В Гатчине, под Санкт-Петербургом, завершился XVIII Всероссийский фестиваль «Литература и кино». Совершеннолетие далось ему непросто: форум несколько раз откладывался, в итоге прошел без федеральной поддержки, исключительно за счет местного бюджета, и не весной, в свое «законное» время, а только в конце ноября. Пришлось отказаться и от традиционного конкурса на лучший фильм, и от профессионального жюри. Однако несколько новых экранизаций в Гатчину приехали, и победители все-таки были названы: их выбрали зрители. Главным событием «Литературы и кино»стала акция «Открытый урок»: учителя, писатели и кинематографисты сообща решали, нужен ли школе новый предмет с условным названием «Сто лучших фильмов», ввести который в программу предложил недавно Никита Михалков.
В течение недели в Малом зале гатчинского кинотеатра «Победа» шли фильмы, которые, по мнению организаторов фестиваля, имеют полное право попасть в ту самую заветную, рекомендованную школьникам сотню, ибо сняты по произведениям программным: «Анна Каренина» Александра Зархи, «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, «Морозко» Александра Роу, «Илья Муромец» Александра Птушко, «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова и «Судьба человека» Сергея Бондарчука. На сеансы приходили целыми классами, говорят, учителя гарантировали «пятерку» по литературе каждому, кто выдержит фильм от титров до титров. Обещанная ли награда тому причиной или все-таки магия классики, но ребята с сеансов практически не сбегали, хотя в это время в соседнем зале вовсю выясняли отношения вампиры из последней части «Сумерек»: как ни крути – это тоже экранизация, поэтому из репертуара кинотеатра фильм на время фестиваля снят не был и шел в рамках «Зарубежной панорамы». Хотя, что уж там, страдания вурдалака Эдварда Каллена волнуют современных подростков куда больше, чем душевные терзания
Родиона Раскольникова, при том, что последние еще и длятся почти четыре черно-белых часа. О том, как излечить современного зрителя от «блокбастерной» зависимости, привить ему вкус и интерес к большому настоящему кино шла речь и на «круглом столе», на который в гатчинской школе №8 собрались режиссеры Наталья Бондарчук и Игорь Черницкий, писатели Сергей Есин, Артур Гиваргизов, Анна Бересенева, Владимир Сотников, журналисты, учителя и старшеклассники. Поначалу мнения разделились. Дети настаивали, что еще один предмет «на оценку» им не нужен, лучше раз в месяц просто посмотреть всем вместе кино и обсудить его за чашкой чая. Педагоги говорили, что и без указаний «сверху» стараются, по возможности, показывать ребятам отрывки лучших экранизаций. Кинематографисты же настаивали, что мир летит в тартарары, старшеклассники в глаза не видели «Летят журавли» и «Балладу о солдате», посему, что же делать – не хотят добровольно, будут смотреть по расписанию. Но в итоге все же сошлись на том, что кампанейщина делу не поможет, и искусство из-под палки до добра не доведет, и ничем, кроме «острого отравления» проект Михалкова, если не продумать его как следует, не закончится.
– Вы пишите хорошие книги, снимайте хорошие фильмы и больше доверяйте нам, учителям, а мы уж сами решим, что показывать детям и что с ними обсуждать, – подытожила жаркий двухчасовой спор словесник Татьяна Юрко, лауреат конкурса «Учитель года России-2011».
А вот кого не надо уговаривать смотреть хорошее старое кино – так это пожилых людей. На показах ретроспективной программы «Рожденные СССР», посвященной 90-летию образования Советского Союза, было не протолкнуться. Под кавказские комедии, среднеазиатские притчи и прибалтийские драмы 50-70-х годов люди вспоминали свою юность. Не меньше народу собиралось в городских библиотеках Гатчины на встречи с любимыми артистами и писателями – Еленой Кореневой, Владимиром Гостюхиным, Андреем Ташковым, Михаилом Кураевым. А почувствовать себя настоящим членом жюри можно было на показах новейших экранизаций. Именно зрительское голосование решило в этом году судьбу трех главных призов «Литературы и кино». Лучшим фильмом фестиваля названа «Поклонница» Виталия Мельникова – история теплой и нежной дружбы умирающего Антона Павловича Чехова и молодой петербургской писательницы Лидии Авиловой. Диплом за лучшую женскую роль у Яны Есипович, снявшейся в фильме Александры Стреляной «Суходол» по одноименной повести Ивана Алексеевича Бунина. Лучшим актером признан Максим Суханов – мятущийся царь из картины Владимир Мирзоева «Борис Годунов». Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области отметили специальным дипломом режиссера Игоря Черницкого, положившего в основу своей ленты «Подпоручикъ Ромашовъ» повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок». А приз губернатора Ленинградской области решено было вручить Народному артисту РСФСР Алексею Петренко.
Подробнее о фестивале читайте в одном из ближайших номеров «Учительской газеты».
Гатчина-Москва
На фото: Гран-при XVIII Всероссийского фестиваля \”Литература и кино\” достался Антону Павловичу Чехову и Лидии Авиловой – главным героям фильма \”Поклонница\”
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии