Знаете ли вы такие случаи, чтобы показ спектакля в театре специально приурочивали к… приезду на представление не президента, не министра, а школьного класса? А в новгородском самодеятельном народном Театре юного зрителя случалось, что начало спектакля переносили на другое время – ждали, пока доберется в Великий Новгород из ближней деревни Ермолино школьный класс. Секрет в том, что преподаватель Ермолинской средней школы Андрей ЕВТЮХОВ – одновременно исполнитель многих главных ролей в ТЮЗе.
Мужчина-педагог в школе – это, как правило, преподаватель физкультуры, технологии, ОБЖ, ну, может быть, еще физик, химик, математик. А Андрей Евтюхов выбрал профессию учителя начальных классов. На выбор, по словам самого Андрея Николаевича, повлияла, как бывает у многих, первая школьная учительница. Учителем он решил стать еще с начальных классов, вот только «примерял» к себе роль то преподавателя математики, то истории. А поступил в конце концов на факультет начальных классов Новгородского пединститута, где был одним из двоих юношей-студентов среди сотни девчонок потока и бессменным старостой группы.
Лидерские качества Андрея Николаевича подтвердились в школе новгородской деревни Ермолино – первом и вот уже 17 лет неизменном месте работы. Первые пять лет он был председателем профсоюзной первички – на этом посту в 1990-х отстаивал право педагогов на получение денежной компенсации за приобретение методической литературы, организовывал учителей на акции протеста против задержки зарплат. Девять лет Андрей Евтюхов является заместителем директора. И по-прежнему дает уроки малышам начальной школы. Нужно сказать, не все родители воспринимают мужчину в такой роли однозначно.
– Встречались родители, которые подходили ко мне и прямо говорили, что учителем начальных классов должна быть все-таки женщина, – рассказывает Андрей Николаевич. – Дескать, женщины эмоциональнее, они природой созданы для роли «второй мамы». Но я считаю, что если во «втором доме» – школе – должна быть у детей «вторая мама», то должен быть и «второй папа»! Иначе воспитание будет неполноценным!
Эмоциональность же урокам и поведению учителя Андрея Евтюхова все-таки присуща. Это качество, выработанное благодаря
25-летней работе в самодеятельном Театре юного зрителя.
– Да, оказывается, уже 25! – Андрей Николаевич, похоже, сам удивлен. – Юбилей! Недавно почетную грамоту по этому поводу получил от новгородской администрации. Я ведь начал играть в театре еще в 9-м классе. Роли сказочных принцев «пристали» ко мне просто-таки на долгие годы…
К тому времени как он впервые привел на спектакль свой класс, его персонажи стали старше: министр Холода Снежной королевы, Нушрок в Королевстве кривых зеркал, Людоед… Попробуй-ка не послушаться учителя на уроке, вспомнив его «в образе»!..
Если серьезно – интересно, помогает ли работа актера работе преподавателя? Помогает, считает Андрей Николаевич. Привычка замечать во время речи, что кому-то на галерке стало неинтересно, умение сделать взгляд «говорящим», четкая дикция… Но главное – элементы театрализации можно с успехом использовать на уроках, например чтения или изобразительного искусства, делится секретами мастерства Андрей Евтюхов. При чтении текста можно организовать инсценирование, поручить детям прочитать реплику с разными интонациями, выражая чувства или характер персонажа. На уроках изо – дать задание попробовать нарисовать фигуру человека так, чтобы выразить его настроение. Есть, конечно, у Евтюхова опыт ведения театрального кружка в школе. Но здесь он советует начинающим наставникам юных актеров: «Практика показывает, что в начальной школе редки случаи, когда дети проявляют природные актерские данные. На сцене нужно уметь заплакать, когда тебе очень весело, рассмеяться, когда грустно, а у детей этого возраста недостаточно высокая саморегуляция поведения. Не случайно поэтому в наш ТЮЗ, например, набор начинается с 13 лет. Поэтому сказки, которые ставятся с младшими школьниками, должны быть короткими и динамичными. Нужно учесть, что малыши не выносят долгих репетиций».
Андрей Николаевич признается, что актерский талант помогает ему и в общении с учителями-коллегами: «Лицедейство – но не лицемерие! – это способ обратить в шутку конфликт, разрядить сложную ситуацию!»
У талантливого актера или педагога – сложно тут разъединить понятия, – как и полагается, есть поклонники. Долгое время никак не мог понять Андрей Николаевич, что такое происходит с внешним видом его учеников-мальчишек? Потом понял: они пытаются копировать его прическу, приходя то с приглаженными водой волосами, то с модным «ежиком». Многие папы-родители очень довольны тем, что у их детей мужчина-педагог. А вот среди мам по-прежнему находятся те, кто иной раз в открытую говорит: нет, мужчине в школе место на руководящей работе, а с детьми должна «возиться» женщина. Что ж, роль завуча Андрей Евтюхов исполняет добросовестно. Имеет благодарности областного Комитета образования за построение системы воспитательной работы и допобразования в школе. Охотно участвует в новациях: так, в минувшем году Андрей Николаевич стал победителем областного конкурса профессионального мастерства по разработке и использованию ИКТ в образовательном процессе. Постоянные курсы повышения квалификации, новые организаторские дела, но… «Но все равно с большей радостью я, возвращаясь с этих мероприятий, иду обратно в класс!»
Так все-таки нужен ли мужчина школе? «Пусть мужчин в коллективе учителей будет немного, но они должны быть, – считает Андрей Евтюхов. – А нас между тем становится не больше, а меньше. Уже сейчас есть примеры, когда в школах не только физкультуру, но и ОБЖ ведут женщины. А ведь если есть мужчины, то микроклимат в коллективе меняется: обеим сторонам приходится последить и за своим внешним видом, и за манерой поведения. Проблема, конечно, в небольших учительских зарплатах: даже у тех, кто имеет стаж работы, они недостаточны. Но я ни разу не пожалел о своем выборе…»
д. Ермолино, Новгородская область
Андрей ЕВТЮХОВ и его дружный класс
Комментарии