Русский язык для подавляющего большинства подростков – один из самых нелюбимых школьных предметов. Кто сомневается, может провести анонимное анкетирование о любимых и нелюбимых предметах в любой нефилологической школе. А разговоры о вопиющей безграмотности ребят давно в зубах навязли. И сколько бы мы ни исхитрялись в попытках оживить уроки русского, сколько бы ни придумывали интересных текстов, игр, ничего, по сути, не меняется. Да и не может измениться, потому что при изучении грамоты мы исходим из абсурдной посылки, что грамотность зависит от заучивания правил. Жизнь давно опровергла это.
Есть ребята, которые отлично знают все правила, а пишут безграмотно. Вспомним время, когда существовал экзамен по русскому устному. Типичная ситуация: у ученика за всякие разборы и правила «5», за диктант или изложение двойка или с трудом натянутая тройка. Учителя по рядам ходили и подсказывали детям, что исправить. Экзаменационные же письменные работы до появления ЕГЭ всегда и везде проверялись двумя ручками (так это и называлось) и карандашом. Сначала учитель помечал карандашом на полях все допущенные ошибки. Потом ручкой того же цвета, какими писали ребята, исправлял «лишние» ошибки. Грамотность – это в основном следствие начитанности, работы зрительной памяти. Безграмотно пишут ребята нечитающие или читающие мало. Начитанные почти всегда пишут грамотно (исключение – очень нервные ребята, которым трудно держать внимание). Нет никакой врожденной грамотности, а есть начитанность или хорошая зрительная память. И когда ученик сомневается в написании слова и пишет его в черновике несколько раз, приговаривая: «не знаю, почему, так рука хочет», – это он вспоминает, каким видел слово. Ну а с внеклассным чтением у нас никак, потому что словесник фактически этим не занимается. В старших же классах в большинстве школ нашей страны подростки не читают даже изучаемых по программе произведений. (ЕГЭ знания текстов – т. е. главного – отнюдь не проверяет.) Вот в чем дело-то. Систему обучения грамоте надо в корне менять с первого-второго класса. У детей еще не развито теоретическое мышление. Не от теории нужно идти, а от практики, подключая теорию постепенно в очень небольших количествах. Как это сделать? Да просто. На уроке чтения дети читают интересную сказку или рассказ, а на уроке русского языка списывают самый интересный отрывок. Перед списыванием каждого предложения учитель медленно прочитывает его вслух, давая пояснения. Такая работа должна быть в основе обучения. Но, разумеется, и другие общепринятые методы тоже нужны. И правила нужны – для понимания логики правописания, для уверенности в правильности написания слова. Их не нужно специально заучивать – они запомнятся сами при постоянном повторении на уроках. Но и, конечно, все это сработает только при главном условии – чтобы дома дети ежедневно читали хорошие детские книжки.Инна КЛЕНИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №179, Москва
Комментарии