search
main
0

Выбор сделать нужно, но не знаем, что нам нужно

​Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии.

Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек, здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинают осознавать учащиеся уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе, их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую так или иначе необходимо решать, каждый подросток задумывается, переживает, испытывает тревогу от этой жуткой неопределенности.В нашей школе №1176 «Алые паруса» представлен многогранный спектр подходов для профессионального самоопределения наших учащихся. Информационный подход должен обеспечить учащихся достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места; тут нужны выездные мероприятия на дни открытых дверей; встречи со специалистами; стенд с актуальной информацией о колледжах Москвы, «Школьная медиатека», в которой в послеурочное время можно ознакомиться с информацией о профессиях, вузах, с обзором рынка труда. У человека, желающего выбрать профессию, есть все для самостоятельного поиска информации, главное – это уметь искать и четко понимать, что же ему нужно. Социально-психологическая школьная служба уже более 4 лет сотрудничает с Центром социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», организует выездные лекции, а также совместно с Центром занятости населения ЮЗАО ведет совместную работу по организации и проведению профориентационных экскурсий для учащихся общеобразовательных школ на предприятиях округа. Диагностико-консультационный подход – важный аспект профориентационной деятельности, тут мы выстраиваем совместную работу с Центром социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» в рамках заключенного договора о сотрудничестве. Психологи школы проводят интервью-собеседование и анкетирование; профориентационное и психологическое консультирование. Специалисты Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» организуют профориентационные тесты и комплексы тестирований, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества. Все это необходимо для выбора профильного обучения, выбора учебного заведения, выбора профессий, сферы деятельности.Развивающий подход помогает сформировать знания, различные навыки и умения, необходимые для овладения той или иной профессией, успешного трудоустройства в будущем, тут запланировано проведение тренингов психологом школы; учащиеся посещают мастер-классы на базе центра «Гагаринский», где сами могут поучаствовать в процессе («Моделирование одежды», «Парикмахерское искусство»), а также в конкуре «Фестиваль профессий».Чтобы сформировать у ребенка внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути, психолог должен с помощью нестандартных вопросов в процессе личной индивидуальной консультации, элементов игры вызвать у учащегося интерес к проблематике профессионального самоопределения, помочь по-новому взглянуть на привычные явления, задуматься о себе, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют осознанно делать выбор, это и есть активизирующий подход в работе по профессиональному определению подростка.В рамках договора о безвозмездном сотрудничестве, подписанного администрацией школы и администрацией вуза, мы начинаем совместную деятельность для реализации систематической профориентационной работы с учащимися. На начальном этапе ответственный за профориентационную работу проводит рабочее совещание с сотрудниками вуза, и вместе они формируют план внеурочной деятельности по диагностике, просвещению и дальнейшей ориентации на высшее образование, совместно разрабатывают учебные программы, обеспечивающие повышенный уровень обучения по ряду предметов. На сегодняшний день школа №1176 сотрудничает с двумя высшими учебными заведениями и несколькими колледжами Москвы. Московский финансово-промышленный университет «Синергия» и Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина уже начали сотрудничество с нашей школой, проводят методические семинары с преподавателями и сотрудниками школы по образовательным инновациям, приглашают учащихся старших классов на интеллектуальные и иные мероприятия (тренинги, деловые игры). Специалисты вузов организуют для учащихся именно лекции и семинары, олимпиады. РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, помимо объемной профориентационной работы предлагает нашим ученикам пройти программы подготовительного курса на базе школы для обеспечения возможности дополнительного образования на отдаленных территориях Москвы.Только используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, только при разносторонних подходах можно выпустить во «взрослую жизнь» развитого человека с правильно сформированными установками, самооценкой, знаниями, навыками, умениями и, немаловажно, с истинным профессиональным самоопределением, что мы и стараемся обеспечить в рамках школьного среднего образования в нашей школе.Юлия ПРОВОТОРОВА, заместитель директора школы №1176 «Алые паруса»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте