Сорокалетняя тенденция роста численности трудовых ресурсов заканчивается, и Россия вступает в период резкого сокращения трудового потенциала начиная уже с 2006 года. В ближайшие же 20 лет количество трудоспособного население сократится в целом на 20 процентов. Так ли катастрофична ситуация, как нам ее рисуют некоторые демографы и политики, и стоит ли России широко распахивать ворота для трудовых мигрантов? Может быть, стоит все-таки заняться подготовкой своих собственных ресурсов? Об этом мы говорим накануне очередного IV съезда директоров ссузов с президентом Союза директоров ссузов России Виктором Деминым. Участвовать в съезде будут депутаты Федерального Собрания, представители Минобрнауки, Рособразования, Рособрнадзора. Впервые здесь речь пойдет не только о среднем, но и начальном профобразовании.
– Виктор Михайлович, чем вызвана необходимость проведения съезда?
– Мы проводим очередной съезд в сроки, предусмотренные уставом союза. Этот период совпал с возможностью выработать предложения по поддержке и развитию НПО и СПО, обеспечению его конкурентоспособности в контексте Копенгагенской декларации. Данные задачи вытекают и из поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке, технологии и образованию от 25 октября 2005 года. В работе съезда примут участие более 400 директоров ссузов, впервые здесь будут присутствовать руководители учреждений НПО. Общественная организация этого уровня заявила о своем желании вступить в наш союз на правах ассоциированных членов и вместе с нами участвовать в формировании государственной политики в сфере НПО и СПО. Тем более что за последние годы происходит объективная интеграция этих уровней образования. Этого требует и оптимизация управления образовательных ресурсов, особенно важен этот процесс в связи с передачей учреждений НПО в регионы, когда остро стоит проблема повышения качества подготовки специалистов и управления в системе НПО и СПО.
– В чем новизна проблем, которые планируется обсудить на съезде?
– Мы должны подготовить программу стратегии развития НПО и СПО на ближайшие 3-5 лет. Подготовка этой программы начата еще в ноябре 2005 года при активном участии Минобрнауки, Рособразования и объединения работодателей. С этой целью при Российском союзе промышленников и предпринимателей созданы три рабочие группы по модернизации НПО и СПО, в которые вошли члены нашего президиума. В рамках этих советов были сформированы предложения по более тесному взаимодействию работодателей с учебными заведениями, предложены новые механизмы и инструменты социального партнерства. Это прежде всего участие работодателей в определении содержания подготовки кадров, в организации независимой оценки качества по практическому обучению учащихся и студентов, по оказанию помощи в развитии материальной базы заведений. При подготовке программы были изучены предложения более чем от 77 регионов страны. Это позволит включить в программу общесистемные вопросы, волнующие управления образования регионов, а также региональные рынки труда.
– Виктор Михайлович, как вы оцениваете сегодняшние проблемы НПО и СПО?
– Для большинства молодежи сегодня учреждения СПО – это хорошее начало формирования профессиональной карьеры, приобретения профессиональных компетенций. Вообще ценность НПО и СПО – в реализации принципа доступности в современном образовании. Эти учебные заведения ближе всего к технологической цепочке. Их задача заключается не в выпуске безликих специалистов-функционеров, а в штучной подготовке высококвалифицированного рабочего, мастера, специалиста, на практике реализующего свое ремесло. Но в то же время система СПО, ее структура, объемы, содержание, методы профессиональной подготовки, сроки обучения и состояние учебно-материальной базы не соответствуют требованиям современной экономики, перспективам ее развития, а также потребностям личности и общества. К сожалению, произошел разрыв связей учебных заведений с предприятиями и организациями, усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом рынка труда на специалистов, а также между уровнями профессионального образования. Все это зачастую приводит к снижению качества кадрового потенциала. А передача ряда ссузов с федерального на региональный уровень снизила еще и качество управления ими и объемы их финансирования. Неэффективной, противоречивой остается законодательная и нормативная база, система финансирования и налогообложения учебных заведений.
– Виктор Михайлович, я думаю, изменения необходимы и в связи с вступлением России в Болонский и Копенгагенский процессы?
– Интеграция России в мировое образовательное пространство столкнет две совершенно разные модели профессионального образования. Западную, базирующуюся на свободной торговле образовательными услугами, конкуренции между их поставщиками, и российскую, работающую в закрытом от экономики режиме. Замкнутая и самодостаточная система начального и среднего профессионального образования России, не всегда адаптированная к независимой оценке качества своих выпускников, может оказаться в критическом положении.
– Что же нужно сделать в первую очередь, чтобы обеспечить конкурентоспособность кадров, выпускаемых системами НПО и СПО?
– Прежде всего нужно переориентировать профобразование на результат, разработать и внедрить российскую модель модульного профобразования, основанного на компетенциях. Это необходимое условие и фактор повышения качества профобразования. Кроме того, надо разработать единую национальную систему квалификаций. Современная экономика сокращает сроки обновления знаний. Это ставит задачу перед НПО и СПО – обеспечить образовательную мобильность граждан на основе гибких траекторий и программ обучения, открытого образования, реализовывать концепцию обучения в течение всей жизни. Должен продолжиться процесс оптимизации управления передачи учреждений НПО и СПО на региональный и муниципальный уровень – это приблизит училища и ссузы к рынку труда. Кроме того, необходимо формировать систему федеральных учебных заведений как экспериментальных учебных заведений, имеющих важное национальное значение. На региональном и федеральном уровне при активном участии работодателей должен сформироваться новый подход к структуре, объемам подготовки специалистов. Мониторинг потребностей независимой оценки качества в регионах с участием работодателей должен стать основой руководства системами НПО и СПО, инвестиций их развития. В интересах развития экономики регионов с учетом их особенностей необходимо перейти на завершенные многоступенчатые модульные программы профессионального образования, основанные не на требованиях профессиональных разрядов, а на профессиональных компетенциях и вариативных образовательных стандартах в интересах личности. Необходимо создать условия для получения студентами в процессе учебы 1-2 рабочих профессий. Не обойтись и без оптимизации перечня специальностей путем укрупнения их по профилям непрерывной подготовки по программам НПО и СПО. Каждый специалист среднего звена должен иметь рабочую профессию высокого уровня по специальности. Кроме того, бизнес-сообщество должно активно влиять на формирование не только государственных профессиональных стандартов, но и учебных планов, программ с учетом реальной потребности в кадрах, активнее участвовать в создании условий для практического обучения.
– Виктор Михайлович, если будет предложено включить системы НПО и СПО в национальный проект в качестве дополнительного компонента, готовы ли вы высказать свои предложения по поддержке этих уровней?
– Да, мы выделили бы несколько основных направлений: первое – это создание и оснащение 30 новых многоуровневых образовательных учреждений на базе ведущих профлицеев и колледжей. Кроме того, необходимо поддержать лучших мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, развивать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы НПО и СПО, поддержать учащихся и студентов, которые обучаются по профессиям и специальностям для приоритетных отраслей экономики, высокотехнологических наукоемких производств и критических технологий, показывающих высокие результаты в обучении и, конечно же, нам не обойтись без государственной поддержки учреждений НПО и СПО, активно внедряющих инновационные программы подготовки высококвалифицированных рабочих и практикоориентированных бакалавров.
– Виктор Михайлович, в завершении нашего разговора хотелось бы узнать ваше мнение, сможет ли Россия в ближайшее время обеспечить себя трудовыми ресурсами или все-таки придется выписывать рабочих из-за рубежа?
– Если начальное и среднее профобразование поддержат работодатели, если эти уровни станут по-настоящему эффективными, мы вполне обойдемся собственными силами, тем более что, ввозя рабочих из-за границы, мы порождаем массу социальных проблем.
Комментарии