Артемий Рожков, проректор по организационно-правовым и экономическим вопросам, – выпускник юридического факультета МГПУ, успешный пример выпускника, который вернулся в альма-матер, чтобы способствовать его дальнейшему развитию. Артемий Рожков с 2009 по 2014 год работал директором Центра прикладных правовых разработок и заместителем директора Института развития образования НИУ ВШЭ, в 2008 году в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ защитил диссертацию кандидата юридических наук, 26 февраля 2014 года назначен проректором по организационно-правовым и экономическим вопросам МГПУ. В канун юбилея университета Артемий Игоревич ответил на вопросы «УГ-Москва».
– Артемий Игоревич, студенты часто спрашивают у людей успешных: «Что повлияло на ваш выбор?» Понятно, что первый выбор вы сделали, поступив в МГПУ. Почему?- Вы знаете, 1999 год (когда я поступал) был периодом интенсивного и очень конкурентного приема в вузы, у нас количество абитуриентов в связи с пиком демографического роста в начале 80-х годов прошлого века было чрезвычайно велико. Соответственно было сложно поступить в вуз, особенно на экономический или юридический факультеты, к тому же в тот период системы объективного приема в высшую школу не существовало. Когда я поступал, в МГПУ на юридическом факультете работали достаточно известные профессора, многие – из МГУ имени М.В.Ломоносова. Я был в курсе этой ситуации, потому что, чего греха таить, рос в семье, где есть юристы, на выбор факультета повлияла сама обстановка. К тому же я всегда хотел заниматься правом не в коммерческой, а в социальной сфере, выбор специальности «юриспруденция» в педагогическом вузе говорит о том, что я получил возможность работать в сфере образования, что потом и случилось. Таким образом, выбор мой обусловлен, с одной стороны, сложностью поступления в престижные вузы, считающиеся лидерами в подготовке юристов, а с другой стороны, я хотел для себя сразу определить сферу будущей работы и имел представление о высоком уровне преподавания на юрфаке МГПУ.- Вы начали заниматься научной работой еще во время учебы? Если да, то как это повлияло на траекторию вашего личного роста?- Я не представляю, как можно учиться, не занимаясь наукой, лишь посещая лекции, заучивая лишь фразы из учебников, не проводя собственных исследований, не интересуясь теми вопросами, которые постоянно возникают в процессе обучения. Поэтому, учась еще на первом курсе, в рамках курса «Теория государства и права» (ТГП) я интересовался проблемами теории права, многочисленными подходами к вопросу, что такое право, откуда оно берется, как оно регулирует общественные отношения. Я в этом смысле очень благодарен тем людям, которые преподавали «Теорию государства и права» в период моей учебы (В.Северухин, Е.Крупеня) и, кстати, продолжают работать в университете и сейчас. Они создали определенную базу для моих исследований, для дальнейшей практической работы, дальнейших прикладных исследований, которые делает каждый юрист, занимаясь тем или иным вопросом, заложили интерес к ним, а ведь это очень важно – привить интерес к исследованиям, научить пользоваться источниками, в том числе дореволюционными (теория Петражицкого, которой я в тот момент интересовался).- Может ли, на ваш взгляд, молодой человек на юрфаке МГПУ развиваться, получая весь нужный объем знаний? От чего это зависит – от высокого качества преподавания или от личных устремлений? Иными словами, ваша карьера – это только ваша заслуга?- Безусловно, качество преподавания – одна сторона будущей карьеры, вторая – это самостоятельная работа. «Нельзя никого научить, но можно самому научиться», – гласит общеизвестная истина. Если прийти в 39-ю аудиторию, сесть, расслабиться и сказать: «Давайте учите меня все!» – ничего не получится. Да, я могу сказать, что в тот период, когда учился, юридический факультет создал все условия, чтобы я мог успешно развиваться, учиться, не ограничивая себя только учебными занятиями. Думаю, что эта традиция сохранилась на факультете и сейчас. Ну а дальше многое зависит от самого человека. Конечно, есть и составляющая стечения обстоятельств, удачи, без этого никуда.- Вы пришли в МГПУ уже в новом качестве. Какие задачи вы поставили перед собой как проректор?- Могу сказать, что все новые и новые задачи ставит сама жизнь и перед университетом, и перед новым ректором, да и перед Департаментом образования Москвы. Наш университет действует на рынке педагогического образования, но ведь на этом конкурентном поле есть и другие педагогические вузы. Если говорить о содержательности моей работы, то думаю, следует показать – и доказать! – особенности МГПУ. МГПУ – образовательная организация, находящаяся в ведении Москвы, в этом смысле необходима работа именно на интересы города. Наша задача – учитывать потребности города, прежде всего в сфере образования, социальной сфере. Для сферы бизнеса, экономики людей готовят другие вузы, с которыми нам сложно конкурировать, поэтому надо определить свою нишу, свой сектор, в котором мы готовим студентов, свою миссию. Но я проректор не по «содержанию», а по правовым, экономическим и организационным проблемам. Для меня прежде всего есть задача разобраться с организационными моментами, создать такие условия для студентов и преподавателей, в которых им было бы комфортно в университете, чтобы у нас был оптимальный административный аппарат, который позволяет эффективно развиваться, то есть создать условия для эффективного саморазвития и преподавателей, и студентов. Все это должно обеспечивать условия для повышения качества образования. Это задача довольно сложная, особенно в условиях тех правовых и экономических изменений, которые существуют. Например, наш университет еще не перешел на новую систему оплаты труда, что уже произошло в федеральных вузах, есть сложности и с переходом на нормативное финансирование, ведь прежде университет финансировали по другим принципам, что приводило к неэффективности использования средств. Все это вопросы, которые требуют решения в планомерном порядке, без каких-то резких движений, чтобы не навредить главному – образовательной деятельности университета.- Ваши научные публикации большей частью посвящены разработке темы становления системы платного образования в российском образовательном пространстве: «Платные образовательные услуги в вузе в условиях реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Специфика осуществления государственного контроля (надзора) в сфере высшего образования». То есть вы занимались новшествами в системе отечественного образования. Насколько легко, на ваш взгляд, приживается на российской почве новая система образования, включающая в себя в том числе и платные услуги, что такое платное высшее образование – неизбежность или выход из сложного экономического положения?- Те публикации, которые вы назвали, связаны с тем, что у меня диссертация была по платному образованию, все они имеют прикладной характер. Я не могу сказать, что сфера моих научных интересов связана именно с темой платного образования. Сейчас, в рамках нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», мы говорим об адекватном правовом регулировании платного образования, потому что платное образование существует как явление, его нельзя как-то исключить, уничтожить. Что же касается высшего образования, получаемого за счет средств физических лиц, то высшее образование вообще сейчас более доступно, чем раньше, я имею в виду именно его бюджетную основу. Ведь не сильно были сокращены бюджетные места в вузах, это произошло за счет значительного сокращения числа самих студентов, в мои времена поступить в вуз было значительно труднее, чем сейчас. Конечно, со временем ситуация сильно изменится, но платное образование должно быть, его нельзя запрещать, пытаться что-то с ним сделать, тем более когда речь идет о тех уровнях образования, получение которых не стало обязательным. Но если говорить о том, будет ли платное образование обязательным для всех, для всего мира России, то нет, конечно. Платным оно получается, когда речь идет о втором высшем образовании, получении высшего образования людьми, которые не прошли конкурсный отбор, но все же хотят попробовать обучаться в вузе, и должны сделать это за счет своих, а не бюджетных средств. В этом случае нельзя недооценивать факт, что они рискуют именно своими деньгами для получения высшего образования.- Каким вы видите дальнейшее развитие МГПУ?- Развитие МГПУ, думаю, заключается в определении своего места среди других вузов Москвы, понимании своей миссии, доказательстве своего права на существование. Ведь МГПУ – единственный крупный вуз, находящийся в ведении Москвы, нужно понимать, чем конкретно мы можем помочь городу, какие потребности в кадрах можем удовлетворять. Наша задача – сосредоточиться на этом и в каких-то случаях, может быть, даже отказаться от тех направлений подготовки, которые не так и нужны городу. Есть интересные бенчмарки – например, Лондонский городской университет (Сity University London), опытом которого можно воспользоваться, но и предложить какие-то свои подходы, согласованные с целями развития Москвы. Ну а моя задача как проректора – создать все необходимые условия для того, чтобы развитие университета шло максимально эффективно и без каких-либо сбоев в экономической и правовой составляющей нашей работы.- Вам 32 года, вы принадлежите к активным «жителям» цифрового мира, а обычные бумажные книги вы читаете?- Несмотря на наличие у меня всех современных гаджетов, я очень люблю книги. Если читаю книгу художественную, то я ее читаю, как правило, на бумаге.- Есть ли какая-то личная мечта у проректора МГПУ?- Это очень сложный вопрос. Когда загадываю желание, я всегда хочу, чтобы все были здоровы, так что каких-то особых «мечт» у меня нет. Я, конечно, мечтаю о том, чтобы быть полезным месту, в котором работаю, и самому получать от этого удовлетворение, чтобы все удавалось и приносило конкретный результат.- МГПУ отмечает 20-летний юбилей. Что вы можете пожелать своему родному вузу?- Удачи! Она важная составляющая любого предприятия. Конечно, студентам желаю активности, не забывать, что никто ничему не научит, если вы сами не захотите научиться, то есть надо не ждать, когда вас «наполнят» знаниями, а самим создавать ситуации, в которых вы сможете чему-то научиться, активно использовать те возможности, которые есть в университете, ценить, понимать и очень рационально относиться к тем возможностям, которые дают те четыре года (я говорю о бакалавриате), которые вы проведете в университете, чтобы потом, как говорится, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Комментарии