Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
Социальная защита

Всегда найдется место чуду

Хорошие дела поощряются, а плохие порицаются
Учительская газета, №24 UG от 15 июня 2021. Читать номер
Автор:

Однажды четырнадцатилетний подросток Олег Горянкин преподал мне хороший урок. В Рузаевском детском доме он находился семь лет, я в свои сорок два директорствовал здесь второй год. Удивился, увидев подростка вне наших стен за работой. Недалеко от детского дома, на месте бывшей воинской части, Олег собирал кирпичи, соскабливал с них старый раствор и складывал в стопку.

Помню, спросил тогда подростка: «Зачем это делаешь? Знает ли воспитатель об этом?» Еще много других вопросов задал. А труженик ответил мне просто: «Александр Геннадьевич, не сердитесь, воспитатель знает, где я, через час приедут за кирпичом, за каждый кирпич я получу полтора рубля и куплю себе куртку».

Шел я назад и мысленно благодарил воспитанника за урок. Стыдно было, но у меня было оправдание, я только второй год в детском доме, а Олег уже восьмой. Узнал, что не однажды, а много раз весной и осенью старшеклассники договариваются с жителями соседних улиц и вскапывают им грядки. Там свои расценки, хозяева огородов догадываются, что не все ребята знают, сколько в сотке квадратных метров. Вообще к работе ребятам не привыкать. Потом, когда несколько раз мы ездили на сбор яблок, вместе с нами работали взрослые и ученики училища, то наши воспитанники собирали больше всех. Удивляли еще не раз.
Собрались как-то посеять газон, нам дали семена, привезли чернозема 7 или 8 самосвалов, и ребята раскидали эти кучи очень быстро. Газон получился красивым, а очередь на его стрижку настоящей газонокосилкой соблюдалась справедливо и точно по установленному графику. И таких дел было множество.

Запомнилось, как везли из Москвы полученный в результате благотворительной помощи груз. «Мне нужно сразу разгрузиться, и я уеду», – сказал как отрезал водитель. Приехали ближе к трем часам ночи. Смотрю и не верю своим глазам, собрались шестнадцать хлопчиков и все добро за несколько минут в помещение перенесли. Усталость мою как рукой сняло, все недовольство водителем куда-то улетучилось. Этот случай окончательно убедил меня в необходимости производительного труда в детском доме с обязательной оплатой за этот труд. Важно, чтобы с раннего возраста дети знали цену деньгами и твердо усвоили, что их можно только заработать.

Учителя, воспитатели, администрация учреждения все силы направили на организацию производительного труда. Далее все было просто. Выбираем профессию, учимся ее азам, научившись, работаем. Заработали деньги – расходуем. Достижение – это результат труда. Главный закон – хорошие дела поощряются, плохие порицаются.

С помощью фонда «Северная корона» (руководитель Наталия Борисовна Юнченкова) полностью оснастили парикмахерскую оборудованием, инструментом, косметикой самых известных фирм. Прислали нам швейные машины, сделали ремонт мастерской.

Несколько лет «Северная корона» в День защиты детей устраивала грандиозный праздник. Порядка 80 детей из Рузаевки ехали в Москву. В 5 часов утра дети уже на Красной площади. Завершался день походом в Цирк на проспекте Вернадского. Восторг ребят можно понять. Цирковые номера мирового уровня! Несколько раз летом отдыхали в Анапе, в лагере «Орленок», что в Туапсе. Наш воспитанник Денис Максимович вместе с ребятами из других детских домов совершал путешествие на теплоходе по Волге и на всю жизнь запомнил чудо, случившееся там. Ребята слушали песню про волшебника в голубом вертолете. Она еще звучала, как вдруг на палубу приземлился вертолет с волшебником и множеством эскимо. И сколько таких чудес было в жизни наших воспитанников!
После каждой поездки ребята возвращаются другими, они многое видят, узнают, встречаются с интересными людьми. С дисциплиной у нас не было проблем. Да и зачем проказничать, когда много интересных дел, к тому же плохое поведение чревато тем, что останешься без чуда, к примеру, в следующую поездку могут и не взять. А они все такие притягательные.

Так, в Карелию, спасибо за это чудо Дмитрию Игоревичу Шпаро, набирали команду физически крепких ребят, умеющих прийти на помощь. Приветствовались сила духа и чувство юмора, ведь ребята проверяют себя, свои возможности в сложнейших условиях.
Первая поездка – десятидневное путешествие на велосипедах по лесам Карелии. На следующий год – сплав на катамаранах по быстрым рекам Карелии. Потом были десятидневный поход на лыжах, ночевки в чумах, переход на собачьих упряжках. Зная нашу подготовку, Дмитрий Игоревич предлагает пройти очень сложное испытание. Учитывались физическая готовность, умение работать в команде, готовность к экстремальным ситуациям. Таня Кузнецова достойно преодолела все испытания и вошла в группу из семи ребят, их так и назвали – «семеро смелых», которые отправились покорять Северный полюс на лыжах. Девочка оказалась самой младшей в команде и единственной воспитанницей детского дома. Таня водрузила флаг Мордовии на Северном полюсе.

Другая наша воспитанница, Света Адмакина, стала серебряным призером чемпионата мира по велоспорту, который проходил в Колумбии. Звание мастера спорта она получила, обучаясь в школе. Сейчас Светлана – член сборной России, победитель и призер многих соревнований. Другой наш воспитанник, Валера Гонтарь, стал мастером спорта, учась в десятом классе. Он дважды победитель, дважды серебряный призер и бронзовый призер международных универсиад в Казахстане и Словении по лыжам. Катя Логунова – неоднократный победитель первенств и чемпионатов России, этапов Кубка России, программу мастера спорта выполнила еще в девятом классе. Тренер ребят Ирина Васильевна Кабылина – единственный учитель из интернатных учреждений, получивший грант Президента России. В наш детский дом приезжали олимпийский чемпион Максим Маринин, дважды олимпийский чемпион Евгений Плющенко.

Все наши дела и успехи стали возможны благодаря слаженной работе коллектива, доверительным отношениям детей и взрослых. Целенаправленное воспитание, наши трудовые дела приносили свои плоды. Одного было жаль: хотелось, чтобы успехам и победам ребят радовались и их родители. За много лет работы понял, что больше всех любят своих родителей, особенно мам, детдомовцы. Храню сочинение нашего воспитанника Сергея Токарева. Вот что писал подросток: «Мне часто снится один и тот же сон. Будто я иду по большому лугу, светит яркое солнышко, поют птицы, порхают бабочки, стрекочут кузнечики. Навстречу мне идет молодая красивая женщина. Я сразу узнаю ее – это моя мама. Она тоже узнает меня. Мы бежим навстречу друг другу. Я успеваю прокричать: «Мама, возьми меня! Я буду во всем слушаться тебя!» Но всякий раз, когда остается два-три шага до встречи, я просыпаюсь…
Просыпаюсь в спальне детского дома. Рядом со мной спят мои товарищи и видят свои сны. Сегодня я не буду плакать, я плакал много раз от этого сна. Сегодня я боюсь, что кто-то проснется и увидит мои слезы…»

Заветные мечты всех воспитанников детского дома очень похожи. Однажды откроется дверь, и самая лучшая мама на свете скажет: «Я пришла за тобой, будем жить вместе, собирайся!»

Мы сделали все, чтобы девять наших воспитанников вернулись в свои кровные семьи. Думаю, таких детей будет больше, если государство станет помогать кризисным семьям, заботиться о воссоединении кровных семей. У каждого нашего воспитанника есть стремление, как бы ни было тяжело, своих детей в детский дом не отдавать. Но им во взрослой жизни тоже нужны и добрая поддержка, и хорошая помощь. В этом я убедился за неполные четырнадцать лет работы в детском доме. Он стал домом для многих детей, из его стен вышли более 2500 тысяч девчат и ребят, они живут и работают во всех уголках России.

Александр ФЕДОТОВ, Рузаевка, Республика Мордовия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt