search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Все началось с письма… …А закончилось призывом к борьбе

«Как вы думаете, что делает учитель после звонка? Бежит к компьютеру, чтобы письменно обосновать, разработать, отчитаться по многочисленным пунктам педагогической бумажной бюрократии…

Сегодня всем практикующим педагогам понятно: так работать дальше нельзя! Почему мы молчим? Почему бездействует профсоюз? Я всей душой за национальный проект «Образование». Всеми помыслами – за модернизацию. Но я против бумажного вала, который сопровождает эти новшества в образовании в начале XXI века».

Это письмо Александр Михайлович Лисицын, учитель географии и экономики высшей квалификации, заместитель по воспитательной работе директора Бартеневской средней школы Ивантеевского района Саратовской области, прежде чем прислать мне, опубликовал в районной газете. К удивлению Александра Михайловича, несмотря на то что в разговорах его поддерживали все, на письмо не отозвался никто. Устали от писанины? Но ситуация повторилась, когда я стала опрашивать директоров школ по поводу повышенной отчетности. «Вслух», для прессы, жаловаться не хотел никто, хотя анонимно – с удовольствием: «Бумажный вал нас убивает…»

Директоров понять можно – они столько времени убили на то, чтобы наладить «дипломатические отношения» с проверяющими организациями! И вот так взять и сказать, что Роспотребнадзор, к примеру, просит слишком многого? А не обернется ли это внеочередной проверкой? Раньше санитарные врачи собирали основную массу отчетов в сентябре, сейчас – ежемесячно. И если, к примеру, забота о питании школьников вполне понятна, то тупое упорство, с которым Роспотребнадзор требует отчета за прививки от свиного гриппа, хотя его уже и первоклассники не боятся, вызывает недоумение. Причем требует в приказном порядке! Школа – слуга всех господ?

Разумеется, все понимают, что отчитываться нужно. Лицензирование, аттестация, аккредитация – все это дело уже привычное, хотя требует немало времени. Никто не против разумного контроля. По нацпроекту «Образование» тоже документов немерено, но никто не обижается, потому что результат реален и ощутим. По оценкам администраторов школ, почти 30 процентов бумаг приходится на долю совершенно бесполезных! Только государственная статистическая отчетность районного отдела образования предполагает массу документов: сводный отчет дневных образовательных школ, сводный отчет по материальной базе и средствам обучения дневных общеобразовательных школ, распределению средств по языку обучения, сводный отчет о преподавании иностранного языка, сводный отчет об обучающихся, выбывших из школ, сводная ведомость педагогических работников школ… Список бумажных требований Министерства образования и науки РФ можно продолжать долго. А есть еще масса учреждений, которые активно «интересуются» жизнью школы, – пожарный и санитарный надзор, трудовая инспекция, прокуратура и т. д. Кроме министерской, существует региональная отчетность: данные по системе дошкольного образования, по профессиональному и профильному обучению, по инновационной деятельности, по охране труда, по социальной защите детей-сирот и учителей, по функционированию психолого-педагогических служб… Каждый шаг запротоколирован! Кому это нужно? Педагогам, детям? Или чиновникам – для оправдания собственного существования?

– У нас крупное – особенно по сельским меркам – образовательное учреждение: 470 детей, 60 работников, – рассказала Надежда Константиновна Дедкова, директор Полтавского лицея Омской области. – Отчетность распределяется по замам, все уже отработано, каждый отвечает за свое направление. Очень помогает компьютер.

Нельзя сказать, что утопающие в бумажном море не предпринимают мер для оптимизации процесса. В том же Полтавском лицее одними из первых в области начали осваивать программный пакет «1С: Хронограф Школа», который сокращает работу над отчетами. Валентина Александровна Шульгина, заведующая Большереченским районным отделом образования, вышла с предложением: ввести в информационные ресурсные центры, которые есть в каждом районе Омской области, специальную ставку для человека, который будет заниматься исключительно отчетами – их сбором, корректировкой, обработкой. Но поможет ли это?

В Новосибирской области пошли другим путем – путем информатизации образования. Уже в 2007 году в рамках эксперимента в школах началось освоение программного пакета «1С: Хронограф Школа».

– Проблемы внедрения информационных технологий особенно важны для деятельности управленческих кадров, – считает Сергей Владимирович Федорчук, директор новосибирского городского центра информатизации «Эгида». – Цель внедрения информационных технологий в процесс управления школой – повышение оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Проблему интенсификации информационных потоков можно решить с помощью внедрения автоматизированных информационных систем управления школой и прямого электронного документооборота, и в этом ключе данная проблема тесно связана с развитием городской образовательной сети. Согласитесь, смешно в XXI веке ждать, когда представители района заберут копию документа из ячейки в мэрии, потом передадут его в школы, а они в свою очередь должны его отработать, собрав и проанализировав информацию, и начать процесс в обратном направлении. Иногда на это уходят недели и месяцы. Бумажная волокита поражает, и иногда трудно упрекнуть исполнителя в нерасторопности, ведь порою мы работаем с 15 документами одновременно, а это уже полное сумасшествие. Прибавьте к этому время на документооборот, и получается замкнутый круг с фантастическим содержанием – отсутствием результата, эффективности, качества исполняемой работы. Мы хотим упростить схему, сделать ее понятной. Это повышает ответственность, но заметно сокращает затраты времени и сил на те ворохи документов, с которыми мы работаем.

По мнению Федорчука, необходимо сделать несколько шагов, которые способны изменить ситуацию. Во-первых, принять нормативно-правовой документ об «электронной подписи», который регламентировал бы отношения между различными уровнями управления образованием и определял ответственность руководителей за исполнение возложенных на них обязанностей по электронному документообороту. Во-вторых, внедрить во все образовательные учреждения единую автоматизированную информационную систему управления школой, которая существенно упростит работу с отчетами, базами данных, подготовкой документов. Это, конечно, потребует дополнительных финансовых затрат – на приобретение дополнительной компьютерной техники, внедрение и отработку механизмов взаимодействия.

Меры, которые принимаются в Новосибирской области, конечно, оптимизируют бумажный вал. Но вот беда – оптимизация требует времени, настройки, отладки. А количество проверяющих организаций и отчетности, которая нужна им от школ, растет как в сказке: не по дням, а по часам. Прав Александр Михайлович Лисицын:

– Настало время единым фронтом выступить против показухи и бумажного вала в нашей ответственной профессиональной деятельности.

Омская область

Комментарий

Елена НИЗИЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России:

– Не секрет, что в последние годы действительно увеличивается объем различных отчетов, составляемых руководителями образовательных учреждений. Вместе с тем на федеральном уровне от образовательных учреждений запрашивается только традиционная статистическая отчетность в начале и конце учебного года, а также отчеты субъектов Российской Федерации, участвующих в различных мониторинговых исследованиях, реализации проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования и приоритетного национального проекта «Образование».

Позиция Минобрнауки России в данном вопросе четко отражена в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

Кроме того, с целью оптимизации информационно-отчетной работы образовательных учреждений Минобрнауки России предусмотрен переход на электронный документооборот в ближайшие годы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте