search
Топ 10

Вся жизнь как подвиг. Герои на фронте и у доски

​«Мы помним и гордимся» – эти слова могли бы стать лейтмотивом конкурса «Учитель Ставрополья на войне». Его объявила Ставропольская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования в преддверии Года памяти и славы. В финал конкурса прошли более ста работ, и в каждой истории удивительных людей. Всей своей жизнью они показали пример мужества, благородства и подлинного патриотизма.

Чем ближе День Победы, тем все чаще мы вспоминаем, какой ценой она далась нашему народу. Этот праздник никого не оставляет равнодушным: ни ветеранов, ни детей и правнуков поколения победителей. Нас переполняют гордость, радость и скорбь. Эти чувства разделяют и участники конкурса «Учитель Ставрополья на войне». Он проходил впервые, но вызвал живой отклик у членов краевой организации профсоюза. В своих работах они очень душевно, с трепетом и гордостью рассказали об учителях-фронтовиках из сел и городов Ставрополья.О героическом прошлом многих ставропольских учителей почти не осталось сведений. Участники конкурса по крупицам собирали информацию об этих скромных героях, расспрашивали всех, кто был знаком с ветеранами, – родственников, коллег, учеников, соседей.Листая школьный дневникФотографии, личные дела, приказы о награждении медалями и орденами, автобиографии – все эти документы помогают нам проследить жизненный и боевой путь ставропольских учителей. Эти бесценные свидетельства порой попадали в руки участников конкурса случайно. Так, учитель истории из Предгорного района Анна Иванова нашла в подвале своего дома старенькую синюю тетрадь в переплете – дневник ученика 8-го «Б» класса Евгения Тарлаковского. День за днем школьник описывает, как в 1943 году в его родной станице Суворовской хозяйничают немцы и румыны. С особым трепетом рассказывает об упавшем на колхозное поле советском самолете, памятник которому установлен на въезде в станицу. Пишет юноша и о том, как со своим другом воровал у немцев боеприпасы и закапывал их в огороде, рискуя жизнью. О таком не рассказывают в учебниках истории. Читаешь дневник, и сердце сжимается от мысли о том, сколько бед выпало на долю советского народа в годы войны. Вот запись юноши за 12 января 1943 года: «Вечер. Сидим в темноте. Как жутко. Артиллерия гудит вовсю. Мы между двух огней – немецким и советским. Того и гляди в дом угодит снаряд. Спать не хочется. 9 часов вечера. На улице гул. Идут танки. Немецкие. Но что это? Артиллерийская стрельба немецких орудий вдруг смолкла».Заметки в дневнике прерываются весной 1944 года, когда юношу отправляют на фронт. И, видимо, после войны появляется запись: «Мама, я вернулся!».«Сколько отваги и ненависти к врагу на страницах дневника. Внутри аккуратно сложенные треугольники с фронта. Каждое письмо, как и страницы дневника, читаю навзрыд», – поделилась чувствами победительница конкурса в номинации «Фотография» Анна Иванова.Память о героях будет живаНе оставило равнодушной знакомство с биографиями учителей-ветеранов и Алевтину Сизикову, заместителя директора по воспитательной работе школы №4 в Железноводске. «Изучая архивные материалы, невозможно не восхищаться и не гордиться нашими учителями! Теперь это моя миссия – воссоздать архив педагогов-фронтовиков, которые создавали историю нашей школы, дополнить эти материалы новыми историческими фактами, новыми рассказами родных и близких о нелегкой военной и послевоенной жизни учителей», – призналась победительница конкурса в номинации «Эссе». Алевтина Сизикова прислала три работы – так сильно было ее желание рассказать о подвиге педагогов железноводской школы.Не могли молчать и те, чьи отцы и деды сражались на фронте, а после войны трудились учителями. Так, Мария Съедина из города Ипатово о Великой Отечественной войне знает из рассказов дедушки Абдул-Вахаб Хаджи-Назаровича Джуманиязова. Еще до войны он успел поработать в сельской школе, а в 1941 году отправился на фронт и оставался в строю до апреля 1945‑го. Участвовал в обороне Кавказа, боях на территории Восточной Пруссии и Польши. Был тяжело ранен.«Я очень горжусь и восхищаюсь дедушкой. Он мужественно выдержал все испытания, посланные судьбой. Страшные события не сломили и не ожесточили его. В памяти односельчан он остался храбрым солдатом, умным, добрым и отзывчивым учителем. Мне очень повезло, что застала дедушку живым. Светлая память ему! Горжусь и помню!» – пишет педагог-участница конкурса.«Вперед, лыжный фронт!»А старший воспитатель детского сада №34 Ставрополя Вера Лесных бережно хранит память об отце – Николае Дмитриевиче Лазареве. В ноябре 1942 года его призвали в ряды Красной армии. Вот что ветеран рассказывал дочери о первых месяцах на фронте: «Наступление на Ленинград в январе 1943 года командование Ленинградского фронта решило начать в районе Припятских болот, так как враг не ждал здесь наступления. Нам, морякам Балтийской флотилии, выдали тулупы, валенки и белые маскировочные халаты. Бой продолжался всю ночь и еще полдня… В этом бою погиб мой односельчанин Сергей, фамилию уже забыл. Это был его первый и, как оказалось, последний бой. Было страшно. Но еще более страшная картина ждала нас на территории укрепленной немецкой базы, которую мы захватили. Как мы потом догадались, это был специальный пункт по отправлению убитых немецких офицеров в Германию. Прямо на снегу штабелями в несколько метров и высотой где-то 1,5-2 метра лежали трупы убитых немецких офицеров с бирками на сапогах. На них были написаны фамилия, имя, отчество и домашний адрес в Германии. Часть тел уже была переложена в гробы и забита. Трупы простых немецких солдат были свалены в большую братскую могилу, которая еще не была засыпана. Увидев эту картину, даже бывалые солдаты испытали шок».Часто ветеран с улыбкой вспоминал о необычном марш-броске своего отряда: «Нам, морякам Балтийского флота, для быстроты передвижения выдали лыжи. А на них ездить-то почти никто не мог. Первый километр пути был просто мучением: автомат мешал движению, было жарко, лыжи вязли в снегу, цепляли коряги. Отряду пришлось остановиться, и бывалые сибиряки, служившие с нами, дали нам урок ходьбы на лыжах. Потом, вспоминая тот марш-бросок, мы часто смеялись, приговаривая: «лыжи моряку не помеха», «вперед, лыжный флот».

Товарищ не оставит в беде

Боевые подруги спешат на помощь

В бой страху вопреки

Не сдаваться ни врагу, ни беде

Преподавание было их призванием

Сельский музей, известный на всю страну

Красные следопыты ведут поиски

Никто не будет забыт!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту