search
main
0

Всегда на шаг впереди. Может ли обычный педагог преподавать у особенных детей

​Широкое распространение практики инклюзивного образования как обучения детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования ко всем педагогам. Очевидно, что данная система не может развиваться просто по распоряжению «сверху»: ведь далеко не все учителя владеют навыками, необходимыми для того, чтобы вести урок в инклюзивном классе, где дети сильно отличаются по своим возможностям. Обычно в этой связи речь ведется о программах переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей. Эксперты Ассоциации инклюзивных школ уверены, что эту проблему необходимо рассматривать в двух ракурсах.

Во-первых, вводить в традиционные программы повышения квалификации учителей, растворенные в общем содержании навыки работы с особыми детьми. Но мы понимаем, что это будет очень растянуто по времени. Во-вторых, более доступным вариантом обучения является дополнение существующих программ краткосрочными практическими курсами, которые состоят лишь из упражнений и кейсов, где упор делается в первую очередь на овладение специальными педагогическими средствами, без которых мотивация не работает. Практические задания дают более «живой» по сравнению с традиционными учебными занятиями материал, обсуждая который педагоги учатся работать в междисциплинарной команде. Умение творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы преподавания к особенностям учеников является одной из важнейших компетенций учителя, которая оказывается куда важнее теоретических знаний, диагностических критериев и клинических проявлений различных нарушений.История развития инклюзивного образования в Москве сейчас находит свое отражение в терминах эволюции учебных программ. Из просто учебного плана они превращаются в определенные траектории социокультурного развития каждого ученика, а в рамках Стратегии развития московского образования до 2025 года полностью отвечают смыслам систем ПОТОК (персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах) и РОСТ (распределенное оценивание в системе талантов). Ведь если целью инклюзии является максимально полное включение ребенка в культурную и общественную жизнь, учебная программа должна стать для этого орудием, посредником между особым ребенком и социумом.В качестве примера такого краткого практико-ориентированного курса можно привести проект Городского психолого-педагогического центра – серию воркшопов «Учитель, который на шаг впереди», проводимых в этом учебном году ведущими экспертами Ассоциации инклюзивных школ.В течение одного учебного года воркшопы организовывались 1 раз в месяц по 1,5-2 часа, и любой преподаватель мог выбрать интересующую его тему.Московские педагоги под руководством ведущих вооружались знаниями и навыками, необходимыми для работы в междисциплинарных командах; знакомились с проблемами семей, воспитывающих особых детей, и стратегиями сотрудничества с ними; осваивали новые методики включения в урок особого ребенка; узнавали, что такое матрица постепенного изменения сложности материала и адаптированные раздаточные материалы; разрабатывали конспекты уроков для инклюзивных классов; практиковались в навыках поведенческих методик работы с особыми детьми.По отзывам участников воркшопа, новая форма обучающих встреч интересна, позитивна и познавательна. Это возможность увидеть знакомую ситуацию под другим углом, получить багаж практических знаний и научиться использовать их в своей педагогической практике.

Новой московской школе нужны новые учителя, владеющие современными педагогическими технологиями, знающие возрастные и индивидуальные особенности детей, умеющие оценить их возможности, способные постоянно повышать свой профессиональный уровень. Мы ждем вас, кропотливых, чутких, креативных, находящихся в непрестанном учении и постоянно занимающихся своим самообразованием. Ждем тех, кто на шаг впереди.

Ольга ЕГУПОВА, эксперт Ассоциации инклюзивных школ;Марина КЛИМОВА, директор школы №830

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте