search
main
0

Вячеслав ЛАБУЗОВ, министр образования Оренбургской области: Приоритет дошкольного образования – развитие ребенка

С сентября этого года со вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» будет введен стандарт дошкольного образования. Готовы ли к нему в Оренбургской области? Что делается здесь для снижения очередности в дошкольные учреждения, как обстоят дела с педагогическими кадрами? Об этом наш разговор с министром образования Оренбургской области Вячеславом Александровичем ЛАБУЗОВЫМ.

– Вячеслав Александрович, в последнее время на федеральном и региональном уровнях серьезное внимание уделяется вопросам уменьшения очередности в детские сады. Как обстоит дело в Оренбуржье?- Могу сказать, что сегодня это первостепенная задача, над решением которой работает региональная система образования. Проблема нехватки мест в детских садах, особенно в крупных мегаполисах, зрела давно. У нас в области очередность превышает 20 тысяч человек. При этом мы учитываем не только остро нуждающихся, но и детей, которые еще не достигли возраста, необходимого для зачисления. Таких у нас около 11 тысяч. Не секрет, что родители порой записывают малыша в очередь в детский сад едва ли не сразу после рождения, отсюда такая статистика. Цифры серьезные, но они не пугают, а скорее стимулируют к действию. Большую помощь в этом плане оказывает правительство области. В 2013 году на ремонт и строительство детских садов выделен 1 миллиард 400 миллионов рублей. Таких денег никогда прежде мы не получали. Губернатор Юрий Берг поставил задачу: в Оренбуржье проблема с очередностью в детские сады должна быть решена к 2015 году. Значит, будем ремонтировать, строить, вводить новые места. Я считаю, что обозначен вполне реальный срок. Уверен на 120 процентов, что мы справимся. Сегодня у нас в системе дошкольного образования происходят серьезные качественные изменения. В области создана гибкая, многофункциональная сеть дошкольных учреждений, обеспечивающих широкий спектр услуг. Она включает 881 ОУ, более 92 тысяч дошкольников. Охват детей от года до семи различными видами дошкольных услуг, ориентированных на потребности родителей, – почти 70%. Наряду с традиционными мы активно внедряем вариативные модели, например группы кратковременного пребывания при школах или учреждениях дополнительного образования. Всего открыты 742 такие группы, в которых воспитываются и обучаются 11 тысяч малышей. В зоне особого внимания дети с ограниченными возможностями. Для них созданы специальные коррекционные группы. В 102 учреждениях области присмотр и уход получают 1600 таких ребят. Если говорить об инклюзии, то у нас есть примеры интеграции, когда одновременно со здоровыми детьми детский сад посещают ребята с нарушениями речи, слуха, зрения. Такое общение позволяет не только скорректировать проблемы со здоровьем малышей, но и воспитать толерантное отношение к ним со стороны сверстников. Кроме того, в процессе обучения детей-инвалидов школьного возраста мы уже несколько лет успешно используем дистанционные технологии. Сегодня в двух наших крупных городах – Оренбурге и Орске – действуют центры дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специально обученные педагоги в интерактивном режиме проводят занятия с ребятами. С 2012 года в этот проект мы включили и дошкольников.- А есть какие-то пошаговые меры, которые помогают решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях вашего региона?- Я считаю, что в числе конкретных результативных мер можно назвать областную программу по повышению доступности дошкольных образовательных услуг за счет строительства новых детских садов, возврата в систему дошкольного образования зданий, используемых ранее не по назначению, открытия групп для дошкольников на базе городских и сельских школ. Впервые мы разработали ее по инициативе губернатора в 2010 году, тогда вопрос с детскими садами в области стоял очень остро. В период с 2010 по 2013 год основополагающим направлением деятельности стало создание дополнительных мест в ДОУ. За три года за счет строительства и реконструкции зданий в области введено в эксплуатацию 9 объектов. Ежегодно на финансирование программы из областного бюджета выделяется более 300 миллионов рублей плюс помощь федерального бюджета и деньги государственно-частного партнерства. Всего нам удалось создать дополнительно 10 тысяч мест для приема детей дошкольного возраста, что позволило сократить дефицит более чем на 35%. В данном случае мы сработали на опережение. Надо сказать, этот опыт очень пригодился при формировании региональной «дорожной карты» по ликвидации очередности и обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.Сегодня в Оренбуржье ведется строительство 11 детских садов. К концу года планируем сдать в эксплуатацию четыре объекта. В общей сложности за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта будет создано более пяти тысяч дополнительных мест в ДОУ, кроме того, 2,5 тысячи мест – в группах кратковременного пребывания и около 300 – у индивидуальных предпринимателей.- Как вы относитесь к альтернативным формам дошкольного образования?- В последние годы в области развивается негосударственный сектор дошкольных образовательных услуг. Может быть, не так активно, как в других территориях, хотя мы стараемся влиять на этот процесс. К примеру, в 2012 году было заключено соглашение о социальном партнерстве между представителями региональных органов власти и бизнеса, а в феврале 2013-го в рамках этого соглашения прошел областной конкурс авторских и коллективных проектов. Его участники – индивидуальные предприниматели, воспитатели, учителя, заведующие ДОУ, которые предложили на суд жюри варианты инновационных моделей негосударственных образовательных учреждений – частных детских садов и школ. Подобный конкурс в Оренбуржье проводился впервые. Организуя его, мы стремились объединить усилия государства и частного бизнеса. Проекты, признанные лучшими, отмечены грантами и в дальнейшем найдут практическое применение.Пока у нас официально зарегистрированы 9 индивидуальных предпринимателей – в Оренбурге, Орске, Бузулуке. Одни принимают детей на полный рабочий день, другие создали группы кратковременного пребывания. Такие услуги сегодня востребованы почти для 500 дошкольников.Для индивидуальных предпринимателей, желающих работать в сфере дошкольного образования, мы в сентябре этого года организуем курсовую подготовку на базе Института повышения квалификации Оренбургского государственного педуниверситета.- Я знаю, что у вас в регионе осуществляется подготовка специалистов-дошкольников на базе федеральной стажировочной площадки. – Кадровая политика – это еще один приоритет, которому мы уделяем самое пристальное внимание. Чтобы вытеснить из сознания педагогов советскую модель дошкольного образования, необходимы современные тренинги, различные деловые игры, которые в дальнейшей их работе должны стать нормой. Поэтому было решено усилить научно-методическую работу с кадрами. Эту деятельность мы осуществляем в тесном сотрудничестве с Оренбургским государственным педагогическим университетом. Уже на протяжении трех лет на базе Института повышения квалификации ОГПУ работает федеральная стажировочная площадка. За эти годы квалификацию смогли повысить более тысячи педагогических работников-дошкольников: воспитателей, заведующих, методистов. Всего в системе дошкольного образования области сегодня трудится более восьми тысяч педагогических работников. Стараемся постоянно совершенствовать их образовательный уровень. Сегодня руководящий состав ДОУ укомплектован специалистами с высшим образованием на 81%, среднее профессиональное образование имеют 59% воспитателей, высшее – почти 40%. В среднем за последние пять лет 65% педагогов-дошкольников прошли курсовую подготовку.У нас есть 11 опорных площадок, где удалось создать в прямом смысле слова образцово-показательные учреждения для дошколят. Этот уникальный опыт работы успешно транслировался в Ульяновской, Волгоградской, Свердловской областях, в Республике Башкортостан.Серьезным стимулом для привлечения квалифицированных кадров в дошкольные учреждения стало повышение заработной платы педагогическим работникам. Наш регион с опережением выполняет задачу, поставленную Президентом РФ. Так, средний заработок воспитателей детских садов составляет 16,5 тысячи рублей, это почти на полторы тысячи выше средней зарплаты в образовательных учреждениях. Заведующие ДОУ говорят о том, что сейчас наблюдается приток молодых специалистов, вчерашних выпускников педагогических вузов и ссузов.- Вячеслав Александрович, с 1 сентября вступит в силу новый Закон «Об образовании в РФ». Он определяет четкие ориентиры для всех уровней образования – от дошкольного до высшего профессионального. Ожидаете ли вы в связи с этим какие-то кардинальные перемены?- Сегодня во главу угла ставится не содержание, а воспитание и подготовка ребенка к школе. Новый закон об образовании и новый стандарт достаточно жестко регламентируют эту ситуацию. Мы провели у себя в регионе исследование на психологическую готовность детей к школе. Результат в принципе неплохой: около 80 процентов юных оренбуржцев обладают высокой степенью готовности. Но остальные 20 процентов тоже надо подтягивать. Поэтому в новом учебном году мы посадим за парты и воспитателей, и заведующих детскими садами, чтобы они знали, как это делать.Для нашего региона Закон «Об образовании в РФ» оказался очень своевременным, я могу с уверенностью сказать, что он лег на подготовленную почву, поскольку во многом созвучен тем переменам, которые в последние годы у нас происходят. Вообще появление любого нормативного документа в образовании должно быть закономерным – чтобы регламентировать лучшие практики, которые уже сложились. Мы стараемся работать на опережение, участвуя во всех нововведениях, выступая в качестве пилотной площадки по реализации экспериментальных проектов, что в свою очередь позволяет успешно решать главную задачу – повысить качество образовательных услуг.- С каким настроением лично вы, Вячеслав Александрович, ждете начала нового учебного года?- У меня настроение хорошее. Хотя сейчас главная задача – это, конечно же, закончить вовремя все ремонты: я уже говорил, что нам выделены значительные средства, такого объема денег мы не имели никогда. Это первое. Второе – с началом учебного года за парты сядут не только учащиеся, но и мы, работники министерства. Это непреложный закон: чтобы требовать с других, надо знать самому. И здесь не важно, идет работник министерства на урок в школу или на занятие в детский сад. Мы и сами учимся, и учим. Так же, как и все учительство. Почивать на лаврах рано. Хотя сдвиги, конечно, есть. Сегодня в рейтинге по стране область занимает 12-е место. А когда пять лет назад мы с командой только пришли, Оренбуржье было на 65-й позиции. С удовлетворением отмечу, что и по оценке губернатора, система образования Оренбургской области проходит по самой верхней планке. Это тоже показатель. Хотя и проблем еще достаточно. Но мы их будем решать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте