search
main
0

Выбор поступков и ценностей. Неотъемлемое качество активного гражданина

​Идея формирования финансовой грамотности учащейся молодежи является не просто отображением ведущих тенденций развития России, стимулирующих в условиях отсутствия консенсуса в ценностях и в мировоззрении поиск способов построения гражданского общества. Появилось понимание того, что образ гражданина, одной из характеристик которого является финансовая грамотность, указывает вектор движения общества к консолидации, к единению людей на пути построения гражданского общества.

Идея консолидации общества, единения граждан отражает реально существующие проблемы социально-нравственного характера, которые прямо либо опосредованно находят свое выражение в образовании, – говорит министр Правительства Москвы Исаак Калина.Образование, научая «жить сообща» в обществе, формирует нравственные представления учащейся молодежи о гражданине и о гражданском обществе, об институциональных и неинституциональных формах регуляции поведения и отношений, о духовных и материальных ценностях, принимающих форму мотива гражданского поведения.В связи с этим мы рассматриваем положение о необходимости формирования финансовой грамотности обучающихся не просто дополнительным тезисом о важности формирования такой грамотности. В основу формирования финансовой грамотности нами положена идея об активном гражданине и консолидации общества.Формирование финансовой грамотности обучающихся реализуется в рамках направлений деятельности преподавателей колледжа, каждое из которых взаимосвязано с воспитанием гражданской активности обучающихся. С одной стороны, формирование знаний студентов о финансовой культуре, финансовой ответственности, финансовой грамотности, финансовой системе, социальном порядке; цель – формирование знаний и навыков в финансовой сфере, которые, обосновывая выбор поступков и ценностей, детерминируют поведение человека на финансовом рынке. С другой стороны, приобщение студентов к гражданским ценностям: гражданин, гражданственность, гражданский долг, гражданская ответственность; цель – формирование ценностей, которые, принимая форму мотива гражданского поведения студента, регулируя поведение, освящают выбор поступков на финансовом рынке, достойных гражданина.Следовательно, формирование финансовой грамотности обучающихся должно осуществляться на основе опыта гражданского поведения: оценочного и ценностного отношения студентов к поступкам «финансового» содержания – своим и другого человека. В таком выборе выявляется понимание студентами материальных и духовных благ, гуманизма, милосердия и справедливости, чести и достоинства, то есть того, что обеспечивает жизнь сообща в условиях отсутствия единства в ценностях, взглядах.В этом учебном году в колледже совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В.Плеханова проведена Городская научно-практическая конференция на тему «Финансы: грамотность и возможности для молодежи».Программа конференции была направлена на формирование базовых навыков и компетенций финансового планирования и рационального поведения на протяжении жизненного цикла человека.В течение конференции лекторами делался акцент на управление личными финансами и выстраивание рационального финансового поведения, проводились деловые игры.Известно, что финансовая грамотность тесно связана с практической деятельностью. Поэтому с целью формирования финансовой грамотности и гражданской позиции обучающихся был представлен ряд ситуативных задач для решения студентами, а для более качественного контроля мы использовали деятельностно-моделирующий подход к их решению. Участие обучающихся в разрешении реальных финансовых ситуаций создает условия для проявления гражданской активности, смекалки, деловитости, расчетливости, которые служат основой для формирования финансовой грамотности.Ситуативная задача – это объект мыслительной деятельности, содержащий вопросную ситуацию, включающий в себя условие, функциональные зависимости и требования к принятию решения.Для решения ситуативных задач в процессе обучения делается акцент на закрепление практических навыков по формированию грамотных финансовых отношений путем организации практических занятий с использованием кейсов в интерактивной форме. Это позволяет осуществлять совместную продуктивную деятельность обучающихся, т. е. все участники взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные финансовые задачи, моделируют финансовые ситуации, обмениваются информацией, оценивают действия свои и коллег.Данный результат обусловлен низкими значениями таких критериев, как решение ситуативной задачи по алгоритму и мировоззренческая установка на финансово-экономическую действительность.Важно для финансового образования использовать и различные интернет-ресурсы. При подведении итогов конференции студентам были даны рекомендации по изучению специально разработанных обучающих материалов, например, общий курс «Основы финансовой грамотности» и ряд элективных курсов по отдельным вопросам финансовой грамотности: «Налоговая грамотность», «Бюджетная грамотность», «Электронные финансы», «Создание собственного дела», «Базовая финансовая грамотность» и др. Все курсы содержат видеоуроки по отдельным темам, текстовые лекции к ним, промежуточные и итоговые тесты для проверки полученных знаний. Материалы размещены в свободном доступе на сайте ТемоЦентра в разделе «Финансовая грамотность» fg.temocenter.ru/obrazovatelnye materialy/vsem.html.Итогом работы конференции является вывод о том, что обучение студентов финансовой грамотности необходимо во взаимосвязи с формированием гражданского поведения на финансовом рынке. Именно в отношениях между людьми, совершающими поступки финансового содержания, объективной необходимостью является осмысление реализуемых человеком финансовых ценностей и гражданственности. А это требует от обучающихся понимания: каково содержание поступков на рынке финансовых услуг, каков личностный смысл таких поступков человека не просто как субъекта финансового поведения, а как определенного лица, к которому обращены веления времени и оценки оценивающего его субъекта. На наш взгляд, такой способ наиболее результативно вводит студентов в мир альтернативных ценностей, заключенных в ситуациях финансового рынка, выбор которых связан с обоснованием студентом своей гражданской позиции. Формирование способности обучающихся к обоснованию того, какими принципами они должны руководствоваться при выборе финансовых услуг, по каким критериям выражать оценочное и ценностное отношение к себе и к другому лицу как субъектам финансового рынка – и только на этом основании осуществлять свой выбор финансового продукта. Требования к такому обучению: содействие формированию у обучающихся гражданского поведения в сфере финансов, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение гражданской активности в области защиты своих прав как потребителей услуг финансовой сферы.Светлана АНОХИНА, заместитель директора педагогического колледжа №15, кандидат педагогических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте