Конечно, ребенок приходит в первый класс, имея какой-то жизненный опыт, но становление личности – процесс длительный, требующий усилий неравнодушных взрослых и самого маленького человека. Значение начальной школы в этом процессе трудно переоценить.
Воспитательная работа по формированию детской личности особенно актуальной становится в наши дни. Дело в том, что первоклассники XXI века разительно отличаются от тех, что были 15‑20 лет назад. Значительную часть составляют дети с завышенной самооценкой. Они раскрепощены, импульсивны. При этом именно эти дети игнорируют другую точку зрения, не хотят думать, не умеют сопереживать, испытывают проблемы в установлении дружеских отношений.
Другие, наоборот, чувствуют себя изолированными и одинокими в классе в силу разных причин (семейные неурядицы, социальное неравенство). Они замкнуты, необщительны. Такие ребята нуждаются в поддержке и мотивации.
Что же произошло? Видимо, дело в том, что изменилась социальная среда развития современных детей. Исчезли такие простые и важные понятия, как «дворовые игры», «дворовые друзья». Бабушки и дедушки, бывшие прежде ответственными за формирование жизненных ценностей и привитие моральных норм, нынче помолодели, заняты собой, работают и не спешат заниматься внуками. Результат? Дети становятся нетерпимыми, эмоционально бедными, не способными сочувствовать и сопереживать.
Работать в таких условиях очень тяжело, порой кажется, что невозможно. Без помощи дружного и сплоченного коллектива сформировать и скорректировать личность ребенка тяжело. Много лет назад я поняла, что здоровый детский коллектив и использование его возможностей – мощный стимул для гармоничного развития личности.
Что же может стать той волшебной «живой водой», тем средством, которое сплотит и зажжет таких разных и таких сложных детей?
Для меня таким средством всегда была технология КТД (коллективного творческого дела). Придуманная Шанским методика была взята за основу Ивановым, который превратил ее в отлично работающую систему.
В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Особенность данной технологии в том, что дети и учителя – субъекты ее применения в равной степени. В итоге тихий и застенчивый превращается в активного, «неуправляемый» оказывается талантливыми. Дети раскрываются с неожиданной стороны, что часто в корне меняет отношение к ним одноклассников.
Некоторое время считалось, что коллективная деятельность подавляет индивидуальность. Это не так. Правильно организованная коллективно-творческая работа стремится к обратному – учитывает способности каждого.
Определяя саму задачу и наблюдая за распределением ролей, педагог исходит из способностей и возможностей каждого участника. Выполнение задания и анализ результатов определяют дальнейшее направление при организации следующего задания. Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД, не выбирать только те, в которых ребенок успешен: вне зависимости от характера и интеллектуальных возможностей каждый участник имеет возможность реализовать себя на всех этапах – при смене ролей ребенок приобретает новые способности и умения. Условием успеха является такая организация, когда каждый становится активным участником. Таким образом, коллективно-творческая деятельность становится личностно ориентированной.
Технологию КТД я успешно применяю и в классах с детьми с ОВЗ. В условиях инклюзивного образования она приносит удивительные результаты, так как в нестандартных условиях смешанной группы успешные и неуспешные в учебе дети имеют равные возможности проявить себя. Слабые в учебе неожиданно проявляют себя хорошими организаторами, генераторами идей, находя неординарные пути достижения цели.
Дети-билингвы, плохо говорящие по-русски, почувствовали себя увереннее уже в первом классе, когда мы решили провести акцию «Читаем сказки малышам». Ребята сами выбирали сказки, сами решали, кто будет читать, а кто подберет музыку. В результате получилась аудиокнижка, в создании которой приняли участие все. Обсуждая результат нашей работы, мы пришли к выводу, что к нашей книжке необходимы иллюстрации. И проект получил продолжение. Малыши, которым мои дети с гордостью вручили диск, с удовольствием нарисовали картинки.
Мои сегодняшние третьеклас­сники дружные, веселые, отзывчивые и очень любознательные. Я уверена, что это результат применения методики КТД. Начав с чтения сказок, мы в третьем классе выросли до детского самоуправления. Наша гордость – спектакль к Дню Победы. А еще День учителя и флешмоб «Покормите птиц зимой», мини-спектакли по басням.
Конечно, не все получается гладко. Мы учимся друг у друга отзывчивости и уважению, вежливости и щедрости. Учимся не валить ни на кого вину за неудачи (это великолепно получается на этапе подведения итогов КТД) и прощать друг другу маленькие слабости.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что совсем несовременная на первый взгляд технология КТД – верный и надежный помощник в формировании детского коллектива.

Людмила БИРЮКОВА,
учитель начальных классов школы №329