– Я что-то не помню, чтобы в фильме у д`Артаньяна с Миледи была вот ТАКАЯ вот связь, – восклицает в антракте молодой человек в шестом ряду. – Красиво, конечно, вышло, тонко, элегантно, но от первоисточника далеко, ты не находишь?
Его спутница молча кивает. Соглашается, значит. Ей тоже не приходит в голову, что в основу своих «Мушкетеров» режиссер Андрей Рыклин положил не знаменитую комедию Георгия Юнгвальд-Хилькевича, а все-таки роман Александра Дюма. Ничего удивительного: тридцать с лишним лет назад, когда над Россией впервые пронеслось залихватское «Пора-пора-порадуемся», герои французского романиста зажили на наших просторах своей, абсолютно независимой жизнью, потеряв всякую связь и с литературной основой, и с исторической родиной. Так что первый поклон труппе РАМТа уже за то, что напомнили, как все было «на самом деле».
Естественно, двухчасовой спектакль – это не построчное чтение многостраничной книги. Здесь тоже полно сюжетных пробелов, еще больше условностей – все же мы в театре. Однако, несмотря на то, что основа действа – танцы и «батальные сцены», ощущения опереточности нет и в помине. Эта реальная история человеческих страстей и желаний, несовершенств и попыток навести порядок или, напротив, в прах разметать собственную жизнь, только рассказанная в основном языком пластики под несмолкаемый звон металла. Андрей Рыклин, основатель первой в России школы сценического фехтования «Туше», конечно же, сделал ставку на своего любимого «конька» – блистающую и блистательную шпагу. Любовь и ненависть, дружба и вражда, хитросплетение коварных интриг и пожары беззаветного мужества – весь этот фундамент земного бытия представлен не на словах, а, в прямом смысле, на деле. Не ждите от «Мушкетеров» глубоких психологических экспериментов: Дюма – не Чехов, не Ибсен и не Беккет. Он другим берет, и авторы инсценировки – Андрей Рыклин и Мария Шутова – «выудили» из него главное: сочный, прямо-таки осязаемый драматизм, чувственную страсть, щекочущую нервы авантюру, к тому же щедро приправленные сдобным французским юмором. И попали в точку!
В постановке занята вся РАМТовская молодежь – сильная, энергичная, не растратившая ни профессионального, ни человеческого задора. К чести артистов надо отметить, что опыт предыдущих «мушкетерских» поколений не сказался на них вовсе: их понимание героев абсолютно и неожиданно оригинально. Это подлинники – не копии. Проще говоря, д`Артаньян Дмитрия Бурукина не имеет ничего общего с гасконцем Михаила Боярского. Да, нынешний д`Артаньян и порывист, и дерзок, иногда наивен, но образ его уникален, создан в единственном экземпляре. Не имеют аналогов и здешние Атос (Дмитрий Кривощапов), Портос (Владислав Погиба), Арамис (Алексей Бобров). Да что уж там, и остальные прекрасны. И Людовик XIII (Александр Пахомов), который на фоне своей разудалой гвардии смотрится не как напыщенное венценосное светило, но всего лишь как первый среди равных: такой же задира и остряк. И даже не понятно, чего это жена от такого парня нос воротит. Бесподобен капитан де Тревиль (Александр Гришин), хороша Миледи (Мария Турова), необычна Констанция (Анна Дворжецкая) – та еще штучка, на самом деле: хитрая, резкая, себе на уме. Возможно, в роли Кардинала (Александр Девятьяров) и хотелось бы видеть актера постарше, но потом и к такой расстановке привыкаешь и даже находишь некую прелесть в том, что всесильный первый министр мечется, как пубертатный подросток, всеми обиженный и никем не понятый. Вот оно, пожалуй, самое существенное актерское достижение «Мушкетеров»: все персонажи – такие же живые люди, как и мы с вами. Очень сегодняшние, очень понятные, отнюдь не идеальные, без лишней патины, которая вполне могла нарасти за 170 лет их литературной карьеры и всемирной славы.
Трудно даже предположить, кому «Мушкетеры» могут не понравиться. Дети и подростки будут в восторге – это факт. Зрелище настолько динамичное, стремительное и завораживающее, что сразу после премьеры, высыпав на вечернюю Театральную площадь, пятнадцатилетние мальчишки, позабыв про свои айфоны и айпэды, тут же разбивались на «гвардейцев» и «мушкетеров» и бросались друг к другу с громким хохотом: «Защищайтесь, господа, защищайтесь!» Зрители постарше наблюдали эту сцену добродушно и с улыбкой: им спектакль тоже вернул юность и неуловимый трепет сердца. Как ни крути, а все мы немножко д`Артаньяны. Заноза, которую поэты окрестили мечтой, живет в любой душе. Для высоколобых эстетов создатели «Мушкетеров» припасли пару изящных драматургических и сценических находок. Так, само время в спектакле не линейно, оно кинематографично перемешано, словно колода карт. Любое событие влечет за собой череду воспоминаний, дымку снов наяву, о невозвратности которых герои, а с ними и зрители, могут лишь догадываться. Отдельного исследования заслуживают декорации РАМТовского «мага и чародея», художника-постановщика Станислава Бенедиктова. Что символизирует гигантское деревянное колесо посреди сцены? Извечное Колесо истории? Неумолимую петлю обстоятельств и страстей? А, может, это крепкий, надежный и прочный круг дружбы? Или намек на то, что все возвращается, и содеянное тобой однажды когда-нибудь непременно замкнет тебя в кольце расплаты? Тысяча чертей, пойди угадай…
Фото Ирины Лагойской и Екатерины Меньшовой предоставлены пресс-службой Российского академического молодежного театра
Комментарии