В преддверии нового учебного года во всех округах прошли педагогические советы. Состоялся такой педсовет и в лучшем округе Москвы, ставшем победителем смотра в 2007 году – Западном. Перед директорами выступила начальник окружного управления образования кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Валентина БАДИЛ.
Подводить итоги работы за целый год коллектива из 400 образовательных учреждений, в которых трудятся более 12 тысяч педагогов и обучаются почти 100 тысяч детей, – задача не из легких. А если добавить сюда хотя бы 100 тысяч родителей и сотни учреждений, которые мы традиционно считаем своими социальными партнерами, то только перечисление количественных показателей заняло бы несколько часов. И тем не менее каждый год в августе представители почти 30 видов образовательных учреждений, таких разных и в чем-то самодостаточных, собираются вместе, чтобы вновь почувствовать, что мы – одна большая семья, что мы гордимся нашими общими победами и сопереживаем нашим неудачам, что у нас бьется общий пульс Западного округа столицы.
Как в любой семье – самое внимательное, самое пристальное, самое бережное отношение к маленьким. Первые шаги в мир образования наши дети делают именно в дошкольных учреждениях, которых сегодня уже 201 и сеть которых стремительно развивается как в количественном, так и в качественном отношении.
Информация к сведению
Сегодня в ЗАО: 100 детских садов общеразвивающего вида; 62 детских сада комбинированного и компенсирующего видов; 17 – с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; 7 центров развития ребенка.
За последний год на 2 тысячи выросло общее количество детей, охваченных разными формами дошкольного образования за счет открытия дополнительных групп, освобождения от аренды, реорганизации учреждений, приема ведомственных ДОУ в систему Департамента образования и нового строительства. В 2006-2007 учебном году вступили в строй 11 детских садов (а это 1500 мест). Сделано много, но еще больше предстоит в новом году, так как уже сегодня в списках очередников более 4 тысяч детей. Наибольшие надежды на снижение очередности в округе связаны с новым строительством детских садов. В 2007-2008 учебном году в сеть ДОУ будут включены бывший ведомственный детский сад №1912; по 2 новостройки в Ново-Переделкине и в Кунцеве общей наполняемостью почти на 600 мест, уже началось строительство 22 ДОУ на 2060 мест.
Еще одно направление работы – развитие новых форм дошкольного образования. В 2006 году в Западном округе было открыто 70 групп кратковременного пребывания, одна лекотека в ЦПМСС «Раменки», 30 консультативных пунктов для родителей, чьи дети не посещают детский сад, хорошо развиваются центры игровой поддержки. В 2006-2007 учебном году появились первые 12 центров, и такая форма работы кажется нам наиболее востребованной и перспективной, так как способствует адаптации детей раннего возраста к посещению детского дошкольного учреждения.
В новом 2007-2008 году эти формы работы получат дальнейшее развитие. К 1 сентября дополнительно к уже имеющимся будут открыты: 4 лекотеки, 4 службы ранней помощи, 18 центров игровой поддержки.
Для почти 70 тысяч детей ЗАО 1 сентября – это встреча со школой; для кого-то – первая, для кого-то – новая, для кого-то просто возвращение в тот дом, где педагоги не только учат, а проживают вместе с ребенком путь личностного становления. Поэтому система общего образования всегда в поле зрения общественности и почти всегда – объект непрерывного реформирования и преобразований.
Реализующийся второй год приоритетный национальный проект «Образование», уже исходя из своего статуса, определяет совершенно другой формат анализа проведения работы округа, нам теперь нужно обозначить те ключевые позиции, те точки роста, которые станут, образно говоря, локомотивами тяжелого и разного как по возрасту, так и по назначению состава и повезут за собой других.
В этом году непросто складывается конкурс образовательных учреждений: 26 заявок от округа, и в итоге 10 победителей. В прошлом году, конечно же, эти цифры были радужнее: из 14 заявок 12 стали обладателями премии. Нынче в числе победителей школы №№324, 1019, 1400, 1723, 38 (школа-интернат), 1004, 587, 1317 (побеждает второй год), 714, 1002.
70% победителей имеют высокие (выше 9 баллов) показатели по параметру «Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования», 50% – по обеспечению условий безопасности участников образовательного процесса в учреждении. Наша сильная позиция (и в этом отличие от прошлого года) – позитивное отношение к работе округа и ОУ родителей, выпускников и местного сообщества. Но по-прежнему нет высоких оценок по показателю «Сочетание принципов единоначалия и самоуправления». Речь идет не только об общественных советах и комиссиях, которых на уровне округа более 60, а об эффективности таких форм именно на уровне образовательного учреждения, о создании управляющих советов (пока зарегистрирован только один – в ЦО №1317). Прошедший год показал: грант – это не просто полученный миллион с прозрачной и достаточно жесткой процедурой отчетности по его расходованию. Это еще и некое обязательство быть лидером, а значит, делиться опытом. В течение всего года шли публичные презентации, мастер-классы, семинары школ – победителей прошлого года и претендентов следующего, активно включились образовательные учреждения округа и в новый московский проект «Строим школу будущего», среди финалистов городского конкурса три наши школы: №№324, 1317, 1012.
Но ростки «Школы будущего отрабатываются не только непосредственно в конкурсном проекте, но и на экспериментальных площадках. Сейчас в ЗАО работают 58 городских площадок (12 – второго уровня) и 30 окружных экспериментальных площадок на базе 190 образовательных учреждений, причем наши окружные площадки в соответствии с новым положением имеют то же финансирование, что и городские.
В качестве субрегионального проекта по развитию инновационной деятельности в округе мы начали работу по формированию районных сетевых площадок. Сразу три района полностью со всеми образовательными площадками по разным направлениям: непрерывное экологическое образование (Очаково-Матвеевское), моделирование системы патриотического воспитания (Крылатское), сетевые формы профильного обучения (Солнцево). Кстати, итогом работы именно наших экспериментальных площадок стали и унифицированный минимальный набор психодиагностических методик «Портфель психолога» (согласованный с МГППУ), и норматив минимального комплекта технических средств для школьного экологического мониторинга (причем двух уровневый), и сама программа курса «Экология Москвы», которая разрабатывалась и отрабатывалась на базе школы №1400. В Москве как-то не принято считать Западный округ в числе округов, серьезно работающих по экологическому просвещению, а ведь мы начали реализацию второй комплексной программы экологического образования, заключили четырехсторонние договоры с природными заказниками, наш общественный совет по экологическому образованию – один из самых активно работающих.
Развитие такого перспективного направления Школы будущего, как «Школа информатизации», также опирается у нас на окружную программу информатизации образования. Назову только один показатель – не самый, может быть, валидный, но самый очевидный: окружные программы действуют с 2001 года, когда количество учащихся на один компьютер в округе было 50; в прошлом году их было уже 10, а в 2007-м – 7,8. Сегодня ключевая задача – эффективное использование ИКТ в учебном процессе – становится приоритетной при реализации нового московского базисного учебного плана. Решение этой задачи связано не только с техническим оснащением школ и соответствующим программным обеспечением, а прежде всего с подготовкой учителя, готового работать в Школе будущего.
Радует, что год от года растет число педагогов, успешно участвующих в конкурсе на Премию Президента в рамках ПНПО: в 2007 году 46 учителей ЗАО стали победителями этого конкурса (в предыдущий год их было 39). При этом два из пяти победителей городского конкурса – тоже наши педагоги. Учитель русского языка школы №1400 Галина Нефедова была первой в номинации «Педагогический поиск», учитель истории и директор школы №1741 Павел Панкин в номинации «Традиции и современность».
В течение четырех последних лет в Западном округе сложилась традиция награждения финалистов окружного этапа конкурса автоматизированным рабочим местом учителям. В основе этой традиции – принципиальная установка: учитель, дерзнувший участвовать в нелегком, многоэтапном профессиональном состязании и доказавший свое право называться лучшим в округе, в первую очередь должен быть обеспечен минимальным набором технических средств, чтобы соответствовать статусу современного учителя. Таким образом, кроме обычных заявок на получение АРМов, существует и путь профессионального конкурса «Учитель года», которым уже воспользовались 36 педагогов ЗАО.
В рамках национального проекта «Образование» второй год выплачиваются премии талантливой молодежи. В соответствии с приказом Минобрнауки 17 учеников ЗАО получат премии в размере 60 тысяч руб.: это и победители всероссийских олимпиад, и призеры спортивных состязаний. Всего же в прошлом учебном году в округе более 2 тысяч победителей и призеров окружных олимпиад (а участников – 14 тыс.) и 180 – городских (что на 15 человек больше, чем в предыдущем году). 18 учеников стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады (их количество выросло по сравнению с прошлым годом на 5 человек). Их получили ребята из школ №№1543(6), 1400, 1307(2), 1001, 843, 1541, 1134, 379, 74, 1012, 659, 1306, «Навигацкой школы».
В целом же следует сказать, что поддержка талантливой молодежи на всероссийском и городском уровнях в преломлении к масштабам округа уже несколько лет реализуется через комплексно-целевую программу «Одаренные дети».
В эту программу интегрированы и появившиеся в разное время и уже получившие городской статус конференции «Языкознание для всех», проводимая гимназией №1541 и Институтом русского языка им. Пушкина, и «Москва. Россия. Мир» – проект гимназии №1542, появившийся в рамках ГЭП «Человек в культуре» и собирающий ежегодно более 200 участников. Частью этой программы и самостоятельным проектом стал окружной конкурс «Ученик года», который проводится в течение трех лет, уже стал популярным и позиционируется не только как ключевой проект программы «Одаренные дети», но и как способ реализации государственно-общественного управления. Основные эксперты конкурса – общественные советы – «Совет завучей», «Совет старшеклассников», «Совет родительской общественности». В прошлом году конкурс проходил по экологической тематике «Я в ответе за Землю», тема предстоящего конкурса объединит Год чтения и Год русского языка.
Четырехлетнюю историю проведения имеет и наш совместный с МИОО проект – общественно-научный, научно-образовательный форум «Забелинские чтения», который завершает цикл секций окружной конференции исследовательских и проектных работ учащихся «Эврика». Темы форума ежегодно меняются, но лейтмотив остается прежний: «Судьба России». Отрадно видеть в одном зале и на страницах одного сборника учеников, педагогов, ученых, деятелей культуры, обсуждающих разные ответы на актуальные вызовы современности.
Одни мероприятия уже стали традиционными для округа, другие, как, например, «Лингвистический турнир» или стартовавший в рамках договора с МГУ проект «Малой академии наук», только появились в прошлом году, но имеют все шансы вписаться в данную традицию.
Повышение уровня воспитательной работы в школе как направление ПНПО тоже не стало новой задачей для округа, впервые реализовавшего модель создания единого воспитательного пространства и поставившего вопрос о формировании единой молодежной политики региона. Точки роста здесь: развитие появившихся в ходе эксперимента детско-взрослых общностей и реализация окружных программ, две трети которых прямо направлены на реализацию воспитательного потенциала образования. Сегодня округ начал разрабатывать свой субрегиональный проект – окружная целевая программа «Молодежная политика средствами образования».
Приоритетный национальный проект уже дал свои первые плоды и в части развития общественной экспертизы, причем не только для конкурсантов. Особенностью прошедшего года стало проведение самой массовой комплексной оценки образовательной деятельности (лицензирование, аттестация и аккредитация), охватившей 160 образовательных учреждений разных типов и видов (63 детских сада, 75 средних общеобразовательных школ, два центра образования и 16 других образовательных учреждений). В прошлом учебном году школы №№63, 807, 1000, 1726, 1124, 1326 и другие участвовали в проведении аттестационного тестирования в режиме реального времени на базе программы «Учимся. Тренируемся. Тестируемся», а 20% руководителей школ и дошкольных учреждений впервые участвовали в экспериментальной процедуре аттестации, проведенной в рамках общественной защиты «Образовательной программы».
Общественная презентация – уникальная возможность для руководителя образовательного учреждения получить опыт участия в публичных защитах профессиональных идей и интересов, скорректировать концепцию развития учреждения, увидеть и сравнить свое учреждение с другими. Удивительно, что такой возможностью воспользовались всего лишь 20% аттестуемых учреждений!
Итоги аттестации и аккредитации существенно изменили образовательное пространство округа. Мы начинаем учебный год с новыми образовательными учреждениями, к номерам которых еще предстоит привыкнуть.
Теперь у нас 11 центров образования (а в прошлом году их было 5): 6 новых центров образования (бывшие школы №№1019, 2002, 42, 1124, 1304, 1012) обосновали свое право на этот статус именно в ходе блестящей публичной самопрезентации.
С 2007 года в округе работают 2 лицея, 17 СОШ с углубленным изучением предметов, 4 прогимназии и 6 гимназий. Мы расширяем сеть учреждений психологической поддержки: в районе Можайский открывается ЦПМСС «Вера» и в районе Фили – Давыдково – центр «Давыдково».
Мы готовы делать следующие шаги: публичные отчеты учреждений на сайтах, у нас есть предложения для Департамента образования по участию наших общественных советов в лицензировании и аккредитации учреждений, о совместных с ГСЛА проектах по вариативным формам аттестации педагогов и руководителей.
Испытанием для всей системы образования, индикатором ее комплексной готовности к независимым процедурам оценивания стал единый государственный экзамен, прежде всего по русскому языку. Как трудно мы раскачивались, как несколько самоуверенно начинали, сколько срезов, пробных экзаменов, тренингов провели, как отрезвили нас первые итоги ноябрьского пробного экзамена (13% двоек). И опять серия встреч, выходы в школы, неординарные шаги, вплоть до тестирования самих педагогов. Итогом этой напряженной работы стали лучшие показатели по русскому языку с точки зрения успеваемости: 2,6% неудовлетворительных отметок при средних цифрах по городу – 6%. Надо сказать, что по всем сдаваемым предметам выпускники ЗАО показали результаты выше, чем в среднем по городу. Мы очень плотно и достаточно результативно отработали программу, которая с легкой руки Ольги Логиновой получила неофициальное название «Наш контингент», то есть работали на преодоление неуспешности. Задача нового учебного года усложняется: нам нужно выстроить работу с ориентацией на успех! У нас уже есть окружной план координации работы по подготовке к ЕГЭ, «скромно» названный «ЕГЭ. Успех.ru», на раскачку времени не остается, работать начали уже в августе.
Особенность проведения Года ребенка, Года чтения и Года русского языка в том, что они сфокусировали внимание общественности на самых болевых, самых значимых проблемах. Разработанные в округе программы позволяют соблюдать цикличность в организации мероприятий, которые не завершатся в декабре с окончанием года. Не могут быть завершены, ведь для нас – российских педагогов – не может закончиться ни Год чтения, ни даже пятилетка русского языка. Провозглашенный Год ребенка – повод еще раз напомнить, что такое главная цель образования, еще раз всмотреться и задуматься: кто он, современный ребенок, какие проблемы его волнуют, как мы, взрослые, помогаем ему с ними справиться, создаем ли мы для него ту самую комфортную образовательную среду, о которой много говорим в последнее время? Первая забота педагогов – посмотреть, насколько эта среда здоровая и дружественная, чтобы в основу организации образовательного процесса был заложен мониторинг состояния здоровья детей и подростков, ставший частью нашей программы «Образование и здоровье детей ЗАО». По итогам мониторинга мы планомерно увеличиваем сеть Школ здоровья, хотя это и дорогостоящее учреждение. По состоянию на май в округе 10 Школ здоровья и 5 школ, имеющих статус центров содействия здоровью; 80% ОУ укомплектованы медицинским персоналом, но и это с учетом совместительства; 60% ОУ имеют функционирующие стоматологические кабинеты; 30% СОШ имеют приспособления для инвалидов, а ведь именно наш проект «Равные среди равных», появившийся, кстати, после знакомства с белорусским опытом, где реализуется программа «Мы разные, но мы равные», основан на идее интеграции инвалидов в общеобразовательную среду. При этом здоровье – только один из аспектов программы Года ребенка, который сохранится и в 2008 – в рамках Года семьи.
Мы уже начали работу над реализацией проекта «Московская семья – компетентные родители». Внешний мониторинг мнений родительской общественности, проведенный МПГУ, выявил поддержку образовательных учреждений округа родителями, но успокаиваться не приходится. Речь должна идти не только о разных формах поддержки, мы говорим сегодня о сотворчестве таких субъектов образовательного процесса, как родители, педагоги и дети. В этом ключе мы рассматриваем и тему конференции «Школа будущего: дети, родители, педагоги вместе», и наш очень активный совет родительской общественности, который провел серию довольно острых «круглых столов» со специалистами методического центра, ДЮКФП Арена», окружными ЦПМСС, и работу нашего совета многодетных матерей, который уже не случайный гость, а полноправный участник совещаний директоров школ. Но, наверное, изюминкой округа стала работа именно с папами. Весь округ всколыхнул впервые проведенный в прошлом году конкурс «Папа может все что угодно», который превратился в настоящий праздник. У всякого конкурса есть свои победители, у нас это команды пап школ №1348 и №1347, «Начальная школа – детский сад» №1 «Сказка».
В этом году мы подводим итоги реализации программы «Столичное образование-4»; готовится новая городская и соответствующая окружная программы «СТО-5». Новая программа уже по своим хронологическим рамкам призвана стать знаковым событием в образовательном пространстве столицы, а за ней и всей России. Ведь ее реализация завершится в 2010 году на рубеже первого десятилетия и нового века, и нового тысячелетия. А значит, цели и задачи программы – своего рода парадигмальный проект целой эпохи. Западный округ Москвы готов предложить свои новые субрегиональные проекты, интегрировать уже заявленные долгосрочные программы, которые по своей направленности отражают как прорывные моменты и точки роста в образовании, так и ключевые позиции самого образования в культуре и социуме.
Это такие проекты, как: «Лики России», «Московских окон негасимый свет», «Русский мир», «Здоровье и образование детей ЗАО», «Одаренные дети», «К чтению – с почтением», «Энергия вокруг нас», «Молодому учителю заботу и поддержку», «Информатизация образования ЗАО», программа экологического образования.
Мы уже начали работу по масштабному комплексному мониторингу профессиональных предпочтений девятиклассников, проведенному впервые по единой методике по всей генеральной совокупности – опрошено более 8 тыс. человек. В этом году окружная маркетинговая служба реализует проект «Твой выбор», практическими результатами которого вместе с данными мониторинга будут и рекомендации по ориентации выбранных профилей обучения на конкретные вузы и специальности, и рейтинг востребованности этих специальностей на рынке труда Москвы. Вот это действительно пространство для социального партнерства и с вузами, и с маркетинговыми службами предприятий, и со службами занятости.
Большое внимание в предстоящем году будет, конечно же, уделяться организации работы по новому базисному учебному плану, в частности, реализации профильного обучения. Анализ индивидуальных учебных планов школ показывает, что две трети из них осуществляют профильное обучение в рамках всего учебного плана, одна треть – только через вариативную часть и дополнительного образования. Представленность профилей в образовательном пространстве округа выглядит так: один профиль реализуется в 42% учреждений, 2 профиля – в 35%, три и более – в 23% образовательных учреждений. При этом наиболее распространенной уже несколько лет у нас стала группа профилей естественно-математического направления – 57%, филологическое направление реализуют 52% учреждений (эту цифру дает нам прежде всего гимназическое образование), социально-экономический профиль составляет 27%, социально-гуманитарный – 20%, и почти пятая часть образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, начинает работать по планам информационно-технологического и педагогических профилей.
В качестве доминанты нового учебного года Управление образования и методический центр определяют для себя именно качество образования: содержание, формы, условия реализации и механизмы оценивания.
С этим связаны и структурные новации: создание в рамках окружной методической службы центра экологического образования, окружного центра качества образования (как самостоятельный субрегиональный проект разрабатывается окружная система оценки качества образования), окружного центра наставничества. Все – как структурные подразделения ОМЦ.
Для координации информационных потоков о системе образования, взаимодействия с общественными институтами, СМИ, для создания адекватной информационной среды и одновременно формирования столь значимого сегодня положительного имиджа системы образования предполагается организация деятельности пресс-центра Управления образования.
Западный округ стал лидером в смотре округов в 2006 году, поэтому ему сейчас труднее всех, ведь удержать эту планку самое сложное, догонять легче. Но и мы ставим перед собой задачу: не просто играть на опережение, но и действительно проектировать на основании точек роста контуры Округа будущего.
Комментарии