Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Все началось с конфет. И чуть не закончилось колонией

Учительская газета, №02 от 17 января 2012. Читать номер
Автор:

Многое в человеке закладывается в семье. Одни черты характера, привычки появляются у него благодаря активному влиянию родителей, другие – с молчаливого их согласия или недосмотра.Максим был поздним ребенком. И, как часто бывает в таких случаях, все окружающие, и прежде всего родные, души в нем не чаяли. Для них он был маленьким принцем – светловолосым, кудрявым, с большими голубыми глазами, с доброй радостной улыбкой. Даже воспитатели детского сада никогда не наказывали мальчика, хотя он проказничал постоянно.

Как-то родители Максима – Наталья Васильевна и Николай Иванович Рыжовы – были в гостях у своих знакомых. Максима тоже взяли. Когда уходили домой и Максим (ему тогда было четыре года) стал надевать куртку, из кармана посыпались конфеты. «Ты сам без спроса взял конфеты!» – возмутился папа. «Не надо его ругать. Конфеты в вазе для того и лежат, чтобы их могли брать все, не спрашивая», – ласково сказала хозяйка дома и погладила Максима по голове. Всем казалось, что это совершенно безобидный поступок ребенка. Максим и дальше продолжал брать конфеты и в гостях, и дома, не спросив, если даже они были закрыты в шкафу, а когда подрос, то и деньги. Если не хватало карманных, он находил у папы, мамы или у бабушки с дедушкой нужную ему сумму. Родители сначала не знали, а когда пропажа обнаруживалась, то просто журили. Правда, папа иногда делал ему серьезные замечания. Бабушка же при этом говорила: «Если бы мальчик брал у чужих, конечно, это было бы воровством, но ведь это у своих, а все, что у нас есть, принадлежит и ему».Однажды к Рыжовым приехал мамин двоюродный брат из Германии. Дня через два, надевая пиджак, он с удивлением сказал: «В жизни никогда не терял деньги, а тут каким-то образом выронил сто евро. Не так жалко денег, как неприятно, что я стал рассеянным…»Мама и бабушка посочувствовали ему. А папа заподозрил неладное. Он отвел сына в другую комнату и долго говорил с ним. Тот признался, что деньги взял он. Тогда отец строго потребовал: «Отдай их немедленно дяде и извинись». Максим взмолился: только не это, ему стыдно признаться в краже, и делать это он ни за что не будет, если заставят, то убежит из дома. Папа созвал семейный совет. Было решено подложить деньги незаметно в карман другого дядиного пиджака. Так и поступили. Все обошлось.Но Николая Ивановича сильно взволновал этот поступок Максима.Он стал больше времени проводить с сыном, которому было уже четырнадцать лет. Рассказывал о себе и о том, как в 7 лет стащил у соседа по даче топор и бросил его в пруд. Когда все вскрылось, отец его отлупил и неделю не разрешал выходить из дома.Возможно, отец запоздал со своими разговорами о том, что такое хорошо и что такое плохо. А Максим между тем со своими приятелями уже давно крал деньги из карманов других учеников в школьной раздевалке. Это больше походило на своеобразный спорт, нежели на обычное воровство. Приятели после занятий обычно хвалились друг перед другом, сколько кому удалось добыть денег, и весело смеялись. Потом в доме случилась трагедия. На даче ночью произошел пожар. У Рыжовых гостили два маленьких племянника. Николай Иванович спас мальчиков, а когда вернулся за кошкой, на него упала горящая балка…После такого горя Максим притих, забыл про все свои проказы. Даже учиться стал лучше и дома охотно помогал, чего раньше с ним не было. Прошло  два года. Максиму исполнилось шестнадцать, он стал старшеклассником, повзрослел и, как думали мама с бабушкой, поумнел. Но Максим не оставил свое детское «увлечение». Крал по мелочам, деньги из маминой сумочки. А как-то взял без спроса дорогие часы, которые дедушке подарили в Швейцарии еще в 60-е годы, и продал их. Наверное, это все можно назвать подготовкой к более крупной краже. С первого класса Максим дружил с Павликом, дача которого находилась напротив. У Павлика тоже была некоторая склонность к воровству. Зная это, Максим сообщил другу, что у бабушки Луши в сарае стоит «Лада», которая принадлежала ее сыну, а тот теперь живет за границей.«Давай возьмем ночью, съездим на рыбалку, а к утру поставим на место», – предложил Максим. Друг согласился. Подобрали ключ и несколько раз катались на машине. Но вот Павлик уехал с родителями в Москву, и мама Максима тоже. Остался он с бабушкой, которая болела и из дома не выходила. Максим решил, что настала благоприятная ситуация. Увел машину и поставил в свой сарай. Собирался продать. Пока искал покупателя, в их дом нагрянула милиция, Максима, как говорится, взяли с поличным.Мальчику грозила колония, но спасла его та самая Луша. Она говорила следователю: «Не сажайте Максима, он взял машину покататься, тем более что сам сознался, что делал это несколько раз». И Максиму дали два года условно. Бабушка после этого случая слегла, и мальчик, судя по словам мамы и соседей, стал совсем другим. Он навсегда забыл о своем пагубном увлечении.Комментарий специалистаВладислав ВЕТКОВСКИЙ, кандидат психологических наук:- Случаи, когда маленький ребенок взял чужую игрушку поиграть и не захотел вернуть ее обратно, нередки. Примерно до пяти лет в зависимости от степени социализации малыш не понимает, где чужое, а где свое, он не усвоил, что чужое даже на время можно брать только с разрешения и обязательно вернуть с благодарностью хозяину. Если же он все же принес домой чужую машинку, куклу или мячик, то не надо его ругать, наказывать, нельзя обзывать вором или какое-то время не разговаривать. Нужно побеседовать по-доброму. Ни в коем случае не говорить, что он украл, а взял чужое, принадлежащее другому мальчику или девочке. Это как раз тот случай, когда следует объяснить, какие вещи принадлежат только ему, какие только родителям или другим родственникам, а что считается чужим.Примерно с пяти лет ребенок начинает осознавать, что такое кража. А до этого он может считать любую вещь родителей, других родных своей. Одна девочка, думая, что мамины украшения и ее тоже, подарила серьги своей подруге, с которой вместе ходит в детский сад.В дошкольном возрасте малыш узнает, что бывают добрые, хорошие поступки, а бывают плохие. Хорошие, естественно, следует поощрять. Так идет усвоение социально-нравственных норм. К сожалению, часто взрослые не считают воровством, если ребенок взял вещь из дома и отдал ее. Такой поступок может совершить и малыш, и подросток, у него не сформированы нравственные установки.Чаще всего дети, однажды присвоившие чужую вещь, после беседы с ними родителей навсегда усваивают, что красть нехорошо, стыдно. Если же ребенок любого возраста, в том числе и подросткового, все-таки взял без спроса и тем более не вернул игрушку, книгу, принадлежавшую постороннему человеку, нужно очень осторожно обсудить это и сообща найти решение, как безболезненно и достойно выйти из ситуации. Кстати, ребенок, сурово наказанный за подобный поступок, может снова совершить кражу, как бы в отместку.Но вот ребенок усвоил, что нужно считать своим, а что чужим, и тогда бывает, что он уже со знанием дела пытается уличить своих родителей. Одна мама подарила сыну своей подруги лошадку, которую ее мальчик очень любил. Она решила, что он из нее «вырос». И тут ее сын возмущенно сказал: «Ты подарила мою лошадку, даже не спросив моего разрешения. Это ведь только моя лошадка».Советы родителям1. Надо обязательно разъяснить сыну или дочери, какие вещи следует считать своими, а какие – чужими.2. Хвалить, если он, поиграв, вернул игрушку или книгу хозяину.3. Говорить, что ребенок не воровал, а взял чужое без спроса. 4. Не требовать, чтобы он вернул вещь и публично покаялся.5. Выяснить, не болен ли он клептоманией.6. Не требовать клятвенного обещания больше так не делать. 7. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми или с самими собой.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту