search
main
0

О секретах музыкальной педагогики и скрипичного мастерства напомнил финал конкурса «Созвездие»

Должен ли быть у музыкального педагога, в отличие от любого другого, свой секрет в работе с детьми? Как занимаются, какую музыку любят и как переживают успех и неудачу талантливые ребята? С любым ли инструментом музыкант «сходится характером»? Ответы на эти и другие вопросы помог найти финал конкурса «Созвездие», проходивший в Сириусе.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Финалисты VII Всероссийского конкурса «Созвездие» – музыканты в возрасте 13–17 лет – в течение недели состязались в трех очных турах. Техническое мастерство, артистизм и выразительность их исполнения оценивали ведущие музыканты страны во главе с председателем жюри, народным артистом России, художественным руководителем Санкт-Петербургского Дома музыки Сергеем Ролдугиным. Сложно сказать, чья задача оказалась более трудной: ребят или членов жюри, ведь выбрать среди талантливых участников лучшего непросто. К тому же, их юный возраст требует соответствующих педагогических навыков.

Возможно, у музыкальных педагогов есть особый секрет в работе с такими ребятами? На этот вопрос председатель жюри Сергей Ролдугин ответил однозначно: если это секрет, то это не педагог, ведь он должен делиться своими знаниями, а не держать их за пазухой. При этом талантливые дети, по его мнению, все же требуют особого подхода. «Каждый ребенок уникален, а «талантливый ребенок – это отклонение от нормы». Так что педагогу приходится быстро ориентироваться, чтобы понять, в чем именно это отклонение, и направлять его на благо», – отметил Сергей Павлович.

О победителе и финалистах

Победителем конкурса, как ранее сообщало сетевое издание «Учительская Россия», стал пианист Михаил Пироженко, учащийся 8 класса Средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Он занимается по 3–4 часа в день. От победы испытал самые яркие и радостные эмоции: по его словам, он запомнит этот день на всю жизнь.

«Сначала для исполнения я хотел взять небольшой концерт, чтобы уложиться в отведенные 20 минут и сыграть его полностью. Но в итоге пришел к выводу, что именно Ференц Лист подойдет лучше для конкурсного выступления», – поделился победитель, исполнивший Первый концерт Листа. По словам Михаила, он волновался перед каждым выступлением на конкурсе, особенно перед первым туром, и проговаривал в уме каждую ноту. Успокаивался лишь на сцене, когда садился за рояль – тогда, к счастью, пальцы уже играли сами.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Возможно, юным возрастом музыканта отчасти обусловлено его тяготение к романтизму, ему особенно близка музыка Сергея Рахманинова, именно этого композитора Михаил назвал любимым. Юноше нравится выступать на сцене и побеждать в конкурсах. В отличие от многих пианистов, которые больше любят выступать сольно (так они ощущают больше свободы), победитель предпочитает выступления с оркестром, он чувствует поддержку его участников. Мечтает стать концертирующим пианистом, очень любит путешествовать.

На торжественной церемонии объявили победителей в трех конкурсных номинациях. Лауреатом I степени в номинации «Оркестровые струнные инструменты» стал скрипач Эмиль Ильдиреков. Победителем в направлении «Оркестровые духовые инструменты» — флейтистка Екатерина Найденова. В номинации «Фортепиано» два лауреата — Владимир Карякин и Михаил Пироженко.

Как отметил Эмиль Ильдиреков, все участники талантливы, и борьба была напряженной, нельзя было предугадать, кто в итоге победит. Достойными победы были все, и ребята очень радуются за победителя. Описывая двумя словами подготовку к конкурсу, Эмиль назвал «удовольствие» и «труд», затем поменял их местами. Труд во время подготовки позволил ему получать удовольствие от выступления на сцене.

О перспективах талантливых ребят

Система для обучения ребят в Сириусе позволяет не только развивать и поддерживать их, но и направлять в течение дальнейшей деятельности. Как отметил Сергей Ролдугин, на протяжении всей карьеры выпускников Сириуса эксперты будут держать в поле своего зрения и направлять на правильный профессиональный путь.

«Сотрудничество выдающихся российских педагогов и музыкантов, определяющих стандарт исполнительского мастерства, с юными музыкантами — вот принцип, который лежит в основе программ по музыкально-исполнительскому искусству. И почти десять лет в Сириусе выпускают музыкантов, которые благодаря «Созвездию» становятся известны всей стране, — обратилась к финалистам председатель оргкомитета конкурса, руководитель Образовательного центра Сириус, председатель Совета федеральной территории Елена Шмелева. — Надеюсь, в будущем вы состоитесь не только как виртуозные солисты, но и как педагоги: только с опорой на наставничество можно передавать традиции мастерства, развивать русскую исполнительскую школу, в целом, нашу культуру и страну».

В этом году третий тур и финальный гала-концерт прошли в сопровождении Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. За пультом оркестра во время конкурса работали два дирижера — народный артист России Александр Чернушенко и лауреат международных конкурсов Иван Столбов. Накануне концерта у каждого участника «Созвездия» была лишь одна репетиция с коллективом длительностью 30 минут. Финал конкурса «Созвездие» впервые состоялся на новой площадке — в концертном зале Средней специальной музыкальной школы «Сириус». Акустику этого пространства проектировал всемирно известный специалист Ясухиса Тойота.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

В развитии музыкального таланта важную роль играет не только педагог и усердие ученика. Непременным участником процесса является также инструмент. Об особенностях скрипичного мастерства рассказал основатель и директор Дома скрипки «Scroll Fine Instruments» Георгий Левинов.

О скрипичном мастерстве: музыкант выбирает скрипку или она – его

К финалу VII Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» в Сириусе приурочили экспозицию струнных и духовых музыкальных инструментов от Дома скрипки «Scroll Fine Instruments» и музыкального ателье «Доценко и Ко». Ее разместили в фойе ССМШ «Сириус», ставшей в этом году площадкой проведения конкурса. Директор Дома скрипки Георгий Левинов, профессиональный музыкант-скрипач, педагог, эксперт, уполномоченный Минкультуры России, рассказал о том, что Дом скрипки является партнером конкурса «Созвездие» с самого его начала, каждый год организуя в Сириусе разные выставки. На этот раз представлена выставка «Душа России», рассказывающая о русской школе скрипичных мастеров. Она малоизвестна, хотя скрипичные мастера работали в России еще в 19 веке и в начале 20 столетия.

Анатолий Леман, Евгений Витачек, Тимофей Подгорный – инструменты этих мастеров представлены на экспозиции в Сириусе. Главным их секретом является звук: широкий, масштабный. Как, например, у созданной в 1911 году скрипки «Чародейка» петербургского мастера Анатолия Лемана – военного, поэта и писателя, дантиста и бильярдиста, незаурядного человека, который вдруг решил посвятить себя скрипичному мастерству, называя себя «мессией скрипки». Представленные на выставке инструменты, жемчужины скрипичного ремесла, не являются предметами искусства, которыми можно только любоваться – на них играют музыканты на концертах и фестивалях.

Георгий Левинов. Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Как напомнил Георгий Левинов, в нашей стране в настоящее время нет массового производства музыкальных инструментов. При этом есть скрипичные мастера, но среди них не так много настоящих профессионалов. В советское время работала фабрика, где выпускали серию музыкальных инструментов под наблюдением известного мастера Дениса Ярового. Но и тогда специалистов было немного. Поэтому сегодня совместно с руководством Сириуса прорабатывается вопрос создания массового производства инструментов и системы обучения мастеров-реставраторов.

Школа скрипичных мастеров, по словам эксперта, сегодня очень актуальна. Ее в России не было, за исключением короткого периода первой половины прошлого века, когда работали Евгений Витачек и Тимофей Подгорный, Николай Фролов, Яков Косолапов, Георгий Морозов. Георгий Левинов рассказал, что в настоящее время разработана образовательная программа для подготовки таких специалистов, ее предстоит утвердить и начать реализовывать.

Бытует мнение, что настоящий качественный инструмент может выйти лишь из рук мастера, а то, что сделано на фабрике, – обязательно ширпотреб. Однако, как отметил Георгий Аширович, это не так: фабрика может быть высокого класса, на ней производство струнно-смычковых инструментов имеет несколько направлений. Так, существует фабричное (станковое) и мануфактурное производство. При мануфактурном производстве, в отличие от станкового, заготовки выпускают на станках, но из более дорогого материала, затем их вручную обрабатывают мастера – так что каждую часть инструмента выполняет определенный мастер, покрывают лаком уже другие специалисты. По своей сути это массовое производство ручной работы одного инструмента. Кроме того, на фабрике может быть производство инструментов индивидуального подхода. В этом случае работающий здесь мастер делает один инструмент полностью сам. Такие инструменты – более высокого класса. Они дороже, изготавливаются из другого материала.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Георгий Левинов также развеял популярный миф о существовании своего секрета у каждого скрипичного мастера. Как и в случае с музыкальным педагогом, оказалось, что никакого секрета даже у самого известного создателя скрипок нет: технология остается прежней. Просто у любого автора есть свой почерк, свое лицо, он находится в постоянном поиске, развивая свое мастерство, и у каждого есть свой ранний, золотой, и последний периоды творчества.

Время изготовления мастером скрипки во многом зависит от его характера. Например, современный специалист Николай Иванович Стасов может выпускать примерно по одной скрипке в месяц – это довольно быстро. Он старается постоянно развивать свое мастерство, думать над моделью инструмента, чтобы он был наиболее комфортен для музыканта.

Современная скрипка, альт, контрабас отличаются от старинных тем, что они подобны необъезженному жеребцу, их нужно приручить, полюбить, «подружиться». В отличие от них, старинную скрипку можно взять, попробовать поиграть и понять, приняла она музыканта или нет. Так что вполне реальной является ситуация, в которой самый замечательный инструмент может не подойти талантливому исполнителю. Каждый старинный инструмент индивидуален: как и автор, он имеет свое лицо, свой почерк, у него уникальное звукоизвлечение – это он выбирает себе музыканта, а не наоборот.

Фото: сетевое издание «Учительская газета»

Чтобы не потерять своего звучания, инструменты не должны все время молчать. Поэтому многие хранители, например, в итальянском Кремоне, где хранят скрипки Страдивари и Амати, вводят правило играть на них каждый день по 5 минут. Произведения известных мастеров из коллекций Дома скрипки музыканты также используют – для участия в различных концертах и фестивалях. Так, в прошлом году в стране появился Первый Международный фестиваль имени Анатолия Ивановича Лемана – «Леманфест». Звучание инструментов этого отечественного мастера ничем не хуже звучания инструментов Страдивари. Этот фестиваль проходит по сей день – в целом длится почти год. В нем участвуют Павел Милюков, Борис Андрианов (виолончель), Даниил Коган, квартет имени М. Вайнберга, Илья Иофф с оркестром «Дивертисмент» и другие. Открывал этот фестиваль Георгий Левинов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте