Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Все началось с письма… …А закончилось призывом к борьбе

Учительская газета, №10 от 9 марта 2010. Читать номер
Автор:

«Как вы думаете, что делает учитель после звонка? Бежит к компьютеру, чтобы письменно обосновать, разработать, отчитаться по многочисленным пунктам педагогической бумажной бюрократии…

Сегодня всем практикующим педагогам понятно: так работать дальше нельзя! Почему мы молчим? Почему бездействует профсоюз? Я всей душой за национальный проект «Образование». Всеми помыслами – за модернизацию. Но я против бумажного вала, который сопровождает эти новшества в образовании в начале XXI века».

Это письмо Александр Михайлович Лисицын, учитель географии и экономики высшей квалификации, заместитель по воспитательной работе директора Бартеневской средней школы Ивантеевского района Саратовской области, прежде чем прислать мне, опубликовал в районной газете. К удивлению Александра Михайловича, несмотря на то что в разговорах его поддерживали все, на письмо не отозвался никто. Устали от писанины? Но ситуация повторилась, когда я стала опрашивать директоров школ по поводу повышенной отчетности. «Вслух», для прессы, жаловаться не хотел никто, хотя анонимно – с удовольствием: «Бумажный вал нас убивает…»

Директоров понять можно – они столько времени убили на то, чтобы наладить «дипломатические отношения» с проверяющими организациями! И вот так взять и сказать, что Роспотребнадзор, к примеру, просит слишком многого? А не обернется ли это внеочередной проверкой? Раньше санитарные врачи собирали основную массу отчетов в сентябре, сейчас – ежемесячно. И если, к примеру, забота о питании школьников вполне понятна, то тупое упорство, с которым Роспотребнадзор требует отчета за прививки от свиного гриппа, хотя его уже и первоклассники не боятся, вызывает недоумение. Причем требует в приказном порядке! Школа – слуга всех господ?

Разумеется, все понимают, что отчитываться нужно. Лицензирование, аттестация, аккредитация – все это дело уже привычное, хотя требует немало времени. Никто не против разумного контроля. По нацпроекту «Образование» тоже документов немерено, но никто не обижается, потому что результат реален и ощутим. По оценкам администраторов школ, почти 30 процентов бумаг приходится на долю совершенно бесполезных! Только государственная статистическая отчетность районного отдела образования предполагает массу документов: сводный отчет дневных образовательных школ, сводный отчет по материальной базе и средствам обучения дневных общеобразовательных школ, распределению средств по языку обучения, сводный отчет о преподавании иностранного языка, сводный отчет об обучающихся, выбывших из школ, сводная ведомость педагогических работников школ… Список бумажных требований Министерства образования и науки РФ можно продолжать долго. А есть еще масса учреждений, которые активно «интересуются» жизнью школы, – пожарный и санитарный надзор, трудовая инспекция, прокуратура и т. д. Кроме министерской, существует региональная отчетность: данные по системе дошкольного образования, по профессиональному и профильному обучению, по инновационной деятельности, по охране труда, по социальной защите детей-сирот и учителей, по функционированию психолого-педагогических служб… Каждый шаг запротоколирован! Кому это нужно? Педагогам, детям? Или чиновникам – для оправдания собственного существования?

– У нас крупное – особенно по сельским меркам – образовательное учреждение: 470 детей, 60 работников, – рассказала Надежда Константиновна Дедкова, директор Полтавского лицея Омской области. – Отчетность распределяется по замам, все уже отработано, каждый отвечает за свое направление. Очень помогает компьютер.

Нельзя сказать, что утопающие в бумажном море не предпринимают мер для оптимизации процесса. В том же Полтавском лицее одними из первых в области начали осваивать программный пакет «1С: Хронограф Школа», который сокращает работу над отчетами. Валентина Александровна Шульгина, заведующая Большереченским районным отделом образования, вышла с предложением: ввести в информационные ресурсные центры, которые есть в каждом районе Омской области, специальную ставку для человека, который будет заниматься исключительно отчетами – их сбором, корректировкой, обработкой. Но поможет ли это?

В Новосибирской области пошли другим путем – путем информатизации образования. Уже в 2007 году в рамках эксперимента в школах началось освоение программного пакета «1С: Хронограф Школа».

– Проблемы внедрения информационных технологий особенно важны для деятельности управленческих кадров, – считает Сергей Владимирович Федорчук, директор новосибирского городского центра информатизации «Эгида». – Цель внедрения информационных технологий в процесс управления школой – повышение оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Проблему интенсификации информационных потоков можно решить с помощью внедрения автоматизированных информационных систем управления школой и прямого электронного документооборота, и в этом ключе данная проблема тесно связана с развитием городской образовательной сети. Согласитесь, смешно в XXI веке ждать, когда представители района заберут копию документа из ячейки в мэрии, потом передадут его в школы, а они в свою очередь должны его отработать, собрав и проанализировав информацию, и начать процесс в обратном направлении. Иногда на это уходят недели и месяцы. Бумажная волокита поражает, и иногда трудно упрекнуть исполнителя в нерасторопности, ведь порою мы работаем с 15 документами одновременно, а это уже полное сумасшествие. Прибавьте к этому время на документооборот, и получается замкнутый круг с фантастическим содержанием – отсутствием результата, эффективности, качества исполняемой работы. Мы хотим упростить схему, сделать ее понятной. Это повышает ответственность, но заметно сокращает затраты времени и сил на те ворохи документов, с которыми мы работаем.

По мнению Федорчука, необходимо сделать несколько шагов, которые способны изменить ситуацию. Во-первых, принять нормативно-правовой документ об «электронной подписи», который регламентировал бы отношения между различными уровнями управления образованием и определял ответственность руководителей за исполнение возложенных на них обязанностей по электронному документообороту. Во-вторых, внедрить во все образовательные учреждения единую автоматизированную информационную систему управления школой, которая существенно упростит работу с отчетами, базами данных, подготовкой документов. Это, конечно, потребует дополнительных финансовых затрат – на приобретение дополнительной компьютерной техники, внедрение и отработку механизмов взаимодействия.

Меры, которые принимаются в Новосибирской области, конечно, оптимизируют бумажный вал. Но вот беда – оптимизация требует времени, настройки, отладки. А количество проверяющих организаций и отчетности, которая нужна им от школ, растет как в сказке: не по дням, а по часам. Прав Александр Михайлович Лисицын:

– Настало время единым фронтом выступить против показухи и бумажного вала в нашей ответственной профессиональной деятельности.

Омская область

Комментарий

Елена НИЗИЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России:

– Не секрет, что в последние годы действительно увеличивается объем различных отчетов, составляемых руководителями образовательных учреждений. Вместе с тем на федеральном уровне от образовательных учреждений запрашивается только традиционная статистическая отчетность в начале и конце учебного года, а также отчеты субъектов Российской Федерации, участвующих в различных мониторинговых исследованиях, реализации проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования и приоритетного национального проекта «Образование».

Позиция Минобрнауки России в данном вопросе четко отражена в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

Кроме того, с целью оптимизации информационно-отчетной работы образовательных учреждений Минобрнауки России предусмотрен переход на электронный документооборот в ближайшие годы.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту