С сентября в дневниках у школьников 4-5-х классов появились новые аббревиатуры – ОПК, ОСЭ, ОМРК, ОИК, ОБК, ОИК… Все это сокращенные названия шести модулей ставшего обязательным предмета ОРКСЭ – Основы религиозных культур и светской этики. Сайт «Учительской газеты» провел опрос педагогов в разных регионах страны: какие модули выбрали дети? С какими проблемами столкнулись педагоги? Чего ждут от введения нового предмета родители?Оказалось, введение нового предмета уже изменило школьную жизнь. Где-то он вытеснил часы по чтению, где-то из-за введения ОРКСЭ теперь увеличится учебный год или будет шестидневка. Не все просто и с зарплатами учителей начальной школы, если им пришлось отдать часы ОРКСЭ коллегам из среднего звена…
Великий Новгород
ОПК или ОСЭ в рамках ОРКСЭ?
Введение в 4-х классах школ с 1 сентября 2012 года нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» вызвало у родителей и детей в новгородских школах ряд вопросов. «Как быть, если моя подружка, родители которой мусульмане, одна в классе не сможет изучать православие? Родители не разрешат ей ходить в нашу церковь» – распространенный вопрос у детей. Взрослые считают, что учить детей такому предмету должны либо доктора исторических или философских наук, либо священники, а обычный учитель, по их мнению, не способен в деталях разобраться в столь тонких материях. Разузнав предварительно об этих настроениях, я обратилась с соответствующими вопросами к представителям администраций школ, где детей уже начали учить «Основам религиозных культур и светской этики» – ОРКСЭ. Как оказалось, педагоги при введении нового предмета столкнулись с трудностями совсем другого характера.
Галина Васильева – заместитель директора по учебно-методической работе школы поселка Сырково Новгородского района Новгородской области. Галина Анатольевна рассказывает о проблемах введения ОРСКЭ в сельской школе:
«Педагог, который будет преподавать у нас «Основы религиозных культур и светской этики», прошел обучение в Новгородском институте развития образования. С родителями 4-го класса, где вводится ОРКСЭ, было проведено несколько собраний и анкетирование. Мнения родителей разделились почти пополам: одни были за основы православной культуры, вторые за светскую этику. На общем родительском собрании было решено, что, так как вводить даже два модуля в условиях нашей сельской школы нереально из-за невозможности оплатить двум педагогам эти часы, мы введем тот модуль, который выберет большинство. Чуть большая часть родителей высказалась за основы православной культуры. В течение учебного года мы все же найдем возможность провести занятия по основам светской этики с детьми, чтобы этот блок не оказался для них потерянным.
Чего мы ждем от нового школьного предмета? Чтобы дети знали об основах православия, признанного в России основной религией. Те, кто этим ранее не интересовался, возможно, по-другому взглянут на подобные вещи, может быть, станут немного терпимее друг к другу, толерантнее.
Основная наша проблема – часы на проведение ОРКСЭ. Шестидневка в начальной школе, мы считаем, неприемлема. Значит, выход один – продление учебного года, хоть это и непопулярная мера. 34 часа – это практически 10 рабочих дней. У нас нет возможности включить эти часы в блок внеурочной деятельности, так как четвероклассники учатся еще не по новым стандартам. Через классные часы мы тоже не имеем права реализовать обучение по этому предмету, так как он стоит в учебном плане.
Нам повезло, что в нашем единственном в школе четвертом классе нет детей, в семьях которых исповедуют другую религию. Если бы дети и родители изъявили желание выбрать другой блок в ОРКСЭ, мы должны были бы организовать обучение по иному блоку, но сделать это было бы очень сложно. Ведь учителя не могут работать бесплатно! В сельской школе введение абсолютно всех модулей нереально. Осуществить эту идею за счет сетевого взаимодействия тоже не получится в условиях, когда образовательные учреждения расположены далеко друг от друга. В больших городских школах, где есть параллели классов, в которых работает несколько педагогов, можно было бы реализовать эту идею именно так, как она задумывалась. Сама идея, я считаю, хорошая».
Маргарита Старкова работает именно в такой большой городской школе, она заместитель директора по начальной школе гимназии №4 Великого Новгорода:
«В связи с введением нового предмета мы вынуждены были ввести шестидневку в четырех 4-х классах, – рассказывает Маргарита Ивановна. – Это, конечно, родителям не очень нравится. Теперь по субботам будет преподаваться исключительно этот предмет. Родители всех четвероклассников на родительских собраниях выбрали один модуль – «Основы православной культуры». Были родители, которые сомневались в своем выборе, так как они исповедуют другие религии. Но их убедили наши доводы, что, живя в России, надо знать в первую очередь историю и культуру России, в том числе православную культуру. И эти родители добровольно присоединились к большинству.
Если бы кто-то из родителей настоял на другом варианте, то, откровенно говоря, мы смогли бы, наверное, осуществить только преподавание «Основ светской этики». Потому что для преподавания основ мусульманства или иудаизма просто нет достаточно квалифицированных преподавателей. Кто должен преподавать такой предмет? Я думаю, учитель истории в первую очередь. У нас именно преподаватель истории и ведет «Основы православной культуры». Учебники все были закуплены вовремя, учитель прошел соответствующую подготовку. Постараемся сделать преподавание нового предмета разнообразным. У гимназии заключены договора с музеями, помимо уроков ребят ждут экскурсии, викторины, виртуальные путешествия. От нового предмета мы ожидаем формирования у детей толерантного отношения к иным религиям, доброты к людям. А основам светской этики наши педагоги тоже уделят внимание за счет внеурочных часов, занятий в системе дополнительного образования».
Людмила Елькина – директор необычной школы. В школе №20 имени Кирилла и Мефодия Великого Новгорода учится много детей из верующих христианских семей. Встретились ли здесь трудности при введении нового предмета?
«Нам тоже пришлось ввести у себя в школе для четвероклассников шестидневку, – говорит Людмила Валентиновна. – Но для преподавания этого курса рекомендуется не только классно-урочная система, поэтому мы планируем проводить разнообразные экскурсии, и перегрузки детей не произойдет. График занятий можно сделать гибким. Например, одну из суббот можно посвятить паломнической поездке сразу на два или три часа.
Мы познакомили на собраниях родителей со всеми блоками нового предмета, но выбор, естественно, пал на православную культуру, поскольку такова ориентация нашей школы. У нас в концепции учебного заведения заложена такая идея – подвести ребенка к храму, не проводя при этом агитацию в отношении веры и религии, за счет курсов, на которых дети могли бы приобщаться к православной культуре как к части русской культуры. Вопросы светской этики наши ученики также будут рассматривать на классных часах, в системе внеурочной деятельности.
С профессиональной подготовкой педагога у нас проблем нет, учитель, который будет вести этот предмет, уже имеет опыт преподавания основ православной культуры. Учебники были приобретены за счет федерального бюджета заранее, еще в прошлом учебном году. В нашей школе мы не столкнулись с проблемами, но коллеги из других школ, с которыми я общаюсь, говорят о том, что для них главная сложность – это кадровое обеспечение, причем любого блока ОРКСЭ. Светская этика кажется более простым модулем, но в ее преподавании тоже есть свои трудности».
Ситуацию с началом изучения ОРКСЭ в школах прокомментировала и Марина Петровна Воробьева, первый заместитель председателя Комитета образования Великого Новгорода:
«Итоговые данные по выбору новгородскими школами модулей ОРКСЭ еще подводятся. По предварительным данным из 6 предлагаемых модулей родители в школах Великого Новгорода выбрали три модуля. Приблизительно 70 процентов – «Основы православной культуры», 5 процентов – «Основы мировых религиозных культур» и 25 процентов – «Основы светской этики». Отдельно основы ислама, буддизма и иудаизма не назвал никто.
Первые результаты по введению ОРКСЭ будут озвучены на специальном совещании с завучами новгородских школ в конце сентября. Тогда же будут решаться проблемные вопросы. Например, если один ребенок в школе выберет свой модуль, можно будет решить этот вопрос с помощью дистанционного обучения.
В 2011–2012 учебном году учителя, которые преподают ОРКСЭ, прошли специальную подготовку на курсах при Новгородском институте развития образования. В основном это учителя истории, литературы, а также педагоги начальных классов, поскольку этот предмет вводится в нынешнем году в 4-х классах. Конечно, легче будет учителям истории, так как они получали азы культурологических знаний, когда учились в вузах. За преподавание основ светской этики чаще берутся учителя начальных классов. Если бы мы привлекли к преподаванию ОРКСЭ в школах докторов наук, это было бы хорошо. А вот что касается священников, у нас светское образование, поэтому мы не можем привлекать к преподаванию представителей церкви.
Для того чтобы определиться, что делать с дополнительными часами, которые потребовало введение ОРКСЭ, Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области обратился в Министерство образования и науки России. Нам ответили предложением продлить учебный год на полторы недели. По СанПиНам и по закону об образовании в школах должно быть не менее 30 календарных дней каникул в учебном году и 8 недель летом. Таким образом, при продлении учебного года на полторы недели в июне нормы не нарушаются. Второй вариант – шестидневную учебную неделю – выбрали, как правило, те школы, которые являются опорными пунктами для проведения ЕГЭ и ГИА в июне».
Подводя итог проведенному опросу, можно сказать, что основное недовольство у родителей и учителей возникло из-за продления учебной недели или года в школах в результате введения ОРКСЭ. Проблемой являются кадры. За этими организационными вопросами, мне кажется, теряется еще один, более важный. Как можно научить толерантности – а все опрошенные педагоги видят в этом результат ОРКСЭ – и уважению к другой вере, если приоритетом выбирается одна вера и одна культура? Если ОРКСЭ – это «Основы религиозных культур (заметьте, во множественном числе) и светской этики», то почему предметом изучения стала только одна религиозная культура, а этика пойдет к ней робким дополнением, да и то за счет энтузиазма учителей? Самым близким к общей идее из всех 6 модулей ОРКСЭ является модуль «Основы мировых религиозных культур». Но его, по статистическим данным, выбрали всего 5 процентов новгородцев. И вряд ли в других регионах России приоритеты будут расставлены по-другому…
Светлана Потапова, Великий Новгород. Фото автора
Омск
Большинство выбрало изучение этики, а не религии
Первым делом учительница предложила четвероклассникам взяться за руки. И так, в кругу друзей, стала рассказывать о доблестях и подвигах во имя Родины, честности и верности. Читала стихи и показывала картины творцов разных национальностей – в большинстве своем советских художников и поэтов. Увы, у современных мастеров культуры другие музы.
– В этом-то и проблема. Но она временная, и мы должны помочь детям пережить это время. Я искренне убеждена: через познание основ культуры и традиций разных народов можно сформировать у детей понимание, что он живет в разнообразном мире: поликультурном, поликонфессиональном. И его нужно понимать и принимать таким как есть, – говорит Наталья Николаевна Глазова, учитель истории и основ светской этики.
На этом уроке никто не получит двоек. Предмет должен научить ребенка оценивать самого себя. Сегодня дети рисовали смайлики, оценивали собственное настроение в начале и в конце урока. Проекты, которые будут выполнять дети, тоже вариант оценки. Закончится курс большим праздником культур – с танцами, стихами и блюдами национальной кухни.
Первая тема «Наша родина – Россия» одинакова для всех модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Впрочем, родители четвероклассников 69-й гимназии после анкетирования, рассказа о содержании каждого модуля и индивидуальных бесед как один выбрали курс «Основы светской этики». Так же как и большинство жителей Омской области. По данным регионального Министерства образования, 8509 четвероклассников начали изучать основы светской этики, 4359 человек – основы православной культуры, 4030 – основы мировых религиозных культур. Модуль «Основы исламской культуры» преподают 548 учащимся, «Основы буддийской культуры» – всего 46 школьникам. Наименьшее число детей – всего 9 человек – изъявили желание прослушать курс «Основы иудейской культуры». Некоторые модули в ряде районов вообще оказались не востребованы. Например, в Омском районе основы светской этики выбрали 77,9 процентов школьников и родителей, основы мировых религиозных культур – 12,6, основы православной культуры – всего 9,5, остальные оказались и вовсе «лишними».
– Родителям объясняли, что совсем не обязательно всем ученикам одного класса учиться по одному модулю, – рассказывает Галина Шакенова, главный специалист отдела дошкольного и общего образования департамента политики в сфере образования Министерства образования Омской области. – Каждый мог выбрать тот курс, который нравится. Руководство школ таким образом составляет расписание, чтобы каждый ученик смог ознакомиться с содержанием выбранного модуля. Уже сегодня для этих целей обучены 70 тьюторов, учителей-наставников, а также 861 омский педагог, которые получили дополнительное образование по данной специальности. В основном это учителя истории, литературы и мировой художественной культуры.
С буддийской культурой понятно – ее знают немногие. Иудейскую дети подробно изучают в областном лицее, входящем в сеть образовательных учреждений Федерации еврейских общин России. А вот тем, что немного родителей выбрали для своих детей православную культуру, всерьез озабочены священники. Особенно если учесть, что крещеных в регионе около 73 процентов. На пресс-конференции, посвященной введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», Дмитрий Олихов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, традиционно обвинял журналистов в раздувании скандалов с участием священнослужителей. Самый полезный учебник, по мнению протоирея, – «Основы православной культуры», «от него остается хорошее послевкусие». История мировых религий в четвертом классе, по его мнению, неуместна – ребенку с еще не сформировавшимся мировоззрением предлагают дистанцироваться от всех религий и посмотреть на них со стороны. Курс светской этики тоже не нравится Омской епархии.
– Родителям, которые крестили своего ребенка, но боятся слова «религия», курс светской этики кажется простым, – говорит Дмитрий Ольхов. – Но на какой этической системе выстроен этот курс? Ее там не прослеживается. Значит, там будет этическая система «Мариванны».
Особенно странно, что родители не выбрали православную культуру, учитывая, что в пилотном проекте по введению «Основ религиозных культур и светской этики» Омская область не участвовала, но еще в 2002 году между Министерством образования и Омско-Тарской епархией было подписано соглашение о введении в омских школах курса «Основы православной культуры». Преподавался курс в 118 учебных заведениях области. Впрочем, может быть, в этом и причина? Ведь желания родителей не спрашивали – нужен курс или нет, решала школа. Кстати, это вызывало серьезное недовольство представителей других конфессий. Муфтий Сибирской соборной мечети Зулькарнай Шакирзянов назвал преподавание православия в частности и основ религии в целом в младших классах насилием над ребенком. В Омской области более 100 национальностей, 20 конфессий, и, притом что 85 процентов населения относят себя к русским – априори православным, среди родственников почти в каждой семье найдутся не только мусульмане, но и католики, которых в школьную программу вообще не включили. Похоже, что граждане своим выбором проявляют большую толерантность, чем разработчики курса «Основы религиозных культур и светской этики».
– Наверное, выбор модуля по светской этике был продиктован осторожностью, что если выберут основы православной культуры, то представители других конфессий будут ущемлены. К тому же родители волнуются, что основы православной культуры пошатнут веру их детей, – говорит Екатерина Георгиевна Першукевич, учитель русского языка Бутаковской средней школы Знаменского района. – Смею с этим не согласиться. Я уже несколько лет веду основы православной культуры, посчастливилось побывать на курсах в Московской духовной академии, которые убедили меня, что этот предмет необходим. Он не просто знакомит детей с основами христианского учения, шедеврами мирового искусства, созданными в лучших традициях православия, но и помогают ребятам осмыслить, проанализировать свое поведение, отношение к жизни. За это время ни один ребенок-мусульманин не стал православным, но казахи, татары проявляют интерес к заповедям Христа, архитектуре храмов, по-другому прочитывают Пушкина, Достоевского. Я убеждена, что в государстве, которое еще в 1988 году отметило 1000-летие крещения Руси, необходимо знать его культуру. На мой взгляд, выбор модуля светской этики был поспешным, необдуманным, так как далеко не всем родителями были представлены программы и учебники, чтобы их правильно сориентировать. Модуль, посвященный светской этике не самый худший выбор, но мне жаль, что дети не получат того, что могли бы, выбрав основы православной культуры.
…Остается надеяться, что «этическая система Мариванны» не так плоха – не случайно ведь большинство выбрало изучение этики, а не религии.
Наталья Яковлева, Омск
Воронеж
ОРКСЭ – то же чтение, только с большой моралью
В Воронежской области родители основной свой выбор (почти 60%) сделали в пользу курса «Основы православной культуры», еще 30% отдали голоса в пользу основ светской этики, чуть менее 10% выбрали основы мировых религиозных культур. И всего один процент достался на долю буддизма, иудаизма и ислама. В областном центре статистика другая: православие – почти 48%, светская этика – 42%.
Учителя рассказывают, что курсы подготовки проходили в областном ИПКиПРО по всем направлениям, 3–4 раза в неделю на протяжении апреля–мая. Причем обучались не только педагоги начальных классов, но и филологи, преподаватели иностранного языка и другие предметники. В некоторых школах новый курс взялись преподавать историки и даже химики с математиками – по желанию. Многие выбрали одно направление, и родители с этим согласились. В сельских школах это, как правило, основы православной культуры, а в Воронеже школы с повышенным статусом, гимназии и лицеи в большинстве обучают детей основам светской этики. Мотивация – большое число детей из мусульманских семей, поэтому на родительском собрании решили, что так будет легче всем.
Основная проблема и беда (педагоги начальных классов называют это настоящей бедой) – то, за счет чего в расписании появился урок ОРКСЭ. В школах Воронежской области он заменил чтение. Было три урока в неделю, стало два. Это при том, что в расписании сохранилось 5 часов русского языка, 4 математики, по 2 часа на предмет «Окружающий мир», иностранный язык и технологию, 3 часа физкультуры и по одному на музыку, изо и теперь вот на модуль по светской этике или ОПК. Больше всего нареканий на технологию: к четвертому классу все, что можно было вылепить, вышить или наклеить, вышито и наклеено. Поэтому логичнее было бы взять отсюда один час, а чтение оставить в том объеме, как было. Ведь впереди пятый класс, и не уметь там нормально читать означает стать в лучшем случае троечником, это всем известно.
Некоторые школы нашли выход в новых учебниках. По словам учителей, учебник по основам светской этики под редакцией Данилюка позволяет ближе всего подвести новый предмет к литературному чтению, так как в основе использует классические литературные произведения. Их учитель вместе с детьми читает и разбирает на уроках, выходя на морально-нравственные обобщения и выводы.
Несмотря на то что разговор наш с учителями шел о преподавании нового курса, они настойчиво попросили обратить внимание вот на какую проблему. 23 часа уроков в неделю при пятидневке много. Дети устают учиться по пять часов, а шестидневка в начальной школе – это тоже не выход. Второй момент: это вынужденная «универсальность» учителя. Все знают, что и музыку, и изо, и иностранный должны вести узкие специалисты. Но чтобы выйти на 18 часов в неделю, учителю начальных классов приходится вести и эти уроки. На первый взгляд такая ситуация характерна для сельской школы, а в городской специалисты есть, детей много, всем часов хватит. Но, и это уже традиция последних нескольких лет, пенсионеры из школы уходят, а заменить их некем, молодежи очень мало, учителей начальных классов не хватает. Понятно, что с увеличением рождаемости ситуация будет только ухудшаться. В городских школах введение ОРКСЭ проблему только усложнило. Как оказалось, не все школы смогли направить на переподготовку и обучение именно учителей третьих классов, чтобы они в наступившем году вели у четвероклассников новый спецкурс. Была разнарядка на школу отправить учиться одного человека и выделить соответственно этому деньги, отправили одного – того, кто смог в этот момент учиться или кто больше захотел. В итоге сегодня у учителя четвертого класса отобрали часы ОРКСЭ (то есть литературного чтения), и общее количество отведенных уроков у него сократилось. Соответственно уменьшилась нагрузка и зарплата. Некоторые в этой ситуации вспомнили о своей «универсальности», взявшись за изо, а то и иностранный язык, а другие ждут новых курсов и своей очереди, чтобы пройти подготовку по новому спецкурсу.
Татьяна Масликова, Воронежская область
Санкт-Петербург
Отдавая часы по ОРКСЭ, учитель начальной школы теряет нагрузку и соответственно зарплату
Новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» стартовал в Петербурге, если можно так выразиться, без излишней эмоциональности. Специалисты это объясняют тем, что была проведена большая предварительная работа.
Как рассказала заведующая кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Журавлева, уже с ноября прошлого года началась целенаправленная подготовка кадров, тем более что в 2011-2012 учебном году апробация курса в экспериментальном режиме проводилась в пятых классах в 21 образовательном учреждении города. Специалисты АППО подготовили 700 учителей, причем в работе были задействованы разные кафедры: культурологического образования, воспитательной работы, социальных дисциплин и т. д. На курсах в основном присутствовали учителя-предметники – историки, словесники, преподаватели обществознания, МХК. Однако после выхода постановления о том, что ОРКСЭ будет введен только в начальной школе, вторая волна подготовки затронула только учителей начальных классов. Их подготовили порядка 600 человек. При этом постоянно шли плановые курсы – 72 часа, на которые приходили учителя разных предметных областей.
На то, что ситуацию переиграли в пользу четвертого класса, как обычно, есть свой, петербургский, взгляд. К примеру, специалисты АППО заметили, что результаты пилотного проекта в пятом классе были очень неплохими. В частности, детям было интересно, учебники были прекрасно оформлены, к ним прилагался диск. Учителя-экспериментаторы написали любопытные обобщающие статьи. Но главное, пятый класс, по мнению педагогов, более благодатный для введения ОРКСЭ, поскольку уже возникают межпредметные связи с историей, географией и т.д. То есть в пятом классе этот курс более полноценно раскрыл бы свое содержание.
Что касается четвертого класса, то основной груз, конечно, ложится на плечи учителя начальной школы. Подготовка к уроку требует много усилий, и поскольку этот предмет безоценочный, то 45 минут нужно заинтересовывать ребенка, увлекать. Мало того, ребенку тоже придется непросто. Учебники очень насыщены по тексту, по заданиям. Это значит, четверокласснику нужно поработать с текстом, с различными произведениями, и хорошо еще, если при этом все в классе бегло читают. Поэтому некоторые директора школ поступают таким образом: отдают ОРКСЭ предметнику, например историку. Здесь тоже не без сложностей. Нужно посмотреть учебный план, нагрузку (ОРКСЭ предмет федеральный, отдав его, учитель начальной школы теряет нагрузку и соответственно зарплату. Нужно думать, чем нагрузить учителя, чтобы этого не произошло), кроме того, учитель, который ведет историю в средней школе, должен адаптировать методику для начальной школы. Однако, по крайней мере, он готов к преподаванию ОРКСЭ концептуально, методологически.
Выбор модулей в Петербурге сложился таким образом: основы светской этики выбрали более 50 процентов, основы мировых религиозных культур – почти 40 процентов, основы православной культуры – 9, 7 процентов, и менее одного процента досталось основам исламской культуры, основам иудейской культуры и основам буддийской культуры.
Комментируя данный подход, специалисты АППО посчитали, что для первого года преподавания ОРКСЭ – это взвешенная позиция. Прежде всего, со стороны учителей начальной школы. В первый год им предстоит огромная работа и по модулю «Основы светской этики», к которому они, как считают ученые, более подготовлены, и по модулю «Основы православной культуры», где, бесспорно, нужно обладать серьезными знаниями, которых за 72 часа занятий не получишь.
Родители же проголосовали за основы светской этики, потому что она им понятнее и привычнее. Будет ли меняться эта позиция в дальнейшем, покажет время.
По словам Ольги Журавлевой, интерес к предмету, безусловно, есть. Даже, несмотря на страх перед огромным объемом материала у учителей начальной школы. Они больше всех задавали вопросы содержательного, методологического плана. Ведь 72 часа занятий по ОРКСЭ – это лишь презентация направлений, а далее учителю нужно самому серьезно углубляться в предмет, заниматься самообразованием. Однако глаза боятся, руки делают. После выпускной проектной работы – разработки урока на основе выбранного учебника – педагоги облегченно вздыхали: многое становилось понятным. Хотя на 500 человек обязательно находились 1–2, которые не принимали этот курс. В этом случае человека неволить нельзя. Тогда от школы должен прийти кто-либо другой.
Говорить об ожиданиях, связанных с введением ОРКСЭ в школьную практику, трудно. Добрее и толерантнее за один четвертый класс вряд ли кто станет. Однако, по признанию педагогов, радует, что в школе появился реальный выбор предмета духовно-нравственной направленности. Хорошо то, что семья вместе с ребенком этот выбор осуществляет. К тому же курс содержит большое количество проектных заданий, которые нужно выполнять всей семьей. Возможно, благодаря этому семья в день проведет с ребенком не три минуты, как показывает статистика, а несколько больше. А это уже, наверное, даст развитие тем качествам, о которых все мы сегодня мечтаем, – доброте и терпению.
Наталья Алексютина, Санкт-Петербург (фото Натальи Алексютиной)
Екатеринбург и Свердловская область
«Предмет как предмет», – говорят педагоги про ОРКСЭ
В большинстве школ Екатеринбурга предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ведется не первый год, но теперь он вошел в расписание как обязательный, как часть базового учебного плана.
Что выбирают дети, а точнее их законные представители – родители? Конечно, в каждом учебном заведении свои предпочтения, но конкретные религии в целом уступили первенство общему освоению темы, будь то основы религиозных культур или основы светской этики.
Например, в гимназии № 5, где в конце прошлого года проводилось родительское собрание по данной теме у третьеклассников, интересы распределились следующим образом. 3 человека выбрали для изучения православную культуру, около 30 – светскую этику, но подавляющее большинство (гимназия крупная, по четыре класса в каждой параллели начальной школы) – основы мировых религий. В общеобразовательной школе № 77 родительский интерес склонился в сторону светской этики, как и в гимназии № 120.
В последней, кстати, в прошлые годы (а предмет ведется здесь уже третий «учебный сезон») был сделан иной выбор. Раньше четвероклассники изучали основы мировых религий. Теперь учебники по данному курсу сданы в библиотеку и, вполне возможно, в будущем году окажутся востребованными новыми четвероклассниками. Ни в одной из школ нет проблем с учебными пособиями. 120-я гимназия получила комплект учебников по светской этике, как и 77-я школа, а гимназия № 5 запаслась материалом по основам мировых религий.
Абсолютно все педагоги, которые ведут новый предмет, прошли обучение на базе регионального Института развития образования, были организованы и дополнительные курсы по районам. О проблемах не говорит никто: «предмет как предмет». Но и больших ожиданий на него тоже не возлагается.
«Может быть, дети и станут благодаря изучению основ светской этики более культурными, круг их интересов расширится. Но ведь многие из вопросов нового предмета поднимались в курсе по литературе, так что нельзя сказать, что знания по данной теме не давались. Кроме того, в гимназии уже много лет в старших классах преподаются основы мировой культуры. На мой взгляд, маловато только одного или полутора лет изучения ОРКСЭ. Должна быть преемственность в данной теме», – высказала свое мнение завуч начальной школы гимназии № 120 Зоя Александровна Лопанова.
А в Свердловском мужском хоровом колледже сформировался свой особый подход к ведению предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Опыт прошлого года показал, что подавляющее большинство родителей и детей, а точнее почти сто процентов, выбрали объектом подробного изучения православную культуру. Это не случайно. В колледже существует несколько хоровых коллективов, в репертуар которых входит в значительном количестве духовная православная музыка. В прошлом году концертный хор СМХК получил премию губернатора Свердловской области за программу «Литургия Иоанна Златоуста в прочтении русских композиторов».
«Когда мальчики исполняют «Отче наш» или другие духовные произведения, они должны понимать, что они поют, чтобы пение было осознанным, – поясняет заместитель директора колледжа по учебной работе Анна Степанова. – Предмет ведет отец Олег Шилков, священнослужитель с правом преподавания. А общее, сравнительное религиоведение введено в учебный процесс в старших классах в курс «Обществознание».
В хоровом колледже усилен гуманитарный и гуманистический компонент образования. С первого класса и все четыре года начальной школы по согласованию с родителями проводятся два раза в месяц Уроки добра. Дети не только слушают педагогов на уроках, но и совершают выезды в те места города и области, которые связаны с важными событиями истории, имеющими воспитательное значение. Например, в мемориальный комплекс «Ганина яма», посвященный семье последнего российского императора.
В пятом-шестом классах в прошлом году начали проводиться уроки этики, а с седьмого класса предполагается введение предмета «Мировая художественная культура». «Мы считаем, что темы религии, духовной культуры каждого человека и разных народов недостаточно вести всего лишь в четвертом и пятом классах, придерживаемся позиции преемственности этой темы, начиная с первого класса и заканчивая выпускным» – так обосновывает концептуальный подход педагогов колледжа заместитель директора СМХК Анна Алексеевна Степанова.
Марина Романова, Екатеринбург
Комментарии