Личное. Почему приняла участие в конкурсе? Потому что захотелось попробовать свои силы, обменяться опытом с коллегами, расширить круг общения.
Неизвестное широкому кругу
В школу-новостройку №2030 педагогический коллектив набирали по конкурсу. Сначала конкурс выдержала директор, а потом – ее заместители. Анна Григорьевна Мехед выдержала конкурс и стала заместителем директора.
Устремление в будущее
Школа №2030 будет в Москве базовой для разработки и эксперимента по модели «Московская школа будущего». Работа над моделью уже началась, эксперимент стартует 1 сентября 2007 года.
Представление жюри на городском этапе конкурса «Учитель года Москвы»:
– Я, Мехед Анна Григорьевна, учитель математики школы №2030 Центрального округа Москвы, рада, что принимаю участие в конкурсе. У меня остались такие впечатления от второго тура, что меня охватывает немыслимое чувство радости. Я познакомилась с удивительными людьми, которые работают в московских школах. Думаю, я потеряла многое из-за того, что раньше не участвовала в этом конкурсе, потому что он многое дает для педагогической практики.
Хочу учиться у учеников легкости в освоении нового
На городском этапе конкурса Анна Григорьевна попала в группу, где жюри возглавлял Вячеслав Кондрашов, директор той самой школы, откуда родом учителя года Москвы Андрей Милехин и Ирина Хачатрян. Сам Вячеслав Николаевич стал победителем конкурса «Лидер в образовании». Понятно, что легких вопросов и легких испытаний такое жюри с таким председателем задавать не могло. На вопросы Анна Мехед отвечала так.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в школе?
– Ученик.
– Вспомните тему самого запомнившегося вам классного часа.
– «О воспитании и вежливости. Из истории этики».
– Кто из великих педагогов прошлого остается, на ваш взгляд, самым современным для нынешнего российского образования?
– Не буду говорить о Яне Амосе Коменском. Наверное, самым современным я считаю Макаренко с его инновационными идеями. Он наиболее близок мне, хотя я не все из его системы возьму себе.
– Чему вы согласились бы учиться у своих учеников?
– Любопытству. Время течет, и новое поколение гораздо легче усваивает новые технологии и структуру этого мира. Вот этой легкости я бы и хотела научиться у моих учеников.
– Видите ли серьезные перспективы сотрудничества обучения и воспитания?
– Я считаю, что перспективы сотрудничества обучения и воспитания есть. Нужно создавать общность «ученик – учитель», но не только это. Школу нужно адаптировать к жизни тем, чтобы воспитывать молодых людей, умеющих управлять, в том числе управлять государством. Школа ведь воспитывает не только предметами. Я бы придумала новые формы ученического самоуправления и многое другое, иное, чем есть сегодня. Все равно задача воспитания остается для школы очень важной. Дело в том, что наш мир за последние 30 лет ушел так далеко, что если бы мы учились так, как это было в советской школе, то для усвоения нынешней школьной программы нам потребовалось не 11, а 26 лет. Значит, нам надо учить по-другому, искать другие методы обучения, а сами эти методы тоже воспитательные. Всем этим мы и занимаемся в нашей школе вот уже полгода.
– Какие три достоинства есть у сегодняшнего выпускника школы?
– Первое – умение применять полученные знания на практике.
Второе – быть любопытным.
Третье – быть современным.
– Хотели бы быть учителем у своего собственного ребенка?
– Это очень сложный вопрос. Тут есть определенные этические нормы. Могу сказать одно: плохому бы я его не научила. Но пока вообще рано об этом говорить, моему ребенку пока только 7 лет.
О времени, работе и о себе
Вторым сложным испытанием была презентация. Конкурсантам нужно было рассказать о себе, о своем опыте или еще о чем-то, что позволило бы жюри составить представление о том, кто перед ними, каковы его позиция, взгляды, педагогическое кредо. Анна Мехед говорила о своей любимой математике.
– Я буду говорить о том, что меня волнует, что мне интересно, что меня радует, что меня огорчает. Я буду говорить о том, чем занимаюсь вот уже 20 лет с таким же изумлением и интересом, как и 20 лет назад.
Я учу детей познавать мир, понимать его законы, описывать эти законы и пытаться делать верные выводы.
Я учу детей красоте логических построений, мудрости тысячелетней культуры, накопленной человечеством.
Я учу детей истории человеческого познания.
Я учу их анализировать ситуации и делать самим невероятные прогнозы, заглядывая в будущее.
Я – учитель математики.
Аристотель в своей «Метафизике» писал, что важнейшие виды прекрасного – это слаженность, соразмерность и определенность.
Математика прекрасна, потому что она объективна.
Математика – прообраз красоты мира.
То, что я учитель математики, для меня прекрасно вдвойне.
У меня есть личное убеждение, что есть только две науки – математика и философия. Все остальное – статистика.
Да, это так, потому что все остальные дисциплины основаны на эксперименте, на накоплении некоторой экспериментальной базы и обобщении результатов опытов.
Математика и философия описывали закономерности этого мира, и для открытия и прочтения этого мира, кроме бумаги и карандаша, доски и мела, ничего иного им не нужно.
Понимание или интуитивное чувствование этих законов ведет к гармонизации окружающего пространства – к толерантности, коммуникабельности и, как правило, как следствие, к успешности.
Нильс Бор писал, что математика – это не только наука, это язык, и этот язык всегда конкретен, логичен, универсален. Он может описывать все, на нем можно признаться в любви, и это признание будет не хуже поэтических строк, потому что математика – это поэзия.
Если перейти от языка к зрительным образам, то по красоте с геометрическими телами, графиками, всем тем, что окружает нас, мало что может сравниться, потому что математика – это искусство.
За 20 лет, что я работаю в школе, мир сильно изменился, сменился политический строй. Даже климат, и тот поменялся.
В школу приходят нынче другие дети, но мой предмет остается незыблемым. Он ставит новые задачи, ищет новые методы решения. Вместе с детьми я осваиваю новое. В этом и состоят мои интересы.
Комментарии