У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
Владимир Маяковский
Эти строчки Владимира Маяковского многим знакомы с детства, ведь о профессии мечты дети часто начинают задумываться еще в школьном возрасте. Выбор профессии для современного выпускника – это ответственная и далеко не простая задача. Чаще всего среди предпочитаемых критериев выбора будущей профессии выпускники школы №630 называют достойную оплату, возможность решать на работе значимые, интересные и разнообразные задачи, высокий рейтинг данной профессии на рынке труда, возможность повышать свою квалификацию, быстрый карьерный рост.
В процессе профессионального самоопределения у подростков и их родителей нередко возникают противоречия: функциональные обязанности избираемой профессии и представления о ее престиже не всегда соответствуют склонностям, физическому развитию и индивидуальным особенностям школьника. Для того чтобы каждый учащийся смог найти дело по душе, осознанно выбрать будущую профессию, а значит, иметь стабильный доход, достойный уровень жизни, в Москве реализуется множество профориентационных проектов, в которых учащиеся нашей школы, в том числе дети-инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, принимают активное участие на протяжении последних лет.
Наша школа – это большой комплекс, в котором учатся множеств талантливых детей. И наша задача – раскрыть эти таланты, помочь найти свое профессиональное место и быть востребованными на поле специалистов будущего. Как мы ее решаем? Многое для этого заложено в комплексной программе воспитания, где значимое место занимают совместные проекты школы и различных учреждений профессионального образования, культуры и спорта.
Первое, на что хочется обратить внимание, – это городской проект «Профессиональное обучение без границ». В рамках этого проекта школа эффективно организует сотрудничество, в частности, с технологическим колледжем №34, который проводит обучение по самым востребованным профессиям. Большая часть преподавательского состава – победители чемпионатов различных уровней по стандартам WorldSkills Russia и «Абилимпикс», которые не только дают основы профессии, но и передают свой чемпионатный опыт школьникам. В результате такого взаимодействия школьники получают знания о профессиональных компетенциях, перенимают опыт демонстрации своих профессиональных качеств в соревновательных мероприятиях и имеют возможность сами участвовать в конкурсных испытаниях. В этом году тесное взаимодействие с талантливыми школьниками, готовыми покорять вершины профессионального мастерства, дало потрясающий результат. Ученица нашей школы вошла в сборную Москвы и вышла в финал чемпионата.
«Профессиональное обучение без границ» – это уникальный проект Московского центра развития профессионального образования. Проект позволяет получить начальное образование по профессиям рабочих и должностям служащих за счет бюджета города для лиц, не достигших 18 лет, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом интерес к этому проекту среди наших учащихся возрастает. Ведь вместе с аттестатом об основном общем образовании выпускники девятых классов, осваивая одну из востребованных профессий, получают свидетельство о профессии рабочего или должности служащего и возможность реализовывать себя в качестве профессионалов. Эта первая и очень важная ступень в жизни каждого выпускника позволяет совершить ранний старт и дает возможность раскрыть свой потенциал в современном мире. Когда ты знаешь, какая дорога тебе открыта, ты смотришь в будущее с надеждой.
Ведь в твоих руках уже есть инструменты, позволяющие быть успешным человеком и востребованным специалистом.
Еще один интересный проект нашего мегаполиса – «Учебный день технологии в колледже». В рамках этого проекта учащиеся с ограниченными возможностями здоровья посещают уроки технологии в колледже сферы услуг №32. Вместе с учителями технологии такие уроки проводят опытные мастера производственного обучения и преподаватели колледжей. Школьники могут шире взглянуть на такие профессии, как повар, повар-кондитер, специалист IT-технологий. Ребята узнают много неочевидных плюсов каждой профессии и на некоторое время погружаются и примеряют профессию на себя. Этот необычный опыт дает многим ребятам, в частности с ограниченными возможностями здоровья, уверенность в своем будущем.
Ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, кто готов быстро учиться и осваивать новое, в ком развит дух соревнования, кто не боится преодолевать трудности и уверенно идти к победе, наша школа активно привлекает к участию в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Целенаправленная подготовка конкурсантов ведется на базе московских колледжей, сотрудничающих с нашим образовательным учреждением. На протяжении последних трех лет наши восьмиклассники и девятиклассники уверенно занимают призовые места в компетенциях «Ногтевой сервис», «Прикладная эстетика», «Ювелирное дело», «Кулинарное дело». Победа в Национальном чемпионате «Абилимпикс» для школьников – это не только заслуженное в нелегкой борьбе признание профессиональных умений, но и осознанный выбор профессии.
Проекты «Профессиональное обучение без границ», «Учебный день технологии в колледже», чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства WorldSkills Russia и «Абилимпикс» – это те самые шаги, которые школьники могут сделать в профессиональном мире, находясь в дружественной школьной семье. Все мы знаем, что получить новое и необычное знание комфортнее в доброжелательной и поддерживающей атмосфере, которыми и являются наша большая и дружная школа, наш большой и дружный межрайон, наш любимый город.
Для тех школьников, кто еще не решился сделать уверенный шаг к профессии мечты, наш город предлагает проекты, в которых знакомиться с профессиями мегаполиса можно в дистанционном формате, – это «Профессиональные стажировки» и «Субботы московского школьника». Данные проекты – мультиформатная площадка профориентационных событий для школьников, студентов, педагогов столичных школ и мастеров московских колледжей. Участникам предоставлена возможность ознакомиться с историей, производственным циклом и технологиями московских ведущих предприятий, а также подробнее изучить содержание ряда востребованных на современном рынке труда профессий.
Широкие возможности столичного образования, а также система дополнительного и профессионального образования помогают современным школьникам в ранней профессиональной самореализации, удовлетворяют потребности в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, стимулируют интерес к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодежи.
Анна НАРИНЯН, заместитель директора школы №630 имени дважды Героя Советского Союза Г.П.Кравченко
Комментарии