родитель, доброжелательно настроенный к педагогам. Однако среди тем были и острые… Давайте вместе вспомним несколько фрагментов из разговора писателя и воспитателей.Олег Рой: Почему вы для себя выбрали эту профессию?Ольга Петрова, Красноярск: Это моя судьба.Мария Гаврикова, Челябинск: Я сама еще ребенок.Наталья Буракова, Курган: У нас в семье педагогическая династия.Юлия Загорская, Ленинградская область: Это самая честная, творческая профессия.Ирина Стряпина, Кемеровская область: Для меня быть психологом – это быть самой собой.Юлия Шорстова, Белгородская область: Меня мама направила. А бабушка сказала: «Будешь всегда в тепле и уюте».Анна Корнеева, Краснодар: Родители заставили учиться на педагога. Мне сначала не нравилось. И я получила второе, экономическое образование. Но потом решила, что работа педагога интереснее.Наталья Лоскутова, Москва: Я увидела глаза коллег. И захотела, чтобы у меня глаза так же горели.Олег Рой: Стандарт вам помогает или мешает?Ирина Стряпина, Кемеровская область: Помогает. Я могу помочь ребенку стать таким, как в стандарте прописано.Виолетта Тарасова, Республика Татарстан: В законе об образовании написано, что первый воспитатель – родитель. А мы ему должны помочь.Мария Гаврикова, Челябинск: Для меня важно, чтобы ребенок, выходя из детсада, был счастливым.Юлия Загорская, Ленинградская область: Мы должны придумать такие формы взаимодействия, чтобы родителям и детям было комфортно.В этот момент Большое жюри попыталось тоже задать вопрос, но провокационный – мол, налогоплательщик, приводящий ребенка в детский сад, может потребовать от воспитателя плясать под его дудку, делать то, что хочется ему, родителю. Как ответит на это работник дошкольной образовательной организации? Как выяснилось, достойно! Москвичка Наталья Лоскутова, не смутившись, сказала: «В этом и есть открытость дошкольного образования: воспитатель и родитель вместе решают, что нужно ребенку».Дальше последовал закономерный вопрос Олега Роя: Кого сегодня надо воспитывать – ребенка или родителя?Наталья Буракова, Курган: Я сразу говорю родителям: помогите мне. Родители готовы меняться и решать внутренние проблемы.Анна Корнеева, Краснодар: Родителей. Каким бы хорошим не был воспитатель, но ребенок растет и развивается в семье.Юлия Шорстова, Белгородская область: Надо воспитывать все-таки ребенка. Вернее, вместе с родителями это делать.Олег Рой не мог не задать самый важный и самый тревожный родительский вопрос: Что делать, если ребенок все время проводит за компьютером?Отличный рецепт предложила Ольга Петрова из Красноярска: Уделите время своему ребенку. Пойдите вместе на рыбалку, посмотрите фильм.Затем лауреаты конкурса и ведущий попытались нарисовать портрет идеального воспитателя. Получился идущий в ногу со временем мобильный педагог, умеющий играть с детьми универсал, который постоянно совершенствуется…Поговорили и о том, как влияет на педагогическую деятельность воспитателя собственный родительский опыт, как помогает собственная семья проводить мероприятия в группе. И даже о том, может ли воспитатель помочь ребенку выбрать будущую профессию.Интересный вопрос прозвучал в финале беседы.Олег Рой: Что бы вы сказали представителям Минобрнауки РФ, если бы они оказались в зале? Чего не хватает детскому саду?Лауреаты вспомнили о большой наполняемости групп, о том, что сегодня на две группы приходится три воспитателя, а не четыре, как раньше. О том, что молодые кадры нуждаются в поддержке…Зал аплодировал Юлии Загорской, которая считает, что оптимальное количество малышей в группе – 15 человек. Для многих воспитателей это несбыточная мечта.А еще…Марина Рассохина, Ненецкий АО: Не надо сокращать психологов и логопедов. Выделяйте средства на приобретение предметно-развивающей среды – надоело покупать за свой счет!«Круглый стол» вызвал самую живую реакцию зала, и это лучший показатель, что разговор удался.
Комментарии