С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятые Государственной Думой 23 июля 2024 года. Эти поправки касаются организации образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одно из основных обновлений – создание специальных условий для получения ими образования. Этот актуальный вопрос обсудили участники секции «Междисциплинарный подход в развитии, коррекции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» на XXVI Международной научной конференции «Цивилизация знаний: российские реалии», прошедшей в апреле в Российском новом университете (РосНОУ).

В ходе пленарной дискуссии на тему «Междисциплинарный подход в развитии, коррекции и реабилитации лиц с ОВЗ» участники подчеркнули важность работы в интегрированном направлении и врачей, и педагогов, и других профильных специалистов.
Результаты исследований и практика педагогов-дефектологов, тем не менее, свидетельствуют о том, что любой человек с особенностями развития может в соответствующих условиях стать полноценной личностью и быть интегрированным в социум. Решающим этапом в закладке фундамента физического и психического здоровья ребенка является дошкольный возраст.
Новые требования к качеству развивающей работы с детьми, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности. Одним из инструментов решения этой задачи считается сказкотерапия. С мастер-классом о ней в РосНОУ прибыли сотрудники ГБУ «Мой особый семейный центр «Семь-Я» Райхель, педагог- психолог Светлана Борисовна Райхель и логопед Анастасия Сергеевна Лобанова. Они рассказали о пользе для детей с ОВЗ кинезиологических сказок. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Цель работы педагога в данном случае – развитие мозжечковой стимуляции методом кинезиологии, через использование кинезиологических сказок с детьми с ОВЗ.
– Сначала мы подобрали упражнения, на основе которых и создавались наши сказки, а затем подбирали и придумывали тексты самих сказок. Результатом такой работы стало создание картотеки кинезиологических сказок. Работа по развитию межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции ведется последовательно, системно, во взаимодействии всех педагогов групп с ОВЗ и родителей воспитанников. Коррекционная и развивающая составляющая данной работы: от движения – к мышлению и речи, а не наоборот, что повышает ее эффективность, – рассказала Светлана Борисовна Райхель. – На фоне сказок мы проводим артикуляционную гимнастику, создаем для нее декорации. Преимущества сказкотерапии – это ее универсальность, доступность и образность. Методиками нашего центра пользуются не только логопеды-дефектологи при работе с детьми с ОВЗ, но и, например, сотрудники хосписов, центров паллиативной помощи.
Представители ГБУ «Мой особый семейный центр «Семь-Я» также представили собравшимся нейроигры на развитие мелкой моторики. В них задействуются пальцы рук детей, цветные кружочки, карточки с буквами и т.д. Как отметила Анастасия Сергеевна Лобанова, в процессе нейроигр ребенок, педагог и родитель развивают внимание, память, мышление и формируют межполушарное взаимодействие. Игры благоприятно сказываются на процессе письма и чтения ребенка с ОВЗ, повышается его продуктивная работоспособность.
Более подробно на нейроиграх остановились в своем мастер-классе еще две сотрудницы ГБУ МОСЦ «Семь-Я» – учитель-дефектолог Юлия Евгеньевна Кондратенко и старший воспитатель Виктория Николаевна Кипшиева, также акцентируя внимание на их доступности и универсальности.
– Польза нейроигр очевидна. Во-первых, они развивают творческое мышление: ребенок ищет нестандартные подходы к решению привычных задач. Во-вторых, улучшают мелкую и крупную моторику: это положительно влияет на формирование навыка письма и коррекцию моторных нарушений. В-третьих, развивают когнитивные функции: у ребенка появляется или улучшается речь, совершенствуются восприятие и запоминание информации, внимание, мышление, воображение. В-четвертых, задействуются разные сенсорные каналы: материал помогают запоминать зрение, слух и даже осязание. В-пятых, снижается уровень стресса, ребенок становится более позитивным, спокойным и уравновешенным. Согласно исследованиям, дети, регулярно занимающиеся нейроиграми, показывают на 30 % лучшие результаты в обучении по сравнению со сверстниками, – подчеркнула Юлия Евгеньевна Кондратенко.

Альтернативная коммуникация с детьми с ОВЗ оказалась в фокусе внимания Центра содействия семейному воспитанию (ЦССВ) «Маяк». Учителя-дефектологи Инна Александровна Коровницына и Ирина Владимировна Козлова поведали о своем опыте работы с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Для выражения простых просьб дети, испытывающие трудности с речью и общением, используют карточки PECS (Picture Exchange Communication System) – систему альтернативной коммуникации с помощью обмена картинок с символами, изначально созданную для детей с РАС. Чтобы упростить восприятие сложной информации, педагоги составляют детям визуально-тактильное расписание, применяют коммуникативные папки и альбомы, используют жестовый язык и языковую программу Makaton. Как подчеркивают эксперты, чем серьезнее нарушение развития у ребенка, тем проще должны быть средства коммуникации с ним. Все инструменты, применяемые в центре «Маяк», Инна Александровна и Ирина Владимировна продемонстрировали на участниках секции, передали коллегам опыт, как использовать их в своих образовательных и реабилитационных учреждениях при работе с детьми с ОВЗ.
Высокую эффективность при работе с детьми с ОВЗ показывает арт-терапия. Об одном из ее инструментах – метафорических картах – рассказала Елена Сергеевна ОТТ, психолог ГБУ «Мой семейный Центр «Притяжение».
– Метафорические карты помогают ребенку рассказать через образы о проблеме, которая мучает его – напрямую это сделать сложно. Например, мы складываем на занятии робота: его голова отвечает за разум, тело – за чувства, ноги – самоощущение в жизни, «твердость почвы под подошвой». Ребенок ассоциирует робота с собой, а поделиться эмоциями вымышленного персонажа гораздо проще, чем открыто поведать о собственных, – резюмировала Елена Сергеевна.
Участники секции тоже попробовали создать и описать свою карту – «создание робота», а также поработали с картами страхов, ресурсов – внутренних и внешних, советов и предупреждений, притч-напутствий и мотиваций.
Работу секции высоко оценили гости из Калуги. Как отметила Евгения Игоревна Томчик, директор сети логопедических частных детских садов, центров нейрокорреции и реабилитации, логопед и нейропсихолог, каждый привнес в серию мастер-классов изюминку своей работы, показал коллегам, что нужно не бояться заглянуть в себя глубже и прямо здесь и сейчас сделать больше. Сама Евгения Игоревна кратко рассказала о взаимосвязи между ритмами электроэнцефалограмм (ЭЭГ) и ментальными нарушениями и о том, как эти знания могут помочь создать коррекционную программу для детей с любыми нарушениями развития. К сожалению, подчеркнула нейропсихолог, врачи, педагоги и родители не работают междисциплинарно, в одной связке, а разрозненные усилия специалистов, даже высококвалифицированных, оставляют желать лучшего в плане эффективной реабилитации детей с ОВЗ.
Под «занавес» секции слово взяли студенты колледжа РосНОУ направления подготовки «Коррекционная педагогика». Анастасия Сергеевна Балашова выступила с докладом «Использование карточек Владимира Яковлевича Проппа при формировании познавательной активности у младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения». Кира Михайловна Наумова рассказала, как использовать игровой прием «Ключик» (решетку Кардано) при формировании познавательной активности младших школьников с ОВЗ на внеурочном занятии «Мир как планета». Елизавета Евгеньевна Прохорова поделилась особенностями развития слабослышащих детей и методиками коррекции нарушений слуха и речи.
– Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходима. Задача педагогов – создать условия для успешного обучения и развития ребенка. Педагог учитывает потребности каждого ученика и разрабатывает индивидуальные программы обучения, оказывает помощь в преодолении трудностей, связанных с особенностями развития, готовит воспитанника к самостоятельной жизни. Инклюзия – это минимизация социальных барьеров. Дети с ОВЗ часто ощущают себя изолированными от сверстников, что может приводить к снижению их самооценки и развитию различных эмоциональных проблем. Воспитание и обучение ребенка с особенностями развития — сложный процесс, с которым не под силу справиться даже самым ответственным родителям. Задача специалистов — помочь семьям и подарить их ребёнку счастливое детство. Сегодняшние мастер-классы сделали нас на шаг ближе к решению этих сложных, но важных задач, – подвела итоги работы секции Оксана Викторовна Дорошенко, заведующая кафедрой специального дефектологического образования, кандидат педагогических наук, доцент РосНОУ.
Комментарии