Я окончила школу 25 лет назад. Полученных знаний мне было достаточно, чтобы без дополнительной подготовки и какой-либо протекции поступить в вуз, а затем успешно работать. Хотелось бы, чтобы и мой сын когда-нибудь сумел проявить себя, был бы увлечен своим делом и получал достойную оплату за свой труд. Для этого нужен хороший старт. В Москве есть широкие возможности дать ребенку приличное образование, но как точно угадать в 6-7 лет, кто он – «физик» или «лирик»? Когда встал вопрос о выборе школы для сына, я решила, что от добра добра не ищут. Пусть учится в моей школе. Научили меня, научат и его, если он будет стараться. Ведь в любом, даже самом продвинутом, учебном заведении есть свои отличники и двоечники. Кроме того, школа, по моему твердому убеждению, должна быть в непосредственной близости от дома.
Когда мы с сыном пришли записываться в 1-й класс, я была поражена изменениями, которые произошли в школе. Чистой и ухоженной наша школа была всегда, несмотря на то, что с момента открытия (в 1968 году) в ней не было капитального ремонта. Очень приятно, что продолжают работать уважаемые и любимые педагоги, которые учили нас, что много молодых преподавателей, уже успевших ярко проявить себя, что увеличилось число педагогов-мужчин. Но поразило меня другое – дети. Они совсем не такие, какими были мы, – более самостоятельные, раскованные, уверенные в себе, какие-то подчеркнуто независимые и очень красивые. Как же учителя с ними справляются? Интеллигентные, человечные, доброжелательные, иногда резкие, но всегда неравнодушные к детским проблемам, они сумели и к этому поколению найти подход. Всегда буду благодарна им за то, что они сумели сохранить в школе неповторимую атмосферу, тот дух школы, который всегда незримо присутствовал в нашей 714-й.
Школа № 714 сегодня – это 770 учащихся – 31 класс, 5 групп продленного дня. Учебный процесс осуществляют 62 педагога, из них: 5 заслуженных учителей РФ, 4 лауреата премии «Грант Москвы», 1 кандидат наук, 14 – отличники народного просвещения, 8 – почетные работники общего образования РФ, 2 – почетные работники образования Западного округа и 1 – почетный работник г. Москвы. В школе работают 7 выпускников. Школа постоянно работает в режиме экспериментальной площадки по апробации различных курсов, по реорганизации и модернизации системы образования и воспитания. Лет 10 назад было введено раннее изучение иностранных языков и углубленное изучение математики, информатики и информационных технологий. В школе открыты гимназические классы.
Учащиеся школы активно участвуют и занимают призовые места как в интеллектуальных марафонах и олимпиадах, так и в спортивных состязаниях в городе, регионе и даже на международном уровне. Школа оснащена необходимым оборудованием для учебно-воспитательного процесса, есть кабинет «Лего»-техники, 2 кабинета информатики, выход в интернет, создана общешкольная локальная сеть.
В школе есть широкая сеть спортивных секций (фехтование, шахматы, спортивные игры, ОФП) и кружков (бисероплетение, хор, английский язык, танцы, экологический, компьютерное обучение, «Эрудит» и др.) – всего 23 объединения дополнительного образования. При этом платно дети занимаются только на курсах английского языка и курсах подготовки при колледже МЭСИ (принимаются дети со 2-го класса!).
Хорошо развит школьный туризм. За последние годы наши дети посетили многие города Подмосковья, Санкт-Петербург, Псков, города Золотого кольца России, побывали в Белоруссии, Украине, Венгрии, Финляндии, Чехии, Швеции, а экскурсии по Москве стали просто традиционными.
В течение учебного года в школе проводятся соревнования, праздники, конкурсы, вечера отдыха. Замечательные концерты показывают дети. Умильные малыши с песнями и танцами, стихами и сценками. А старшеклассники! Профессионалы бальных и спортивных танцев, музыканты и артисты! Объединение «Крепкий орешек» с их походами и песнями у костра! Как я им завидую и с теплотой вспоминаю свои школьные выступления! В последние годы стали доброй традицией театрализованные представления, подготовленные силами педагогов. Учителя при этом сами шьют костюмы, наряжаются, гримируются и показывают замечательные добрые сказки. По ходу представления их персонажи бегают, танцуют и даже катаются на роликах. Что и говорить, конечно, дети и хохочут, и переживают за героев, дружно участвуют в действии.
Школа №714 всегда была сильна традициями. Заложены они были еще при первом директоре Нине Григорьевне Торбиной. Сильный родительский комитет – тоже одна из таких традиций. В те годы активнейшая работа родителей под многолетним руководством Анны Петровны Кривцовой была по достоинству оценена Министерством образования РСФСР, ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения». С 1983 года школой бессменно руководит Ирина Петровна Ячменева, продолжая и развивая традиции, заряжая своей энергией педагогический коллектив.
В школе учатся дети разных национальностей, разных способностей, воспитанные в разных условиях. В приеме в школу не было отказано ни одному ребенку.
Школа расположена недалеко от Кунцевского рынка, и поэтому немало детей, родители которых приехали из других стран. Но национальный вопрос в школе остро не стоит, потому что он не замалчивается, а успешно решается. Педагоги деликатно сумели помочь ученикам, многие из которых слабо говорили по-русски, адаптироваться в коллективе и успешно учиться наравне с другими детьми. Очень важно, что такое качество, как толерантность, закладывается в раннем возрасте.
Несравнимы условия, созданные родителями для ребенка в многокомнатных апартаментах недавно отстроенной монолитной высотки, и ситуация, в которой находится ребенок, проживающий с семьей в снимаемой однокомнатной квартире ветхой пятиэтажки. Много детей из неполных семей. Особая боль – о детях из пансиона. Это дети-сироты или дети, родители которых были лишены родительских прав. Они успели хлебнуть лиха полной чашей. Но посмотреть на них в школе – не отличишь от домашних, разве что глаза более мудрые. А учатся не хуже, а иногда и лучше детей, избалованных родительской опекой. Одна девочка, воспитанница пансиона, стала медалисткой.
Какой опыт, житейская мудрость требуются от педагогов и школьного психолога для воспитания и обучения такого коллектива детей! Ведь им ежедневно приходится решать совершенно новые задачи. И как успешно решать! За последние 5 лет школа выпустила 46 медалистов. Ежегодно более 95% выпускников поступают в вузы.
Все мы, родители, любим своих детей! Но любить ребенка – это значит не просто его повкуснее накормить, одеть модно и чисто. Любить – значит действовать в его интересах, контролировать условия его обучения и качество полученных знаний в настоящее время не просто возможно, а необходимо. Родителям сегодня даны широкие полномочия. В нашей школе действуют и попечительский совет, и родительский комитет.
В большом коллективе детей нельзя осчастливить только своего отдельно взятого сына или дочь. Создавая благоприятные условия для обучения своему ребенку, мы тем самым помогаем всем детям класса и школы в целом. При этом не стоит оглядываться на других родителей, нельзя требовать одинаковой финансовой поддержки или участия в школьной жизни от всех мам и пап. Будем помнить лишь о том, что ребенок проходит стадию взросления именно в этом коллективе. Очень важно, чтобы никто из детей не был унижен одноклассниками и в то же время, чтобы ребенок не переносил высокий статус родителей на себя в школе.
В этом смысле мне кажется обоснованным требование администрации посещать школу в офисном виде. Это позволяет воспитывать в детях хороший вкус и аккуратность, а «бедные» и «богатые» неотличимы по одежде, хотя и не носят единую школьную форму. Кроме того, на территории школы запрещено пользоваться сотовыми телефонами, чтобы не мешать учебному процессу. Не секрет, что марка мобильного телефона иногда становится показателем достатка, а содержащаяся информация далеко не всегда пристойна.
Без участия родителей школе было бы трудно создать благоприятные условия для обучения наших детей. Многое подарено родителями учащихся, приобретено на их средства или сделано их руками. А как иначе? Никакого специального финансирования школа не получает. Особый талант администрации и педагогов использовать любую помощь строго по назначению находит отклик у родителей. А ведь учителя и сами, своими руками, иногда красят классы или коридоры, ремонтируют раздевалку, при этом родители готовы принести краску и линолеум. Во многих классах не принято дарить подарки личного пользования учителю на праздники. Если мы хотим поздравить своего классного руководителя, то дарим что-то необходимое для класса, заранее посоветовавшись с педагогом. Таким образом, со временем удается поменять парты и шкафы, установить компьютеры и видеомагнитофоны, повесить жалюзи и поменять двери, обустроить рабочее место учителя и т.д. Разве не лучший подарок педагогу работать в таких условиях!
Без должного взаимопонимания невозможен контакт родителей с педагогами. Мы убедились, что, действуя сообща, можем решить любую проблему. В прошлом году подход к нашей школе был затруднен из-за неправильно припаркованных на узком тротуаре автомобилей. Дети, родители и педагоги были вынуждены проходить по проезжей части. С другой стороны от школы отсутствовали знаки пешеходного перехода и дорожная разметка. Родительский комитет обратился в управу Можайского района, к депутату с письмом «Наши дети в опасности!». Директор школы, со своей стороны, обратилась в управу с настоятельной просьбой установить ограждение на тротуаре и обеспечить безопасность при подходе к школе. Все наши требования были вскоре удовлетворены, и мы считаем это нашей маленькой общей победой.
Мы убедились, что без тесного взаимодействия между администрацией школы, педагогами, родителями и детьми современная школа не сможет развиваться и успешно решать все новые задачи, которые ставит сама жизнь, благополучно преодолевать неизбежные проблемы.
И.НОВИКОВА, председатель родительского комитета школы №714
Комментарии