search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Какие изменения грядут в ЕГЭ по физике в 2023 году? Детские «мастер-классы» помогают подготовиться к ЕГЭ по математике базового уровня Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы Более 2 млн российских школьников посмотрели фильм «Золотая бронза» о трагедии в Беслане В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников
0

Вы в этом компетентны!

Стань лучшим, и работодатели к тебе потянутся

С 26 по 28 августа в Уфе проходил финал IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)-2021. Статистика впечатляет: 1786 конкурсантов (603 юниора, 118 – основная группа) из 76 регионов России, около 2 тысяч экспертов, 163 соревнования в 105 компетенциях по 7 блокам профессий: строительство и строительные технологии; информационные и коммуникационные технологии; творчество и дизайн; производство и инженерные технологии; сфера услуг; транспорт и логистика; образование. Хозяева мероприятия выставили для участия команду из 280 человек, Москва прислала 193 конкурсанта, Татарстан – 164, Санкт-Петербург – 110, Московская область – 103 и т. д. Организаторами выступили Министерство просвещения РФ, Правительство Башкирии, АНО «Агентство развития профессионального мастерства» и АНО «Агентство стратегических инициатив».

 

 

Надежный инструмент

Как отметила в своем выступлении заместитель Председателя Правительства России Татьяна Голикова, «успешно зарекомендовавшие себя инструменты движения «Ворлдскиллс Россия» дают возможность выстроить эффективную систему взаимодействия между профобразованием и рынком труда, позволяя готовить специалистов под запросы реального сектора экономики, гарантируя выпускникам трудоустройство, а работодателям – высококвалифицированных сотрудников».

Это и в самом деле так, ибо работодатели, приехавшие в Уфу, могли воочию убедиться в мастерстве молодых профессионалов и тут же предложить лучшим из них место с хорошей зарплатой. Но и для остальных сам факт участия в столь грандиозном и статусном мероприятии вполне можно считать очень весомым вкладом в портфолио, ведь до уровня национального чемпионата могут дойти лишь самые достойные.

– Чемпионат имеет огромное значение, – поприветствовал участников глава Башкортостана Радий Хабиров. – Это повышение престижа рабочих специальностей и профессионального образования, возможность для самореализации самых талантливых и амбициозных ребят. Для нас большая честь, что со всей страны к нам приехали настоящие мастера. И тот факт, что вы стоите здесь, означает, что вы уже победили. Потому что овладели профессией.

Действительно, соревнования подобного рода – мощный стимул для роста и развития, поскольку помогают поверить в себя, повысить уровень притязаний, увидеть, как работают другие, и стремиться овладеть новыми высотами. Поэтому вполне закономерно каждый из тех, кто приезжает продемонстрировать свое мастерство, уверен в своих силах и знает, что всегда сможет найти себе работу по душе.

Но тут есть еще один крайне важный момент. По словам генерального директора Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) Роберта Уразова, политика организаторов такова, что в чемпионате человек может принять участие лишь один раз. А что дальше? На самом же деле дальше его карьерный и профессиональный рост может идти по линии экспертов.

– Именно эксперты – наш ключевой актив, ибо они могут качественно готовить специалистов по тем специальностям, которые нужны сегодня, – подчеркнул Уразов. – Именно эксперты разрабатывают документацию по новым компетенциям, взаимодействуют с компаниями-партнерами. Например, в 2017 году мы начали работать с компанией «Геоскан», и сначала тема беспилотников была локальной, игровой, но потом мы увидели, что это огромный рынок и он стремительно развивается. Сегодня важно приблизить источник компетенций к тем людям, которые хотят их получить.

А директор Департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин уверен: эксперты WorldSkills помогут реализовать новую экономическую стратегию под названием «Профессионалитет».

– Предусмотрено много способов сделать систему профессионального образования более гибкой, – сказал он. – Например, снизить сроки обучения, формировать содержание образования не от стандарта, а от конструктора компетенций, внедрять гибкие формы хозяйствования колледжей, создавать управляющие компании, изменять стратегию развития.
Время такое, что, только ты остановился, тебя уже обогнали. Умеем ли мы внедрять новое содержание, которое у нас есть, в постоянный образовательный процесс, можем ли быстро менять его?

Возраст не главное

Национальный финал – это самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills среди студентов средних и высших профессиональных образовательных организаций в диапазоне от 16 до 25 лет и школьников до 16 лет. При этом нижняя возрастная граница начинается, как говорится, сразу после начальной школы. Так, в компетенциях «Администрирование отеля» могут принять участие дети с 10 лет, «Сетевое и системное администрирование» – с 11 лет, «Видеопроизводство», «Инженерный дизайн CAD», «Мобильная робототехника» и ряде других – с 12 лет.

В этот раз самой юной участницей стала Варвара Шамиева из Республики Башкортостан. Ей 12 лет, но она успешно выступила в компетенции «Администрирование отеля». Девочка изучает английский язык с 4 лет (без него общаться с иностранными постояльцами невозможно), да и на чемпионат попала именно благодаря рекомендации своего учителя английского языка. С будущей профессией она пока не определилась, планирует попробовать себя и в других компетенциях, например в поварском деле.

Надежде Ивановой из Республики Саха (Якутия) 14 лет, она тоже пока еще школьница, однако не побоялась выступить в такой престижной компетенции, как «Эстетическая косметология». Ее путь к финалу был тернист, достаточно сказать, что до Уфы она добиралась 9 часов на машине, 4 часа на самолете и 30 часов на поезде. Девочка живет в далеком улусе, однако хочет научиться мастерству визажиста и косметолога, чтобы делать людей красивыми.

Айсен Марков тоже из Якутии, ему 21 год, и он единственный мужчина в компетенции «Лечебная деятельность (фельдшер)». Любопытно, что в школе он уже участвовал в соревнованиях JuniorSkills, но тогда это было «Кровельное дело», теперь же парень решил круто поменять сферу интересов. И все благодаря опять же совету эксперта, который вовремя рассмотрел богатый потенциал Айсена.

16‑летнему Ивану Папину из Липецкой области повезло еще больше: его отец Алексей Папин является экспертом чемпионата и в 2015 году даже сумел вырастить чемпиона – Владимира Бабошкина. Неудивительно, что Иван тоже решил добиться успеха и вот уже несколько лет совершенствует навыки в компетенции «Сварочные технологии».

В компетенции «Электромонтаж» была отмечена единственная чисто женская команда юниоров. Москвички Аниса Джамолидинова и Виктория Ластовкина из школы при колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (КАДР) на отборочных соревнованиях выполнили тестовое задание с элементами программирования по созданию системы освещения в длинном коридоре промышленного цеха лучше и быстрее опытных и взрослых специалистов по электромонтажу. Слабый пол совсем не такой слабый!

Подводные камни

Подобных историй можно было бы привести сотни. Однако имеет смысл рассказать не только об успехах и достижениях, но и о проблемах, которые неизменно возникают на соревнованиях такого уровня.

Студентка Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, участница в компетенции «Ювелирное дело» Софья Наер в прошлом году заняла первое место среди юниоров (забегая вперед, скажу, что здесь она тоже получила «золото»). Но с будущей профессией так и не определилась. Более того, даже хочет сменить направление деятельности и стать веб-дизайнером.

– Мне всегда нравилось работать руками, поэтому и ювелирка хорошо получается, – рассказывает девочка. – Но мне пока не дают творческих заданий, говорят, что надо готовиться к чемпионату, оттачивать навыки, выполнять то, что было на прошлых соревнованиях. А дома этим заниматься нельзя, потому что ювелирное оборудование очень дорогое, можно только в колледже работать. В общем, интерес к делу от всего этого пропадает.

По мнению главного эксперта компетенции «Ювелирное дело» Александра Бахтина из Калининграда, Софью можно понять. Просто в разных регионах по-разному относятся к воспитанию молодых профессионалов. Некоторые на самом деле делают упор на многократное повторение заданий прошлых лет, но ребят это сильно утомляет, им хочется чего-то нового, оригинального.

– Поэтому мы периодически даем им задание сделать то, что они сами хотят, – говорит Александр. – Наверное, из-за этого мы и уступаем в чемпионате, однако я уверен, что это не главное, потому что куда важнее, чтобы у человека сохранялись стремление к творчеству, желание работать. И да, мы всячески стимулируем студентов, чтобы они приходили в колледж в любое свободное время и работали на нашем оборудовании. Потому что понимаем: дома оно вряд ли у кого-то есть, уж больно дорогое.

Преподаватель Липецкого индустриально-строительного колледжа, эксперт компетенции «Малярные и декоративные работы» Елена Скоморохова считает, что ничего страшного, если дети в школьном возрасте сначала занимаются одним делом и даже добиваются в нем значительных успехов, а потом переключаются на совсем другое.

– Не факт, что ребенок, который увлекается малярным делом в школе и даже становится чемпионом среди юниоров, потом будет профессиональным маляром, – убеждена Елена. – Зато у него сформируются навыки, которые потом пригодятся в жизни, он сможет научить этому других. Поэтому очень правильно, что мы занимаемся ранней профориентацией, дети должны попробовать как можно больше, чтобы найти свое. И на это не надо жалеть денег. Хотя у нас, увы, нередко считают иначе.

Действительно, какую компетенцию ни возьми, в ней человек получает массу полезного опыта, учится очень многому. Например, рассказывает педагог Калининградского колледжа предпринимательства, эксперт компетенции «Визуальный мерчендайзинг» Ульяна Гриневич, дизайнер должен уметь работать не только с разными компьютерными программами, но и профессионально владеть пилой, кистью, шуруповертом, молотком. И, конечно же, тщательно следить за соблюдением техники безопасности.

– Никто не застрахован от ошибок, – говорит Ульяна, – поэтому довольно часто мы видим нарушение последовательности действий, несоблюдение чистоты рабочего места, неумение делать расчеты и так далее. Например, при замесе краски надо надевать перчатки, при работе с пилой – очки и так далее. Но если здесь мы снимаем баллы, то потом заказчик будет снимать деньги.

Невнимательность – главная проблема участников, констатирует преподаватель спецдисциплин Брянского строительного колледжа, эксперт компетенции «Плотницкое дело» Лариса Чудинова. Формально все можно списать на стресс, без которого не обходится ни одно соревнование, однако, если копнуть глубже, дело принимает иной оборот.

– Задание вроде бы не такое уж и сложное – надо сделать беседку с лавочкой, использовав 45 деталей, – объясняет Лариса. – Можно взять дополнительную деталь, но за это снимают баллы. Соединения между деталями должны быть минимальными. Так вот, типичные ошибки именно в размерах. То есть дети часто просто не умеют производить измерения и делать чертежи. Поэтому у нас в колледже есть предмет «Инженерная графика», который я веду. Ко мне приходят дети, которые не знают ничего, несмотря на то что им в школе преподавали и геометрию, и технологию. Поэтому мы начинаем с азов – что такое угол, что такое равнобедренный треугольник, приз­ма, конус и так далее. Я считаю, что черчение надо вернуть, может, не для всех, но для тех, кто им интересуется.

Словом, нам всем есть над чем задуматься.

Центр кристаллизации

Как уже было сказано, в Уфе про­шли соревнования по 15 компетенциям. Причем некоторые на национальном чемпионате были представлены впервые, например «Страховой агент», «Бережливое производство», «Неразрушающий контроль», «Облачные технологии», «Организация строительного производства», «Пчеловодство», «Стоматология ортопедическая», «Цифровое земледелие» и так далее. Стоит напомнить, что в разных странах ежегодно появляется довольно большое количество компетенций, при этом только 61 из них имеет статус международной, хотя демонстрационные экзамены проходят по 234.

Как заявила заместитель генерального директора союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Карина Саликова, главное условие появления новой компетенции – наличие инициатора, центра кристаллизации, вокруг которого она и будет формироваться. Нужны человек или группа инициативных граждан, которые бы сумели подготовить огромный блок необходимой документации, подробно описать новую компетенцию, а также убедить профессиональное сообщество в ее необходимости. Что на самом деле очень непросто.

– Например, всем ясно, что люди всегда будут питаться, болеть, стричься, одеваться, обуваться и так далее, – приводит пример Карина. – Следовательно, такие компетенции, как «Поварское дело», «Парикмахерское искусство», «Технология моды» и тому подобные, всем понятны. Но ведь люди точно так же будут и умирать… А значит, вполне уместна и компетенция «Ритуальные услуги». Однако тут есть масса весьма деликатных моментов. Дело в том, что люди далеко не всегда готовы какие-либо темы выносить на всеобщее обсуждение и обозрение. И как прикажете оценивать уровень мастерства участников – по тому, кто лучше выкопал могилу? В общем, тут предстоит еще очень много работы…

Другое дело – блогерство, о котором в последние годы так много говорят. Вроде бы оно и достойно стать профессией, но вот как оценить уровень мастерства блогера, если все они такие разные? Хотя, уверена Карина Саликова, если появится тот самый инициатор, способный оформить идею, разработать критерии оценивания и предложить людям, вполне возможно, скоро у нас пройдут соревнования и в компетенции «Блогерское дело». Или искусство?..

Первопроходцы

Кстати, вполне возможно, что именно Россия тут станет главным застрельщиком, поскольку нам не привыкать открывать новое в привычном.

– Мы подключились к мировому движению и привнесли в него много нового, своего, – говорит заместитель генерального директора по подготовке кадров Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) – директор Академии «Ворлдскиллс Россия» Светлана Крайчинская. – Например, мы первыми начали работать с детьми в рамках именно WorldSkills (направление JuniorSkills). Мы стали систематически и массово работать со взрослыми (направление «Навыки мудрых»). Мы придумали единый демонстрационный экзамен в колледжах и ввели Skills Passport. Мы придумали идею обучения мигрантов, чтобы они смогли не только знать язык и историю России, но и лучше интегрироваться в нашу экономику. Мы придумали направление FutureSkills, призванное связать WorldSkills с профессиями будущего. И всего этого, повторяю, в других странах нет.
И нам очень приятно, что наша коллега Екатерина Лошкарева сейчас занимает пост вице-президента WorldSkills International по стратегическому развитию. То есть успехи России в деле развития всего движения WorldSkills отмечены по достоинству.

И победа, и участие

Говорят, что главное – не победа, а участие. Но ведь и победа тоже главное! Ведь люди приезжают на соревнования именно за ней. А тут, в Уфе, конечно же, победили все, просто кому-то достались «золото», «серебро», «бронза», а кому-то – нет. Увидеть список счастливчиков можно на нашем сайте, в электронной версии данной публикации (кстати, еще один повод подписаться на нашу газету).

И еще. Пока не решили, в каком регионе пройдет очередной финал национального чемпионата. Но доподлинно известно, что в 2022 году мировые соревнования состоятся в Шанхае (Китай), а в 2023 году столицей европейского чемпионата WorldSkills будет Санкт-Петербург. И это уже победа!

Вадим МЕЛЕШКО, Уфа, Республика Башкортостан, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте