search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников Увеличить количество позитивной информации: состоялось первое заседание совета учителей-блогеров Запрет на мобильные телефоны: как он исполняется в школах Названы имена победителей первого тура конкурса «Сердце отдаю детям»
0

Все только начинается

Надо делать то, что по душе

Своим ученикам Александр ГРИГОРЬЕВ объясняет, что будущая работа обязательно должна нравиться, тогда она станет твоим хобби и не придется работать ни дня!

Наверное, многие со мной согласятся: стать победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России», проработав в школе всего три года, – это большой успех. Если же этап не просто региональный, а республиканский и ты становишься победителем конкурса целой республики – успех еще больший! Александр Григорьев, учитель истории школы №45 Чебоксар, тоже с этим согласен, и ему как победителю конкурса в Чувашской Республике есть что добавить.

В школе скучать некогда!

Например, то, что секрет каждого успеха кроется в характере человека. Нет у тебя необходимых знаний, не приложишь массу усилий, не проявишь бойцовские качества, не покоришь окружающих силой своего недюжинного обаяния – и все, никакой победы не будет! Все вышеперечисленное у Александра Владимировича имеется, и есть еще масса других достоинств, например юмор, коммуникабельность, открытость и, конечно, желание развиваться в профессии педагога. Хотя ее он выбрал неожиданно, как сам признается, пошел по пути наименьшего сопротивления.
В старших классах Александру больше всего нравились история и обществознание, поэтому, когда оканчивал школу, захотел продолжить изучение любимых дисциплин. Но вуза в его родном городе Ноябрьске не было, можно было поступить в филиал и осваивать нефтедобычу, но хотелось и мир посмотреть, и попробовать себя в каком-нибудь другом деле, например в юриспруденции. Друзья и одноклассники, получив заветные баллы ЕГЭ, отправились покорять Москву и Санкт-Петербург, а он подумал и выбрал Чебоксары: тут живут родственники, есть жилье, а еще Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева. Александр решил, что юридическое направление для него может оказаться скучным, а в школе точно не соскучишься!

Сегодня Григорьев говорит, что выбрал профессию, потому что ему нравилось участвовать в активной школьной жизни, он часто помогал своим учителям и педагогам-организаторам в подготовке различных мероприятий. В их школе была детская организация, в которой он активно себя проявил, участвовал в конкурсах, проводил классные часы и даже пробовал себя в роли учителя:

– Мне всегда нравилось движение вокруг, это, наверное, и стало определяющим при выборе учительской профессии, – признается педагог.

Александр рассказывает, что в начале учебы в вузе ждал немного другого, когда поступал, думал, что сразу начнутся уроки в школах, будет интересно, но ни на первом, ни на втором курсах практики не было, поэтому он даже всерьез задумался о том, чтобы уйти из университета. Но, продержавшись до третьего курса и попав наконец на практику, понял, что он учится там, где надо! Тем более что в школе учителя с первых дней привлекли практикантов к активной, а не пассивной практике, то есть сказали, что отсиживаться нечего, давайте готовьте уроки. После первых проведенных самостоятельно уроков он уже твердо знал, что пойдет работать в школу.

Что и сделал в 2017 году. Была, правда, мысль вернуться обратно в Ноябрьск, уж слишком велика оказалась разница в уровне доходов между Ямалом и Чувашией. Но парень уже пожил в городе с населением в 500 тысяч человек, недалеко (по северным меркам) находилась столица, в любой момент можно было сесть на поезд или самолет и легко добраться до друзей. А на Севере пришлось бы 10 месяцев сидеть в Ноябрьске, и всего два – путешествовать. Молодому человеку, который очень любит смотреть мир, это показалось тяжело. Была и еще одна причина оставаться в Чебоксарах, и о ней Александр рассказывает с юмором: «Девушек на Севере маловато, вот я и подумал, что этот город побольше, в нем больше шансов найти спутницу жизни!»

Привет через газету

Подумал – и оказался прав. Всего год проработал, как к ним в школу устроилась прекрасная девушка по имени Елизавета, начинающий учитель русского языка и литературы. Свадьба состоялась в 2019 году, а еще через год молодая супруга активно поддерживала своего мужа на конкурсе «Учитель года». Точнее, сначала на конкурсе «Педагогический дебют». Тут тоже все смешно получилось, как говорит Александр. Потому что изначально он готовился именно к «Педагогическому дебюту» – молодой специалист, только третий год работает.
Когда уже были готовы и урок, и другие наработки, коллеги посоветовали подать заявку на «Учителя года». Он так и сделал, а потом получилась совершенно неожиданная для Александра вещь – он победил на городском этапе конкурса «Учитель года». Затем в дистанционно-очном формате прошел республиканский этап, и ему присудили победу. «Я не ожидал, но очень обрадовался!» – говорит он. Кстати, на конкурсе «Педагогический дебют» победил коллега и друг, с которым вместе оканчивали университет, Михаил Анатольевич Зыков, учитель истории и обществознания чебоксарского лицея №4.

– Если вы через газету передадите ему привет, – смеется Александр, – это будет очень здорово!

Мы передаем!

Вперед за мечтой

Я не могла не поговорить с Александром Владимировичем о самой главной причине, по которой молодые учителя-мужчины часто вынуждены бросать профессию. Говорить было легко, тем более что он практически сразу сам заявил, что совершенно не стесняется говорить о своей зарплате! Она у него в среднем около 22 тысяч рублей в месяц, правда, и часов не очень много – 23‑24 в неделю. До недавнего времени денег было значительно меньше, а теперь – после пятитысячной прибавки за классное руководство – стало больше. Супруга классное руководство не ведет и примерно за ту же нагрузку получает 15 тысяч рублей. Желающие подсчитать бюджет молодой учительской четы сделают это с легкостью и, возможно, удивятся: «Маловато будет!» Глава семьи с этим совершенно согласен и говорит, что среди своих знакомых учителей не знает ни одного, кто бы не имел дополнительной подработки в виде репетиторства. У него она тоже есть. Вариантов, по словам Александра, на самом деле два. Первый – находиться в школе с восьми утра до восьми вечера, участвовать в конкурсах и олимпиадах, нарабатывать стимулирующие баллы и получать в районе 30 тысяч рублей. Или второй вариант – приходить из школы пораньше и работать во вторую смену репетитором. Правда, такое совмещение не каждый осилит, да и ресурс есть не у каждого. Опять же надо думать о будущем, нельзя же «репетировать» всю жизнь.
Поэтому в его планах пойти на повышение.

Собирается поступать в магистратуру на управленческий профиль, осваивать менеджмент в образовании. В запасе у него три года: окончит магистратуру и обязательно выпустит свой класс, они в этом году оканчивают девятый. Кто-то уйдет, но основной костяк наверняка останется и перейдет в десятый. Учитель, как положено, выпустит их после одиннадцатого и будет свободен.

– Я надеюсь, что руководство, прочитав обо мне статью в «Учительской газете», узнает о моих планах. Я как раз получу магистерское образование, выпущу детей и смогу пойти дальше – в завучи, директора, в управленцы, – считает Григорьев.

Как видите, Александр Владимирович открыто говорит о своих планах и очень надеется, что ему предложат что-нибудь интересное. Тем более что в этих планах его поддерживает и школьный коллектив – очень хороший и душевный! Они всегда подскажут, посоветуют, помогут. Он это на себе почувствовал, когда готовился к конкурсам. В их 45‑й школе специально создана творческая группа из учителей под руководством завуча, которая помогает педагогам готовиться к самым разным конкурсам любого уровня – и «Самый классный классный», и «Педагогический дебют», и «Учитель года». Причем заместитель директора Татьяна Александровна Юдина, которая создавала эту группу, сегодня уже исполняющая обязанности директора школы №45. А директор Алексей Петрович Лукшин, который принимал Александра Григорьева в школу на работу, пошел на повышение, он сегодня первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики. Еще одна заместитель директора – Ольга Александровна Чурбанова – стала директором лицея №44. Одним словом, не школа, а отличная стартовая площадка, кузница кадров! Среди педагогов много победителей и призеров самых разных конкурсов. Григорьев говорит, что ему очень нравится здесь работать и общаться с такими замечательными коллегами!

Разговор о главном

О своем классе Александр Владимирович тоже готов рассказывать много и увлеченно. Сначала, конечно, было трудно, но теперь он уже знает ребят и чего ждать от каждого из них. Дети к нему привыкли и доверяют, особенно хорошие отношения установились в последние два года. Хотя бывало всякое: и к завучу вызывали, и докладные писали, даже один раз вызывали в Следственный комитет. Обошлось, серьезного ничего не произошло.

– Если случается какая-то внештатная ситуация, я не переживаю, а стараюсь ее решить и исправить, – рассказывает Александр. – Вообще классное руководство – это одна большая внештатная ситуация! Но я для себя определил главное – не волноваться. Знаю, что среди коллег много тех, кто, когда что-то неправильно сделает, начинает переживать, сидит и стрессует, волнуется. Я сразу говорю: «Чего теперь стрессовать, время отмотать назад нельзя. Поэтому давай думать, что дальше делать». Меньше паники! Нервничать – это бесполезное занятие.

Как классный руководитель Александр решает две задачи. Первая – общаться с детьми так, чтобы они не боялись задавать любые вопросы. Говорит, у него даже есть свой девиз: «За спрос в нос не бьют!»

– Чтобы в будущем они не боялись задавать вопросы в магазине или спрашивать про зарплату, когда будут трудоустраиваться. Так я учу их большей открытости и умению выстраивать диалог. Вторая задача – я хочу, чтобы дети поняли мой принцип жизни и трудоустройства: надо делать то, что по душе. И работать надо идти туда, где тебе нравится. Мы уже перешли в девятый класс, интересуемся техникой, выбираем направления для возможной работы, и я стараюсь помогать ребятам в этом, провожу профориентацию. Я им говорю: «Вы можете устроиться на работу, которая вам не нравится, и будете получать 50 тысяч рублей. А можете устроиться на ту, которая очень нравится, и вначале вы будете получать 20‑25 тысяч, но потом вы в этой профессии сможете вырасти и зарабатывать намного больше». Есть знаменитая фраза Конфуция о том, что надо превратить свое хобби в работу, и тогда не придется работать ни дня! Мне очень нравится это высказывание, – говорит Александр Владимирович.

В своей жизни он тоже старается придерживаться этого принципа. Поэтому, когда я спросила про увлечения, Александр ответил, что главное его увлечение – это работа. Он даже не чувствует напряжения, приходит в школу и расслабляется в труде! Есть еще путешествия, на них он тоже готов потратить свое время. Ему нравится ездить по городам России, однажды с друзьями они отправились в Европу.

– Если бы ситуация в мире и мое финансовое благополучие мне позволяли, я бы продолжил путешествовать по всему свету, – мечтает Григорьев.

Александр считает, что учитель постоянно должен самосовершенствоваться, особенно это относится к учителям истории, которым необходимо знать много и во всех сферах. Но в этом есть смысл, когда существует потребность. Если человек хочет остаться в профессии, то да, это нужно – и курсы, и другие науки. Он, например, уже проходил курсы повышения квалификации для предметников и курсы для классных руководителей, учеба проводилась на базе Института образования. Сейчас участвует еще в одном проекте: меняется модель аттестации, и Институт образования отобрал ряд педагогов для тестирования на новую модель. Его тоже туда направили. Прошел тестирование, теперь ждет дальнейшего обучения.
Предполагается изучение моделей наставничества и тьюторства, по словам Александра, все это ему очень интересно. Поколение учителей меняется, впрочем, то же самое, считает Григорьев, можно сказать и о детях. Они видят, что учителей с небольшим стажем в школах становится больше, и уже редко встретишь проверку на прочность, дети приходят учиться и готовы получать в этом помощь от молодых педагогов.

Татьяна МАСЛИКОВА, Чебоксары, Чувашская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте