В советской школе учитель обязательно оставлял ученика на дополнительные занятия, ни о какой плате и речи быть не могло. И потом грянула перестройка с ее мизерной, не всегда вовремя выплачиваемой зарплатой. Предприятия делили собственность, проедали деньги и материальные фонды, банки получали сверхприбыли, пронырливые люди приватизировали все и вся. Не было денег только у школы и педагога. Тогда возникли репетиторство, частные школы с учителями, дающими за короткий промежуток времени глубокие и прочные знания. Но рядом с ними в государственной школе появились и вымогатели. Именно о них пишет автор письма. Не думаю, что вымогателей в школе много, но именно они сформировали отношение к школе. Да еще государство, которое упрямо твердит в каждом случае, когда речь идет о социальных программах: “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. За все надо платить!” Оно, государство, говорит все это не о школе, но и к школе все это прикладывается довольно бойко. В результате имеем то, что имеем. Бороться с поборами, с вымогателями чрезвычайно трудно, тут поможет только неприятие вымогательства коллективом педагогов. Но мне кажется, как только у учителя будет достойное материальное положение, вымогательство исчезнет. Это произойдет не сразу, но формировать общественное мнение нужно уже сейчас. И не делать вид, что в школах ничего не происходит дурного.
Вот только давайте повнимательнее проанализируем, почему в школах берут деньги не только вымогатели, но и вполне приличные люди. Платные дискотеки, сдача помещений под свадьбу и прочее в школах есть, но это такая мелочь по сравнению с потребностями школы. Совсем недавно мне выделяли на ремонт двухэтажного здания три тысячи рублей. Ищем бывших выпускников, находим отклик у них. Привлекая средства и вкладывая их в определенные направления деятельности, школа постоянно поднимает планку. Но не всем школам так везет, разговор же о попечительских советах пока остается только разговором.
В этих условиях директор школы вполне может переступить границу дозволенного. Да, он виноват, что через его руки проходят деньги, в том числе и наличные. Как только он начинает действовать по закону, государство сразу начинает претендовать на часть денег, добытых с таким трудом и им, государством, недоданных школе. Директор должен содержать школу, как это сделать без денег? Да, в школе есть поборы, вот только какие это поборы? У нас в школе совет “узаконил” сбор денег на ремонт классов. Пять рублей в месяц поступают от родителей в кассу школы, на все суммы выдается приходный ордер, деньги зачисляются на спецсчет. Знаю юридическую уязвимость данной операции, но одновременно знаю, что ни один родитель не понесет в Сбербанк сумму, равную 45 рублям в год.
Анатолий ФИЩЕНКО,
директор школы
Льгов, Курская область
Комментарии