search
main
0

Всегда в тонусе!

В моей жизни случилась любопытная метаморфоза – в профессию меня привел собственный сын. Он начал работать учителем математики, а я к этому времени уже довольно долго занимался бизнесом, причем достаточно успешно. Но от этой деятельности практически не было ощущения интеллектуальной и, наверное, социальной самореализации. А мечта поработать учителем математики, видимо, жила на подсознательном уровне, время от времени напоминая о себе.

Я окончил ту школу, в которой сейчас работаю, и математике меня учил Вилен Михайлович Паповский. Вилен – для тех, кто имел счастье учиться у него, к этому имени ничего не надо добавлять. Я постоянно ощущаю его вклад в формирование моей личности, умение думать, смотреть на этот мир…

В 2005 году Вилена Михайловича не стало, и у меня усилилось ощущение, что время собирать камни не за горами. А когда мой сын Георгий стал преподавать, я увидел, как это здорово, и решил попробовать. В 2010 году я вернулся в родную школу.

Поначалу совмещал педагогику с бизнесом, все более отдаляясь от последнего. А спустя шесть лет стал учителем математики. При этом адаптивных трудностей у меня, честно говоря, не было. Как выяснилось, школа Вилена такова, что предмет я не забыл и за 30 лет. И даже конспекты сохранил. Поэтому и внутри постоянно была уверенность, что я знаю и люблю математику, и не было сомнений, что и ученикам получится в той или иной форме передать это ощущение.

Не столько трудностью, сколько неожиданностью стали современные дети. Они не просто другие, этим никого не удивишь, тема отцов и детей настолько избитая, что вдаваться в нее не хочется, они принципиально другие. У моих учеников в сравнении с моими одноклассниками почти полностью отсутствует долговременная память.

Зато есть набор гаджетов, которые они привыкли использовать вместо собственной памяти по поводу и без повода. Такова реальность, с которой необходимо считаться. Это означает, что для успешного применения классические методики преподавания математики должны быть как минимум адаптированы к современности. Я бы не назвал это трудностью, скорее здесь интересная проблема, над решением которой я работаю, не рассчитывая на осязаемый результат в краткосрочной перспективе.

Наверное, также стоит отметить процесс интеграции в педагогическое сообщество. Опять же это не трудность, а необычность, что ли… Когда в воинской части появляется 45‑летний лейтенант, это не может не вызвать некоторого недоумения у сослуживцев и комсостава.

Понятное дело, я достаточно оперативно выполнил нормы для соответствующих категорий, воспитал победителей олимпиад, выиграл ряд региональных и всероссийских конкурсов для учителей математики, но все это произошло не в один день. А на первых порах, видимо, удивлял некоторых коллег.

Хотя нужно заметить, что на первых этапах «сослуживцы» мне очень помогали. Некоторые из них были моими учителями в школьное время – Валентина Николаевна Фадеева, Евгения Ивановна Кузьмина. Особо хочу отметить Владимира Анатольевича Гольдича – одного из ведущих современных методистов в области математики.

Огромное счастье работать с ним вместе! Ну и роль собственного сына невозможно пре­уменьшить. Надо сказать, что семья поддержала мой профессиональный выбор, а Георгий – и как сын, и как коллега.

Мои ожидания от работы в школе оправдались полностью. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Судя по отзывам, большинство учеников и их родителей тоже не разочарованы. Особенную радость доставило то, что мои наиболее успешные выпускники уже дебютировали как учителя математики. Например, год назад Дарья Чистякова пришла в нашу школу, а Карина Юсупова стала преподавать математику в частной школе в Германии, совмещая эту деятельность с завершением высшего математического образования.

Почему я принял участие в профессиональном конкурсе «Учитель будущего»? Ответ банален. Люблю соревноваться. Люблю побеждать. И в учениках своих стараюсь раздуть соревновательный пыл. А конкурс «Учитель будущего» заинтересовал своей необычностью.

Пожалуй, впервые в жизни захотелось получить удовольствие не от победы, а от участия. И на полуфинал я пришел именно с этим ощущением. Посмотреть на коллег, на их идеи, на манеру общаться, на педагогический стиль. Было весьма интересно состязаться в условиях, когда нас оценивали не по объявленным заранее критериям, да еще и эксперты не из школьной педагогики.

Понравилась работа в командах с совершенно незнакомыми людьми. Чудесный общий настрой конкурса, в котором, как мне показалось, не было конкуренции как таковой, а были совместная работа, поиск, генерация и оттачивание идей. Один из самых приятных моментов – то, что к концу первого дня полуфинала я уже не чувствовал каких-то стенок, барьеров между людьми.

Наверное, говорить, что за три дня мы стали одной семьей, было бы слишком громко и пафосно, но общее движение в этом направлении казалось несомненным.
Мне иногда задают вопрос о том, есть ли преимущества от работы в школе вместе с сыном. На мой взгляд, есть. И самое главное – это защищенная спина. Наверное, в любой деятельности бывают разные моменты, и ощущение, что кто-то не предаст тебя ни при каких обстоятельствах, очень важно.

Есть и рабочие моменты – подстраховать друг друга, обменяться материалами и так далее. Отдельно интересно поработать с учениками сына или дать Георгию поработать с моими учениками. Притом что мы оба достаточно популярны в своих классах, у меня всегда есть несколько учеников, которые предпочли бы учиться у сына, а у него есть предпочитающие усваивать математику у меня. Ну и соревновательный аспект есть.

Мы оба это любим, а тут и олимпиадники, и средний балл на ЕГЭ, и педагогические конкурсы – все держит в тонусе. А иногда просто вместе идем в школу. Или обедаем на перемене. Или играем против учеников в футбол или в волейбол в одной команде. Это правда классно!

Игорь ВОЛЬФСОН, учитель математики физико-математического лицея №366, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте