search
main
0

Выбор профессии – социально-экономический аспект

​Для систем общего и профессионального образования в настоящее время остра проблема преемственности различных этапов и форм. Это обстоятельство связано прежде всего с признанием необходимости перехода к опережающему и непрерывному обучению.

В соответствии с идеей преемственности общее образование должно давать человеку базовые знания и навыки, необходимые и, что особенно важно, используемые в процессе дальнейшей профессиональной подготовки. Образование же в целом должно соответствовать практическим задачам, стоящим перед современным человеком в его культурной жизни и профессиональной деятельности, учитывать быстро меняющиеся социально-экономические условия, требования рынка труда, формировать основу дальнейшего повышения квалификации и переподготовки. Практическая ориентация образования, модель непрерывного образования «длиною в жизнь», соответствие содержания образования современным научным и технологическим достижениям – базовые ориентиры проводимой на современном этапе реформы общего и профессионального образования.Один из важнейших результатов, которого должны достигать выпускники «новой школы», – «готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей» (ФГОС основного общего образования). В связи с этим особого внимания заслуживает роль профессиональной ориентации учащихся в обеспечении связи образования с рынком труда. Профориентация при таком рассмотрении представляется системой мер, обеспечивающих оценку индивидуальных склонностей, уровня развития функциональных и предметных компетенций учащихся для согласования личных, общественных и государственных потребностей (социального заказа) в образовании (формирование эффективных траекторий перехода от общего к профессиональному образованию, и затем – к профессиональной деятельности).Отечественная практика профориентационной работы имеет солидную историю и самобытную теоретико-методическую основу. Вместе с тем необходимо отметить, что в советский период профессиональная ориентация была направлена прежде всего на решение задач кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства, при этом индивидуальные особенности и потребности личности в самореализации в целом не учитывали. Таким образом, осуществляемый на современном этапе переход к личностно ориентированному образованию предполагает изменение подходов и в профориентационной практике. Эффективная самореализация учащихся должна стать ведущей целью при определении форм и содержания всех профориентационных мероприятий.Еще одну отличительную особенность современной профориентационной практики в сравнении с советским периодом определяют различия в механизмах регуляции кадрового рынка. В условиях плановой экономики институты образования осуществляли подготовку специалистов в соответствии с государственным заказом, который в свою очередь рассчитывали на основе оценки кадровой потребности отраслей. Следовательно, основной задачей профориентации было воспитание трудолюбивого гражданина, четко следующего рекомендациям государства в области выбора профессии. Напротив, основной функцией профориентации в современных рыночных условиях стало согласование личностных ожиданий с актуальной социально-экономической ситуацией.Полипотентность, слабая структурированность рынка труда и сферы образования – отличительные особенности современного этапа становления российской социально-экономической системы. В подобных условиях эффективная профориентация возможна лишь при условии оперативного участия общественных и государственных институтов в управлении общим и профессиональным образованием. Партнерство в сфере образования призвано обеспечить формирование социального заказа на результаты общей и профессиональной подготовки граждан.Существует несколько актуальных форм социального партнерства в сфере общего и профессионального образования. В области профессионального просвещения одна из наиболее эффективных форм профориентации – организация экскурсий на предприятия. Это направление образовательной деятельности осуществляется на основе сотрудничества предприятий и организаций города с учреждениями общего образования. Основные организационные партнеры – окружные объединения профсоюзов, территориальные объединения работодателей, префектуры, территориальные органы управления образованием. Нормативная основа взаимодействия – закон столицы от 11 ноября 2009 года №4 «О социальном партнерстве в городе Москве», а также городское и окружные трехсторонние соглашения.Одной из наиболее действенных форм работы по профессиональному самоопределению стало проведение профессиональных проб на предприятиях и в организациях. Профессиональные пробы на предприятиях составляют сущность так называемого дуального профессионального образования. Дуальность состоит прежде всего в разделении ответственности за содержание образования между работодателями (Конфедерация промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, объединения профсоюзов) и учреждениями профессионального образования (колледж, вуз). Организационной и правовой основой совместной работы может быть постановление Правительства Москвы от 3 ноября 2009 г. №1203-ПП, определяющее порядок взаимодействия сторон дуального обучения, а основой социального партнерства в сфере дуального образования – государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров, созданный распоряжением Правительства Москвы от 30 мая 2008 г. 1199-РП.Профессиональные пробы могут быть организованы также и в системе общего образования. В этом случае спектр профессий не ограничивается профессиями, получаемыми в системе профобразования, и может включать любые сферы занятости, но при условии отсутствия требований к квалификации. Профессиональные пробы для учащихся общеобразовательных школ могут быть организованы на основе закона города Москвы от 22 декабря 2004 года «О квотировании рабочих мест», а также постановления Правительства Москвы от 22 января 2004 года №58 ПП «Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи». Основными социальными партнерами при этом выступают территориальные объединения работодателей, окружные объединения профсоюзов и префектуры.Заслуживает внимания также организация учебных практик на базе учреждений профессионального образования. В рамках этого направления учащиеся общеобразовательных учреждений получают возможность ознакомиться с базовыми технологиями профессий, представленных в учебных специальностях вузов и колледжей. Наиболее типичными формами практик сегодня стали профориентационные выставки с мастер-классами, проведение уроков технологии на базе колледжей, выполнение учебных проектов и исследований в системе дополнительного образования. Социальное партнерство строится на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых между отдельными учреждениями профессионального и общего образования.Все перечисленные формы профориентационной работы основываются на сетевом типе взаимодействия между учреждениями общего и профессионального образования, научными организациями и работодателями. Вступивший в силу в сентябре 2013 года Закон «Об образовании в РФ» предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ, в его статье 45 описаны механизмы сотрудничества организаций, совместно реализующих образовательные программы. Переход к сетевым формам взаимодействия образовательных учреждений в современных условиях предполагает серьезную проработку финансово-юридических аспектов взаимодействия.Юрий КУНЦЕВ, директор Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте