Чиновникам важнее плановые показатели, чем реальная потребность в специалистах
– В прошлом году был принят Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, он касается и вузов физической культуры. Как вы оцениваете этот документ?
– К сожалению, закон больше похож на декларацию о намерениях, далеко не во всем направленных на благо. Возьмем хотя бы статьи 28 и 29, имеющие непосредственное отношение к нашей деятельности: “Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта” и “Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта”. Из них следует, что “к профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца по специальности “Физическая культура и спорт”, выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта”.
В первом случае оказались фактически вне закона выпускники высших и средних специальных учебных заведений физической культуры, прошедшие в них обучение по другим специальностям (в вузах сегодня ведется подготовка по 9 специальностям), а также бакалавры и магистры, массовую подготовку которых осуществляют академии и институты физической культуры.
Между прочим, если говорить о специальностях, то за последние годы наши вузы ведут подготовку специалистов по ряду новых интересных специальностей, таких, как, например, физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, спортивная режиссура, паблик рилейшнз в сфере ФКиС; открыт ряд новых специализаций: гольф, бильярд, американский футбол, спортивная анимация, спортивные танцы, спортивный менеджмент и др. Все это, несомненно, делает выпускников институтов физической культуры более адаптированными к нынешним условиям и требованиям рынка труда.
Обратимся снова к тексту закона. Пунктом 2 статьи 29 предусмотрено, что “государство содействует укреплению в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта материально-технической базы, включающей в себя комплекс физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования и т.д., а также обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью учащихся в образовательных учреждениях и преподавателей спортивных дисциплин и т.п.”. Здесь все непонятно от начала до конца: кому адресованы эти посылы, кому государство содействует? Сегодня на вузы взвалили непосильную ношу по их содержанию. Государство осуществляет лишь финансирование нищенской заработной платы преподавателям и сотрудникам вузов и стипендий аспирантам и студентам.
Фактически уже давно прекращен выпуск учебников. Скоро учебники по анатомии и физиологии человека, теории и методике физического воспитания станут музейной ценностью. “Приказали долго жить” методические советы и предметные комиссии, все другие формы методического и научного общения специалистов, пустуют факультеты повышения квалификации…
Между прочим, большая часть вузов физической культуры была организована в тяжелые послевоенные годы. Все посылы нынешних законов тогда государством выполнялись полностью. А сегодня нас постоянно убеждают, что главное – это выжить. Никому не ведомо, когда принимаемые законы и правительственные постановления станут руководством к действию и кто конкретно является действительным гарантом их исполнения.
– Безусловно, образование переживает нелегкие времена. И все-таки, если верить официальным данным, система подготовки специалистов в области физической культуры и спорта имеет устойчивые позитивные тенденции.
– Во многом, но не во всем. По сравнению с последними советскими годами контингент обучающихся в нашей системе профессионального образования даже увеличился, повысился их КПД. В них стали учиться в основном россияне. Вузы физической культуры прошли двукратную государственную аттестацию и аккредитацию с высокой итоговой оценкой профессионального уровня знаний, умений и практических навыков студентов. 8 из 13 российских вузов физической культуры получили статус академий. Все это свидетельствует, что требования государственных стандартов по соответствующим специальностям мы успешно выполняем. Вместе с тем наши вузы находятся в “долгах, как в шелках”. За неуплату постоянно отключают то тепло, то электроэнергию, то связь с внешним миром. По решению арбитражных судов описывают имущество, арестовывают банковские счета…
И здесь опять мы возвращаемся, с чего начали, к исполнению федеральных законов. Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” предусматривается, что содержание вузов государственной системы профессионального образования осуществляется за счет средств госбюджета. Следовательно, несостоятельным является само государство, и судебные иски должны адресовываться именно ему. Безусловно, проще в качестве “козлов отпущения” привлечь к ответственности ректоров вузов. Ведь именно они заключают с этими организациями соответствующие договора. В суде нам говорят: “Как вы могли, имея старые долги, подписывать миллионные договоры на коммунальные услуги, когда сметой на эти цели предусматривалось всего ничего?” Однако судьи знают, без оформления договорных отношений сегодня ничего не делается.
– Где же, по-вашему, выход?
– Думаю, в обозримом будущем, как и сегодня, остается надеяться в основном на себя. Более активно участвовать в разработке государственных стандартов профессионального образования, отвечающих современным требованиям. Опираясь на накопленный опыт по подготовке кадров, сохранить и преумножить ценности физической культуры и спорта. Сегодня именно в высших учебных заведениях физической культуры, на факультетах физвоспитания вузов системы Министерства образования РФ сосредоточен основной научный потенциал отрасли (больше 85 процентов). Вузы все более приобретают региональную окраску. Не случайно их наименования, прежде привязанные к месту расположения, ныне отражают региональные зоны обслуживания. Отсюда первоочередная задача – переход на выполнение вузами договоров по подготовке кадров в соответствии с потребностями субъектов Федерации конкретных регионов. Эти целевые заказы на подготовку специалистов должны детально прорабатываться на местах органами управления физической культурой и спортом. Нужны соответствующие гарантии заказчиков по обеспечению работой будущих специалистов, по уплате неустойки в случае нарушения лицом, направленным на учебу, договорных обязательств перед организацией. Сегодня более 90 процентов выпускников вузов возвращаются к месту постоянного жительства, и там не составляет труда проследить, чтобы взаимная договоренность выполнялась. Нельзя больше безответственно готовить специалистов вообще, не зная, для кого и для чего мы их готовим, будут ли и хотят ли они быть востребованными именно как специалисты нашей отрасли. По нашим данным, в последние годы менее 30 процентов выпускников идут работать по специальности. В то же время с каждым годом увеличивается дефицит специалистов с высшим специальным образованием, особенно учителей физкультуры в школах. Право на получение профессионального образования за счет государства или заинтересованных организаций должно подкрепляться соответствующей трудовой отдачей молодых специалистов или возмещением государству затрат по их подготовке. Право на получение профессионального образования без всяких последующих обязательств должно стать прерогативой только для лиц, способных лично или через спонсоров полностью оплатить государству затраты на их обучение. Думаю, что таких будет немного. Бесспорно, эта задача непростая, и на ее реализацию уйдет не один год. Но мы к этому придем.
Главным заказчиком на подготовку специалистов для отрасли до недавнего времени являлся Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму. Сейчас это Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму. Нам так и не удалось убедить его руководителей в настоятельной необходимости выявления потребностей отрасли в подготовке специалистов различного профиля для каждого субъекта Федерации и только на этой основе определять целевые заказы вузам на их подготовку. Оказалось, что втемную работать проще. Главное, чтобы прием студентов и выпуск специалистов из вузов соответствовали плановым показателям.
– Какова численность учреждений, в которых готовят специалистов по физической культуре и спорту?
– Общая сеть – это 13 вузов, 13 колледжей и техникум физической культуры, 33 училища олимпийского резерва, находящихся в ведении Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму; а также 74 факультета физического воспитания вузов Министерства образования РФ, отделения физвоспитания педагогических училищ. Их объединяют два учебно-методических объединения, которые проводят независимую политику, хотя и выходят на одного хозяина – Министерство образования РФ. Сегодня речь идет не о приоритетах в методическом руководстве подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта, а в согласованных действиях, объединении усилий научного потенциала, совместном использовании передового опыта работы. Надеюсь, что в ближайшее время это объединение произойдет.
Людмила КНЯЗЕВА
Комментарии