search
main
0

Вверх по лестнице

Навигатор будущего

Система профориентационной работы в школе №1981 позволяет формировать в наших педагогах новую компетенцию «наставничество» и желание расширять инструменты работы с молодежью. Ведь роль классного руководителя как навигатора для ребенка неоспорима. В настоящее время человеку необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро ориентироваться в окружающем его мире.

Для того чтобы правильно выбрать свой жизненный путь, молодой человек должен каким-то образом усвоить необходимый базис знаний, человеческого опыта, накопленного многими поколениями. Одна из задач современного образования – подготовка молодежи к выбору профессии и успешному осуществлению профессиональной деятельности во взрослой жизни. На каждом этапе образования эта функция тесно связана с другими направлениями социализации учащейся молодежи – обучением и воспитанием. Школа, несмотря на приписываемую ей функцию профориентационной работы с учащимися, не оценивается по такому критерию, как сформированность их профессиональной ориентации и готовность к профессиональному выбору. Одним из таких условий как раз и является эффективная профориентационная работа в общеобразовательных организациях со ступени начальной школы. Проектом в рамках такого взаимодействия предусматривается участие преподавателей вузов в обучении старшеклассников по математике и предметам естественно-научного цикла. За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Программы стали федеральными и надшкольными, и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Созданные в рамках национального проекта «Образование» специальные профориентационные проекты и платформы позволяют в новом формате вести профориентационную работу в нашей школе всем педагогам и классным руководителям. Это современные и активно развивающиеся платформы, созданные для нашей цифровой молодежи. Например, такой проект, как «Билет в будущее», который входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», стал одним из базовых для нашего школьного виртуального профориентационного портала. На сайте нашей школы будут размещаться активные ссылки для интерактивного путешествия наших ребят по будущему. Ученики средней и старшей школы с интересом окунулись в этот цифровой мир, ведь платформа позволяет каждому ребенку в современном онлайн-формате пройти тесты и интерактивные игры, определить свои профессиональные интересы и склонности, выявить сильные стороны и зоны развития. Результаты тестирования становятся частью цифрового профиля ученика, позволяют ему принимать участие в профессиональных пробах разной направленности. Поэтому на сайте нашей школы создается виртуальный профориентационный портал – проект под названием «Школа №1981 – навигатор будущего», на котором будут сконцентрированы все лучшие профориентационные методики, активные ссылки на тестирования, профориентационные игры и вебинары, мастер-классы и квесты, информация о новых профессиях, специальностях будущего, специальные задания и конкурсные проекты от ведущих работодателей, статьи и многое другое. Наш виртуальный профориентационный портал станет постоянно действующей площадкой, на которой будут размещаться ссылки на самые интересные тренинги и мастер-классы в онлайн-режиме от таких ведущих вузов, как МГУ с платформой «Профориентатор», РАНХиГС, РУДН, МАИ, ВШЭ и многие другие. Ежегодный профориентационный форум «Проектория», конкурс проектов прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел», проекты для молодых предпринимателей «Бизнес-уикенд», «Всероссийская ПрофДиагностика», «Большая перемена» также станут частью нашего проекта «Школа №1981 – навигатор будущего».

Реальным воплощением профориентационно-просветительской работы в школе стал единый день профориентации, проведенный в марте 2022 года, в котором приняли участие 47 ведущих вузов и колледжей столицы. Была сформирована программа мастер-классов и профориентационных мероприятий, в которых приняли участие 49 классов нашей школы (7-11‑е классы). Между школой и вузами были подписаны договоры о сотрудничестве, выстроены программы взаимодействия на следующий учебный год. Многие ребята воспользовались льготами при поступлении уже в текущем учебном году. В этом учебном году планируем при проведении единого дня профориентации расширить спектр проводимых консультаций, сформировать работу вузов и колледжей по различным направленностям. Просветительско-образовательный проект для школьников, педагогов и родителей с детьми «Школа №1981 – навигатор будущего» открыл двери в вузы столицы, сформированная программа вузов со специализированными лекциями, встречи с ведущими профессорами и специалистами также расширяют кругозор ребят, дают свежую информацию о профессиях и специальностях, новых направлениях в науке и общественной жизни.

Современная московская школа оснащена хорошим оборудованием, но главное – она включена в систему московского образования и является частью огромного образовательного кластера столицы. Возможности сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия существенно расширили возможности современной школы, все специализированные лаборатории колледжей и техникумов доступны для учеников школ города. Проекты специализированных тренингов и деловых игр по профориентации «Профсреда» предоставляют ученикам московских школ помощь в выборе прогрессивных профессий. Каждая среда посвящена определенному направлению профобразования, которое определяет Департамент образования и науки Москвы. Программа «Профессиональное обучение без границ» дает возможность ребятам, обучаясь в школе, получить профессиональные знания по самым разнообразным профессиям и специальностям.

В этом учебном году ребята нашей школы, используя этот уникальный городской ресурс, выбрали себе для изучения такие профессии, как «электромонтажник по освещению и осветительным сетям», «цифровой куратор», «оператор беспилотника», «агент банка», «чертежник», «веб-дизайн + программирование», «официант», «инструктор по пешеходному туризму», «портье», «декоратор витрин», «пожарный», «лаборант химанализа», «секретарь суда», «воспитатель» и др., ведь ученикам был предложен весь перечень программ. Получение свидетельства о профессии во время учебы в школе для многих ребят и их родителей стало прекрасной возможностью ближе узнать систему среднего профессионального образования столицы, получить диплом, который может пригодиться в жизни, при этом по-прежнему ставить себе задачу поступления в вуз. Особой поддержкой учащихся инженерного класса является сотрудничество нашей школы с ведущими предприятиями города, такими как РКС («Российские космические системы»), ПАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина», аэропорт Домодедово (программа «Приток») и др. Эти предприятия предлагают ребятам, поступающим в технические вузы столицы, программы целевого обучения с поддержкой в течение обучения на бюджетном отделении специальной стипендией от предприятия с дальнейшим трудоустройством по специальности. Выбор предприятий и специальностей также представлен на сайте школы, в нашем виртуальном навигаторе.

Одной из главных задач школьного виртуального профориентационного портала является формирование единого вектора развития профессионального самоопределения обучающихся нашей школы. Конечная цель профориентационной работы – это выпускник, способный к самостоятельному, свободному и ответственному выбору. Выбор профессии, образования, повышения квалификации, должности, карьерной позиции в современном мире совершается неоднократно. Подготовка к такому выбору – серьезная образовательная задача и в то же время длительный и непрерывный процесс. Таким образом, профессиональная ориентация сегодня приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обуча­юще­го­ся с дошкольного уровня и до выпуска. Школа и классные руководители в этом процессе выполняют роль своего рода квалифицированных посредников или навигаторов. Как видим, современная профориентация выходит за рамки школы, кабинета профконсультанта и становится сетевым процессом, приобретая вид профориентационного нетворкинга. Инструментом такой работы должны стать уже не просто программы профориентационного сопровождения само­определения, а сетевые программы. Участниками сетей, реализующих такие программы, могут быть разные типы образовательных организаций: школы, организации дополнительного образования детей, колледжи, вузы, работодатели, а также специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги. Не менее важная задача – формирование у подростков комплекса общих компетенций soft skills, необходимых для успешного самоопределения. Поэтому мы надеемся, что школьный виртуальный профориентационный портал станет опорной площадкой для наших ребят и их родителей.

Школа №1981 – это как раз то образовательное учреждение, где зажигаются звезды, педагоги могут с уверенностью заявить, что они заботятся о будущем своих учеников. Руководство школы считает, что очень важно помочь ребенку построить его собственную лестницу успеха, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика. Учителя нашей школы стремятся создать комфортную образовательную и учебно-воспитательную среду, которая поможет ребенку личностно совершенствоваться. Система дополнительного образования нашей школы – это навигатор для построения ребенком индивидуального образовательного маршрута. В настоящее время в школе №1981 реализуются специализированные программы дополнительного образования по разным направлениям, которые открывают ряд новых возможностей для наших ребят. Профессиональная ориентация учащихся является одной из важнейших составля­ющих успешного развития образовательного комплекса.

Дать возможность ребенку реализоваться в полной мере, зажечь звезду его будущей счастливой карьеры – вот цель, которую ставят перед собой все участники образовательной системы в школе №1981. И наши выпускники, надеемся, оправдают ожидания своих педагогов и родителей, заняв достойное место в обществе.

Алевтина РУМЯНЦЕВА, заместитель директора школы №1981

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте