Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия тесно связана с удовлетворенностью человека жизнью. Работа оказывает большое влияние на его психическое состояние и общее самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень усвоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и многоплановый процесс. На сегодняшний день насчитывается более 10 тысяч профессий, и к тому же ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Профконсультанту важно знать, что многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.Раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей, их профессиональной биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека. Сейчас мы наблюдаем, что «идеальный образ профессионала» заменяется на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.При всей уникальности каждой личности в определенные периоды жизни все люди сталкиваются с одинаковыми проблемами. Решение этих проблем составляет содержание особых, критических, периодов нормального развития личности. В этот период наблюдается резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлений: «Кто я? Кем я хочу стать? Кем я могу стать? Какие у меня личностные качества? Позволят ли они мне стать тем, кем я хочу?» Все эти вопросы ставит перед собой каждый человек, то есть перед ним встает проблема самоопределения, становления личностного и профессионального «я».Мы знаем, что в идеале эту работу необходимо начинать как можно раньше, уже с 1-го класса. Если взять школьный период жизни ребенка, то его можно «разложить» на 4 этапа реализации целей профориентационной работы. Это:- начальная школа (1-4-е кл.) – идет формирование представлений о мире профессий вообще, о значении труда в жизни человека;- первая ступень основной школы (5-7-е кл.) – здесь уже происходит развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;- вторая ступень основной школы (8-9-е кл.) – здесь можем начать говорить о формировании профессиональной мотивации, готовности к самоанализу склонностей и соотнесение их с имеющимися способностями;- старшая школа (10-11-е кл.) – в этот период активно формируется ценностно-смысловая сторона самоопределения, начинает выстраиваться профессиональная линия жизни, идет развитие определенных способностей, накопление знаний через углубленное изучение отдельных предметов.Профориентационную работу можно осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщить учащимся определенные знания о профессии; раскрыть социальные, экономические и психологические стороны профессии; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии, фестивалей различных профессий и т. п. Здесь же можно говорить о начале профессионального воспитания. Его цель – формировать чувство долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.Важное звено в профориентационной работе школы – работа с родителями. Как показали наши исследования, родители, выбирая школу для своего ребенка, руководствуются желаниями:- дать ребенку максимально широкое образование – 66,2%;- помочь ребенку сориентироваться в самых разных областях науки и культуры и найти сферы собственных интересов – 60,2%;- способствовать развитию интеллектуальных способностей ребенка – 56,6%;- обеспечить такую атмосферу вокруг ребенка, которая положительно влияла бы на его эмоциональное состояние – 68,8%;- обеспечить применение индивидуального (персонализированного) подхода к ребенку, учитывающего его психофизиологические особенности – 44,6%.Практика показывает, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников нередко становится следствием их личностной незрелости, в основе которой лежит специфика семейного воспитания – непонимание родителями своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности и, главное, мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определение путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать.Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью их принять. Исходя из этого возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь? На то, что такое профориентация, какова цель профориентации, какова роль психолога-профконсультанта в профориентации. На следующем этапе разъясняется необходимость различать такие понятия, как должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее при выборе профессии обучающемуся необходимо знать, к какой группе относится выбранная им профессия.Все профессии можно разделить на две группы по признаку профессиональной пригодности.Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям будущего специалиста).Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может овладеть практически каждый человек, но при условии желания, настойчивости, а значит, приложения каких-то целенаправленных усилий).В каждой профессии можно выделить 2 стороны:- содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека – набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке;- динамическую – определенный темп выполнения работы, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрировать внимание (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор).Наши исследования, в каком работнике заинтересован современный работодатель, позволили выделить наиболее важные профессиональные качества:- умение самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы – 43%;- обладание критическим и творческим мышлением – 31%;- владение современными компьютерными технологиями – 17%;- наличие богатого словарного запаса, основанного на глубоких гуманитарных знаниях, – 9%.На вопрос «Что вы хотите от современной школы?» будущие работодатели давали такой ответ: «Нам нужны люди, которые могут учиться самостоятельно». Следовательно, выпускник современной школы должен:- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике;- уметь самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального преодоления трудностей;- использовать современные технологии, грамотно работать с информацией: собирать факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления, аргументированные выводы;- быть способным к творческому мышлению;- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;- уметь правильно, грамотно говорить.Платон писал: «Каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно государству, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен».По нашему мнению, служба профориентации должна начинать свою работу с выявления одного из значимых компонентов профессионального самоопределения – определения и развития интересов учащихся в различных сферах профессиональной деятельности, так как интерес занимает центральное место в процессе профессионального самоопределения личности. Для нас важен подход, который связывает интересы и склонности учащихся с их потребностями. Потребности и интересы – условия для дальнейшего формирования ценностных ориентаций. Ценности в свою очередь задают мотив. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило ученика избрать данный вид труда, а это дает возможность выяснить отношения личности к ценностям.Помимо функций побуждения и направления мотив выполняет смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям. По изучению целей можно судить об изменениях в мотивах, о характере стремлений личности на той или иной стадии профессионального самоопределения. Мотивы и цели более подвижны, чем ценности. Поэтому профориентация в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль отводится изучению личности учащегося.В системе персонализированного обучения уже на первых ступенях образования в итоге внимательного психолого-педагогического наблюдения и специальных проб определяется наиболее вероятностная личная направленность школьника, его специальные задатки и способности к определенным видам деятельности.Использование информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе со школьниками способно активизировать, мотивировать их к приобретению новых знаний, а также использовать принципы персонализированного образования.В этой работе специалисты Центра ресурсного обеспечения образовательных учреждений используют различные технологии и методы. Наиболее интересна технология, которую мы начинаем применять, – смарт-технология. Она поможет не только проводить диагностику, но и увидеть динамическую сторону процесса. Для педагогов-психологов, мы считаем, хорошим подспорьем в работе будут видеопособия, создаваемые преподавателями МГППУ, в разработке технической стороны которых наш Центр принимал участие.Если поразмышлять над проблемами профориентационной работы в современных условиях, то можно отметить, что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и в поднятии качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении учащихся. На это, на наш взгляд, и должна быть направлена политика профориентационной работы в городе. Здесь одним из важнейших моментов должно стать нормативно-правовое регулирование этого процесса. Кроме того, можно заметить, что еще недостает должной системности, целенаправленности в этой работе. Сейчас нельзя точно сказать, к какому ведомству эта деятельность относится – только ли к Департаменту образования или к Департаменту труда и занятости.Если взять должностную инструкцию педагога-психолога, который осуществляет профориентацию в школе, то там записано, что он «оказывает помощь школьникам… в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем… выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующую развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения». Профориентационная работа также ведется в службах занятости, относящихся к Департаменту труда и занятости. Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга». В результате ведомственной разобщенности отсутствует логически выстроенная система ведения обучающегося на разных возрастных этапах становления личности.Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на положительную тенденцию, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах определенных специальностей и квалификации. В связи с этим надо отметить, что профориентационная работа в школах должна быть логически связана с профориентацией, которую проводят учреждения профессионального образования. На наш взгляд, для повышения качества профориентационной работы более тесной должна быть работа с предприятиями, которые находятся не только в данном округе, но и в соседних округах. Это позволит сделать этот процесс более социальным, так как не всегда желаемая профессия может быть востребована в конкретном округе, где учится ребенок. Отсюда вытекает необходимость более тесного сотрудничества всех заинтересованных в специалистах служб города.Т.МИЩЕНКО, директор ЦРООУ; С.ГЕРМАН, заместитель директора ЦРООУ
Комментарии