Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Всё в твоих руках. Сколько получит педагог, решает теперь он сам

Учительская газета, №11 от 12 марта 2013. Читать номер
Автор:

В предыдущем номере «Учительской газеты» мы говорили о зарплатах учителей Ленинградской области, так что теперь весьма любопытно и уместно узнать, как обстоят дела с оплатой труда педагогов самой Северной столицы. Оказалось, что на сегодняшний день средняя зарплата учителя в Санкт-Петербурге составляет более 32 тысяч рублей. Об этом объявила на пресс-конференции председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева. Бесспорно, достижение приятное, важное и долгожданное. Однако термин «средняя» подразумевает некий диапазон между низшим и высшим значением. Чтобы разобраться в том, какие значения может принимать зарплатный показатель на этом отрезке, мы опросили различных участников педагогического процесса в Санкт-Петербурге. По вполне понятным причинам герои материала попросили не указывать их имена и фамилии.

К примеру, для директора одной из школ Калининского района все предстает в позитивном свете. Как отмечает наша собеседница, в новом Законе «Об образовании в РФ» определено, что заработная плата учителя считается теперь такой же средней по региону, как и во всех прочих отраслях. Это дорогого стоит. Например, в феврале средняя заработная плата  составила 29800 рублей. В соответствии со своим положением о доплатах и надбавках за эффективность работы учителя каждое образовательное учреждение к базовым единицам, ставкам, окладам, которые в соответствии с тарификацией прописаны по фонду оплаты труда, добавляет тот или иной размер доплаты или надбавки. Так сказать, за реальный вклад в систему образования конкретного образовательного учреждения.Зарплата теперь считается совокупно по учреждению. И это не только занятость конкретного учителя по какой-то предметной области.  Очень многие педагоги являются председателями методических объединений, классными руководителями, курируют какой-либо проект. Также учитель может параллельно выступать и педагогом-организатором по какому-либо виду деятельности, участвовать в научных исследованиях с конкретной группой детей, заниматься подготовкой ребят к олимпиадам, ЕГЭ. В общем,  набирается достаточно большой объем работы, которая находится за пределами учительской нагрузки, и за каждый вид дополнительных объемов работы в конкретном образовательном учреждении прописаны надбавки. Более того, учитель имеет возможность работать в дополнительном образовании, поэтому заработная плата у него может варьироваться от установленной законом средней по экономике в размере 29 тысяч рублей до, например, 45-60 тысяч рублей. В данной школе, когда в декабре 2012 года средняя зарплата по экономике соответствовала 44 тысячам рублей, зафиксировано получение учителем зарплаты в 88 тысяч рублей. Правда, как отметила директор, этот учитель-предметник целиком и полностью отдает себя школе.Впрочем, по мнению руководителя образовательного учреждения, даже если не напрягаться, то сегодня свои средние по экономике 30 тысяч рублей педагог вполне может заработать. Хотя, конечно, это не молодой специалист. Молодой специалист эту тридцатитысячную высоту может взять, если только подает надежды, занимает активную общественную позицию и испытывает пристрастие к новым технологиям и инновациям.Следующий участник нашего опроса – учитель-практик одной из гимназий Фрунзенского района, – наоборот, чувства удовлетворенности от изменений в зарплате не испытывает. Он так и заявляет: «Работа современного учителя оценивается неправильно». Потому что работы очень много. Возьмем хотя бы тот же электронный журнал. Благодаря ему в школе появилась двойная документация, заполнение которой отнимает массу времени. Кому-то приходится оставаться и после уроков. Тот, кто немного привык,  заполняет его на уроке. Пока дети записывают тему урока, их всех уже можно отметить. Однако на этом легкость заполнения заканчивается, потому что нужно внести все оценки, а если представить, сколько их у учителя русского языка и литературы, то понятно, сколько на это уходит времени. Причем это огромное количество оценок, подчас двойных, нужно внести в ЭЖ в день выставления оценки и сразу же по окончании проверки. И никакие нормы нарушать нельзя. На проверку диктанта в старших классах отводится неделя, на проверку сочинения – 9-10 дней, и тут уже не скажешь: «Подождите, я еще не проверил». Программа в старших классах достаточно напряженная, почти каждую неделю идет контрольная работа (если не по русскому языку, то по литературе). И учитель, вместо того чтобы, проверяя, вдумываться в текст, спешит, потому что нужно заполнять ЭЖ. Мало того, с каждого учителя требуют рабочий план, который  включает в себя пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование с указанием точных дат. И все это нужно набрать в электронной версии, перебросить завучу, распечатать для себя. Помимо этого огромное количество материалов нужно распечатать для детей, потому что без тренировочных тестов в старших классах не осилить ЕГЭ.Кроме того, самому учителю нужно думать о следующей аттестации, собирать портфолио, фиксировать, где он участвовал, что опубликовал, где выступил, кого подготовил. И все это не считая самой подготовки к уроку, когда необходимо изучить большие объемы литературы, выбрать то, что тебе требуется, привести в надлежащий вид и распечатать.Резонный вопрос, который задает учитель: откуда брать время на все это? И так учитель недосыпает, недоедает, не думает о личном. Сидит в школе до шести-семи вечера, плюс неизменный остаток тетрадей на проверку приходится брать с собой. Есть ли средства, чтобы оценить эту работу? Почему бюрократический аппарат получает примерно за такой же объем работы в три раза больше? Если убрать половину этого аппарата, то учителя получали бы адекватную зарплату – 60-80 тысяч рублей, считает наш герой.Несмотря на то что он имеет звание заслуженного учителя РФ, ставку 23 часа и обладает огромным стажем работы, высшим образованием и высшей квалификационной категорией, его зарплата за январь 2013 года составила «грязными» 25 тысяч рублей. Именно поэтому живет наш герой от зарплаты до аванса, и наоборот.Еще меньше поводов для оптимизма оказалось у работников детского дошкольного учреждения Кировского района, которые предложили нам конкретные цифры своей зарплаты. Так, например, зарплата воспитателя с непрофильным начальным профессиональным образованием и с небольшим стажем работы на 1 сентября 2012 года составляла «грязными» 11730 рублей. В январе 2013 года она подросла до 12444 рублей.У воспитателя с высшим педагогическим образованием, высшей квалификационной категорией и большим стажем работы в конце 2012 года зарплата составляла «грязными» 19280 рублей. В 2013 году она подросла на 1400 рублей.Зарплата помощников воспитателей  целиком зависит от стажа работы в данном учреждении, поэтому тем, кто недавно устроился в детский сад, приходится несладко. Например, в декабре 2012 года их зарплата составила «грязными» 8300 рублей, в 2013 году – 9354 рубля. Помощник воспитателя со стажем работы более 20 лет получала в прошлом году 9465 рублей, а в нынешнем – 10128 рублей.Понятно, что эту категорию немного выручают надбавки и доплаты, которые в каждом ДОУ формируются из надтарифного фонда. В каждом районе Петербурга он разный, но в основном это 10%. Однако, как пояснила заведующая детским садом, для того чтобы только дотянуть зарплату воспитателя до средней по экономике, то есть до 30000 рублей, необходимо иметь в поощрительном фонде около 400 тысяч рублей. Увы, источники поощрительного фонда, а это экономия фонда заработной платы, отчисления от оказания комплекса платных услуг, взносы от спонсоров и т. д., таких средств не дают. В обычном детском саду ежемесячная экономия фонда зарплаты может составить в лучшем случае 120 тысяч рублей. В общем и целом можно сказать, что настроение чиновников и непосредственных участников образовательного процесса в отношении зарплаты несколько разнится. Однако несомненное преимущество все же есть: уровень твоей зарплаты теперь зависит в том числе и от тебя самого. Санкт-ПетербургЦифраБазовая единица для расчета зарплаты педагогов в 2013 году – 7434 рубля.Пример расчета заработной платы учителя в Санкт-Петербурге в 2012 годуВ Санкт-Петербурге действует отраслевая система оплаты труда. Школа самостоятельно не определяет коэффициенты ни за стаж, ни за квалификационную категорию и пр. Это прописано в нормативных документах регионального уровня.Например, в течение 2012 года в Санкт-Петербурге действовала базовая единица для расчета зарплаты педагогов в размере 6948 рублей. Затем данная базовая единица умножается на коэффициент за образование, и получается индивидуальный базовый оклад каждого учителя. Если образование высшее, то базовую единицу умножаем на 1,5 и получаем базовый оклад – 10422 рубля. За среднее специальное образование коэффициент – 1,2. Соответственно базовый оклад в этом случае – 8337 рублей.Затем подсчитываем повышающие коэффициенты за стаж педагогической работы: 0-2 года – 0,15; 2-5 лет – 0,20; 5-10 лет – 0,25; 10-20 лет – 0,30; более 20 лет – 0,35.Коэффициенты за квалификационную категорию следующие: 1-я категория – 0,20; высшая – 0,3. Для тех, кто аттестовался по новой системе: 1-я категория – 0,3; высшая – 0,35. Звания «Отличник», «Почетный работник» и др. – 0,15; за специфику труда (домашнее обучение, работа с электронным журналом и т. д.) – от 0,105 до 0,2.А теперь рассчитаем, сколько получает учитель государственной Санкт-Петербургской средней школы. Возьмем следующий пример: образование высшее, стаж  более 20 лет, категория высшая, работает с электронными носителями информации. Таким образом, с 1 января 2012 года за 1 ставку работы (18 уроков в неделю) он получает 19516,24 рубля.Наши подсчеты:1) 6948 х 1,5 = 10422;2) 10422 х (0,35+0,1176+0,105+0,30) = 10422 х 0,8726 = 9094,24;3) 10422 + 9094,24 = 19516,24.  За классное руководство учитель получает из федерального бюджета 1000 рублей за класс, состоящий из 25 и более человек.Прочие доплаты (за проверку тетрадей; классное руководство; заведование кабинетом; внеклассную работу за рамками основной нагрузки и работы классным руководителем; за работу, не входящую в круг основных обязанностей; за качество труда учителя) образовательное учреждение распределяет самостоятельно (для этого в школе создается комиссия). Делается это на основании локального акта «Положение о доплатах и надбавках», который пишется в самой школе и утверждается советом школы. Обычно доплаты находятся в пределах суммы, составляющей 15% от фонда зарплаты всего коллектива (этот процент регион определяет самостоятельно).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту