search
main
0

Второе дыхание

На вопросы отвечает начальник отдела военно-учебных заведений и учебных воинских частей управления боевой подготовки Главного командования Внутренних войск МВД России полковник Анатолий Струков.

– Анатолий Борисович, разговоры об унификации системы военного образования, идеи подготовки офицеров для Внутренних войск в общевойсковых вузах отошли на второй план. Развитие учебных заведений Внутренних войск набирает обороты. В нем, образно говоря, открылось второе дыхание. С чем это связано?

– Это обусловлено рядом объективных причин, процессами, происходящими в обществе. Прежде всего – ростом числа преступлений террористического характера. Именно институты Внутренних войск ведут обучение по блоку предметов антитеррористической направленности.

В условиях формирования правового государства актуальна проблема укрепления законности и правопорядка, которую наряду с другими решает правоохранительная система страны. Внутренние войска – неотъемлемая ее часть.

В последние 10 лет Внутренние войска подвергались кардинальной перестройке. С принятием концепции развития войск в 1994 г., постановления Правительства РФ о передаче учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов, Федерального закона о Внутренних войсках, были расставлены новые акценты в выполнении ими своих задач. Изменение приоритетов отразилось и на образовательных учреждениях.

Внутренним войскам требуются офицеры, обладающие специальными знаниями. Их подготовка в корне отличается от общевойсковых офицеров. Только в вузах Внутренних войск продолжают готовить профессионалов для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности совместно с органами внутренних дел при обеспечении режима чрезвычайного положения, а также организующих службу по охране важных государственных объектов.

Воспитать офицера для Внутренних войск можно только в определенных условиях, на соответствующих традициях, в повседневной жизни курсанта. Военные кафедры гражданских вузов не смогут справиться с этой задачей, не под силу это и командным вузам других министерств и ведомств. Что также связано со специфическими задачами войск.

Военные институты ВВ расположены в различных регионах страны: в Северо-Западном – Санкт-Петербургский, в Поволжье – Саратовский Краснознаменный, во Владикавказе – Северокавказский, в Сибири – Новосибирский. В них созданы уникальные учебно-материальная, полевая база, учебно-методические комплексы, есть необходимая литература и базы информационных справочных систем, обширный доступ к сетевым источникам информации.

– Оправдана ли специальность «Юриспруденция» для вузов Внутренних войск, не сказывается ли это отрицательно на военной составляющей образования?

– В конце 80-х годов велись споры о том, каким должно быть гражданское образование офицера Внутренних войск. Полемика привела к изменению направления их подготовки, вводу специальности «Юриспруденция». С ее помощью был повышен конкурс при приеме в вузы Внутренних войск, а также в какой-то степени улучшено качество подготовки выпускников.

Первоначально были объективные противоречия, обусловленные сочетанием двух различных уровней образования – среднего военного и высшего гражданского. Их формы и методы различны, в основе – известный принцип: «В средней школе учат, а в высшей школе учатся». Это привело к автоматическому применению вузовских форм и методов в среднем военном образовании. В результате занятия по военно-профессиональным дисциплинам потеряли необходимую интенсивность, резко упала эффективность обучения. Но эта проблема решена при учебно-методическом участии управления боевой подготовки Главкомата Внутренних войск. Были вскрыты и устранены недостатки во внутривузовской системе контроля над качеством подготовки кадров. Например, введен ежедневный контроль учебной дисциплины с оперативным принятием мер по устранению недостатков; повышены требования к конкурсному отбору кандидатов; переработаны контрольные материалы, экзаменационные билеты, тестовые задания и т.д. За счет повышения квалификации научно-педагогического состава улучшено качество подготовки по военно-профессиональным дисциплинам.

С 1992 г. началось формирование кафедр блока общепрофессиональных дисциплин. Перед их профессорско-преподавательским составом ставилась задача интеграции знаний определенных государственным образовательным стандартом «Юриспруденция» в военную составляющую подготовки офицеров Внутренних войск. Была налажена связь с ведущими юридическими вузами страны. С 2002 г. в военных институтах реализуется госстандарт по специальности 021100 «Юриспруденция» второго поколения. Она, на наш взгляд, наиболее близка к военной специальности.

Офицер-выпускник с высшим юридическим образованием грамотно применяет законы и другие нормативно-правовые акты, может юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, принимать правовые решения и совершать иные действия в точном соответствии с законом, вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных. Специальность «Юриспруденция» позволяет офицерам на практике применять знания, полученные в стенах военного института, а после завершения службы дает офицеру возможности реализовать себя.

Внутривузовская система контроля позволяет полностью интегрировать эту специальность в образовательный процесс. Юридические знания успешно дополняют военную подготовку офицеров Внутренних войск, что, кстати, подтвердила недавняя аккредитация и аттестация Саратовского военного Краснознаменного института. Эта процедура предстоит и остальным институтам Внутренних войск.

Выпускники военных вузов во время службы могут воспользоваться и правом на послевузовское образование в аспирантуре, адъюнктуре, прикрепляться соискателями на кафедрах учебных заведений. Есть примеры, когда офицеры после института Внутренних войск защитили диссертации, стали кандидатами юридических наук.

– В мае 2002 г. постановлением Правительства РФ утверждена федеральная программа реформирования системы военного образования в России до 2010 г. Какая работа ведется в этом направлении?

– В вузах Внутренних войск можно добиться эффективной реализации программы в трех аспектах – военном, социальном и экономическом. Проведен ряд мероприятий. Разработаны квалификационные характеристики на специальность, внесены в Минобразования предложения о порядке реализации государственных образовательных стандартов. Разработана основная образовательная программа подготовки специалистов для Внутренних войск, нацеленная на увеличение практических занятий, использование опыта боевых действий в Северо-Кавказском регионе. По результатам исследований разработан пакет проектов нормативных актов, которые должны повысить эффективность системы военного образования Внутренних войск.

– Нужны ли сегодня коренные преобразования в подготовке офицеров Внутренних войск?

– В войсках ждут специалиста, хорошо понимающего организацию боевой и повседневной деятельности подразделения, грамотно владеющего вооружением, знающего специфику отношений в воинском коллективе, юридически подкованного, владеющего вычислительной техникой, а главное, нацеленного на деятельность в конкретной сфере борьбы с преступностью. Учитывая это, в перспективе, может быть предложена подготовка выпускников вузов, исходя из состава Внутренних войск и выполняемых ими задач.

При этом необходимо отметить, что механическое заимствование не подтвержденных практикой, не исследованных наукой, дилетантских идей сделает «рекламу» лицу, пропагандирующему их. Для системы же в целом это обернется полным разрушением либо невосполнимыми потерями.

Нововведения принесут пользу только в том случае, если они действительно смогут дополнить существующую систему образования, а не навредить ей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте