search
main
Топ 10
Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В России ежегодно будут вручать 1250 премий лучшим учителям Уроки по финансовой безопасности начались в школах и колледжах России
0

Выбор сорока пяти. Молодых на произвол судьбы не бросают

Мазуровская средняя школа стоит на огромном холме. Она не просто возвышается над всеми зданиями рабочего поселка – это его главное здание. Как удалось сделать школу центром притяжения, рассказывает ее директор, отличник народного просвещения, награжденная медалью администрации Кемеровской области «За веру и добро» Татьяна Викторовна САВЕНКОВА.

Школа на видуУ нашей школы богатая история, основана она еще в 1929 году. Дом, в котором мы сейчас живем и учимся, построен в 1968-м. По воспоминаниям педагогов тех лет, «это было одноэтажное, но просторное здание, с большим коридором, светлыми кабинетами, лабораториями и, самое главное, настоящим спортивным залом».Впрочем, это оно тогда было современным и просторным. Нынешние требования, конечно, гораздо выше. Тем более что до 1990 года это была типовая восьмилетка, рассчитанная на 180 детей. Сейчас у нас средняя школа, и учатся в ней 190 ребят. Причем 120 из них на подвозе из соседних сел. 45 ребят приезжают именно к нам, несмотря на то что в их поселениях тоже есть школы. Почему они выбирают Мазуровскую?У нас в поселке никогда не было церкви – вся жизнь сосредоточивалась в школе. И мы продолжаем эту традицию. Наше расположение – на юру, на виду – определяет и школьную жизнь. Нельзя нам быть никакими! Рядом детский сад, наше структурное подразделение, в котором 104 воспитанника, фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры. Все это уже неотъемлемая часть школы. Сотрудничаем с медиками, хотя есть свой медицинский кабинет, вместе проводим обследования, делаем прививки. И конечно, с Домом культуры. К дополнительному образованию ФГОС предъявляют особые требования, но в школе для него просто нет места. А вы представляете, насколько оно нам нужно?Мы привозим детей издалека, из нескольких поселков, разбросанных по району. Можно отправить их домой после уроков, но вряд ли у родителей хватит сил самостоятельно доставить ребенка в школу еще раз на кружки и секции. К тому же ни музыкальной, ни художественной школы в округе нет. Что можем, делаем сами. Более десяти лет работает фотостудия «Фокус». Трудами ребят оформлены коридоры и холл, но знают о них по всей области – они ежегодные призеры и победители многочисленных конкурсов фоторабот. Прославили себя и творческие коллективы «Шанс», «Веселые нотки» – растут у нас гитаристы и барды. Рукодельница Жанна Викторовна Ташлыкова ведет творческое объединение «Светлячок» – дети создают настоящие произведения искусства из прикладного материала. Творческое объединение «Модница», театр мод тоже известны в районе. И все-таки этого мало, не все ребята могут реализовать себя в школьных кружках. Хореографией, например, заниматься негде, зато есть площадка в Доме культуры. И сцена, на которой показывают спектакли участники театральной студии. Наши педагоги в ДК ведут свои кружки, а педагоги из Дома культуры приходят в школу. Выпускница Виктория Боброва, например, стала одной из ведущих актрис областного музыкального театра, все школьные годы прозанимавшись в студии ДК.К нам тянутся дети, потому что мы создаем для них комфортные условия, это цель и школы, и районной администрации, и всего Кузбасса. Как такое возможно в здании бывшей восьмилетки? Да начать с того же автобуса. Он делает с утра 10 рейсов, и родителей подвоз не пугает. Мне, как и многим директорам района, пришлось освоить логистику, науку об эффективных перевозках. Занятия начинаются рано – в 8.15, и чтобы детям из дальних поселков не приходилось вставать ни свет ни заря, я стараюсь так выстроить маршрут, чтобы забирать их попозже, а привозить обратно пораньше. Автобус надежный, сопровождают детей педагог и медик. Родители могут не беспокоиться о безопасности сыновей и дочерей. Найти ответственного водителя за небольшие деньги непросто, но это наш выпускник, опытный сотрудник, и я за него держусь.Преобразить и привлечьПроблемы образования, мне кажется, в области всегда стояли на первом месте. В рамках реализации национального проекта за счет областного бюджета для школы приобретен новый автобус, оборудованы наглядными пособиями кабинеты физики, химии, начальных классов, в кабинет информатики закуплены компьютеры и столы, в детский сад – игрушки. Построены теплые и чистые школьные туалеты, проведена вода и канализация. И это очень важно, потому что прежде, чем учить и воспитывать детей, надо создать им человеческие условия.Каждый год в Кемеровском районе реконструируют пять школьных спортзалов – готовы уже 15 из 19 школ. В этом году и наш преобразился в современный спорткомплекс. С открытием нового спортивного зала возможность проводить свой досуг с интересом и пользой появилась не только у детей, но и у взрослых. Районная администрация настаивает, чтобы спортзалы не простаивали без дела. Например, за то, что педагог ведет секцию для ветеранов, районная администрация доплачивает ему 1000 рублей.В этом году в рамках программы «Школьное питание» в школе открылся новый пищеблок. Опять же для всего села. Точнее, кафе, ведь чтобы создать комфорт, нужен уют. Помещения в школе для него не было, пришлось делать пристройку. Обошлось это районному бюджету в 20 миллионов рублей. Теперь есть овощное и мясо-рыбное отделения, мучной цех, мощные холодильники и, конечно, пароконвектомат, позволяющий делать продукты не только вкусными, но и полезными. Меню разнообразное. На обед – три вторых блюда, три салата и три третьих. А питание у нас двухразовое – обязательное.Питаются все, поскольку практически каждому ребенку выделяются областные или районные субсидии. Стоимость школьных обедов в районе на 20% ниже, чем в городских школах. Это связано с тем, что сельхозпредприятия района поставляют овощи для столовых напрямую, без посредников. Накормить всех – традиция нашей школы. В годы перестройки, когда рухнул мощный совхоз, а люди почти перестали получать зарплату, я искала спонсоров и все равно кормила детей. Ведь это большое подспорье для родителей! И к тому же спокойствие. Так и сложилось, что теперь поиск спонсоров для директоров школ в Кузбассе обычная работа. Конкурсы профессионального мастерства, которых в Кузбассе более 20, – это тоже способ привлечь внимание к школе, показать тем же спонсорам, что мы умеем.Когда союзников многоРодители отвечают нам добром. Сами вызываются ремонтировать кабинеты. Причем я опять же не сижу без дела, пытаясь снизить их траты. Договариваюсь с местными предпринимателями. Поставляют, кто что может. Например, Антон Степанович Шишков: у него здесь учатся внуки; жена и сноха – учительницы. Очень важно, что и спонсоры, и родители видят, куда идут их деньги. Отчета мало, они должны все пощупать сами. Наверное, имеет значение и то, что я не отношусь к местным богачам. Директор школы в селе, как и школа, на юру.Все кабинеты мы отремонтировали таким образом. Причем и дети, и родители, вложив деньги и труд, берегут школу. Трудовые бригады у нас сохранились с советских времен, так что школьники давно мастера по ремонту. В прошлом году 9 Мая собрались наши выпускники из разных уголков России (60% наших ребят оканчивают вузы), пришли в школу, посмотрели: «Да, не зря мы работали!» А когда люди понимают, что их усилия вознаграждаются бережливым отношением детей к их труду, они готовы сделать многое. Не случайно из 16 педагогов школы 12 – наши выпускники.Конечно, большое значение имеет поддержка сельских учителей, которую оказывают и область, и район. Заработная плата педагогов сейчас больше средней в промышленности – около 25 тысяч рублей. В разы повысилась и средняя заработная плата воспитателей детских садов – 24 тысячи. Мы понимаем, как непросто даются эти повышения для области, доходы Кузбасса резко упали из-за мирового кризиса и снижения цен на уголь – наше главное богатство.Молодежь привлекают и меры социальной поддержки, определенные в законе «Об образовании в Кемеровской области». Единовременное областное пособие составляет 30 тысяч рублей, районное – 10-15 тысяч. Каждый год 100 молодых семей учителей из области, в том числе и наши, получают льготные целевые жилищные займы на 20 лет без процентов и первоначального взноса или под 5% годовых с первоначальным взносом 10% от стоимости жилья. Доплаты молодым специалистам в первый год составляют около 2000 рублей, в следующие годы поменьше, поскольку они уже могут аттестоваться. В селе бесплатный уголь, можно и дом построить за счет областной субсидии. Район после 20 лет простоя тоже строится, в прошлом году сдали два многоквартирных дома для бюджетников, нынче заложили четыре.Мы растим свои кадры уже с детского сада. Вовлекаем ребенка в интересные дела, смотрим на него, понимаем, что педагогика ему может быть близка, работаем с родителями, убеждаем. Собственно, убеждает сама жизнь. Учитель в нашем селе – значимая фигура, уважаемый человек. Конечно, общество предъявляет к нему и большие требования. Поэтому молодых, которые к нам приходят, мы на произвол судьбы не бросаем – наставляем, стимулируем, подвигаем на инициативы. Очень важно понять, что может молодой учитель, чтобы создать ему ситуацию успеха, так же как каждому ребенку. Вот из всего этого и складывается комфорт в нашей старенькой школе.Наталья ЯКОВЛЕВА, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте