search
main
0

Время собирать «искры». Человечество переживает кризис… общецивилизационный

Статья Ольги Мариничевой «Ключи от Утопии» («УГ» №№8-9 от 2 марта 2010 года) заставила задуматься над вопросом: не потеряны ли «ключи от Утопии»? В самом деле, по словам Н.Н.Моисеева, человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новая система ценностей. Но несомненным фактом является и то, что современные новоприобретенные установки основываются на ценностных ориентациях прошлого, настоящего и будущего как структурообразующих в личностном развитии подростков и юношей. Юношеская романтическая «Утопия» сегодня – состояние системы как следствия больших временны’х интервалов и философских понятий, соотношения абсолютной и относительной истин. По словам ученых, система разрушается, в частности, из-за «снижения значимости человеческого капитала», падения важности личностных качеств. Но «искры» не погасли и не являют собой лишь «воспоминание о будущем». Фиксируется общее движение к высотам акме, системе ценностей как «притягивающих центров, формирователей смыслов жизни».

Юношеский возраст по-прежнему представляет реальную возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития, восхождения от «Я-действующего» к «Я-отраженному» и «Я-творческому».Здесь все «накануне»…Истины обнаженные.Мысли уже зарожденные,Кисти уже погруженныеВ краски, уже разведенные…И чтобы родилось прекрасное произведение искусства, жизни, труда, общения, дружбы, верности, чтобы возник интерес к сложному и неясному, к странным порою вопросам, на которые нет ответа в повседневной действительности, необходимы творчество, искусство строить отношения, необходимо юношеское сообщество. Только в нем возможно оптимально развитое самопринятие (вера в свои силы и возможности, доверие к себе и к миру). Юношеский свободный коллектив, живущий по своим законам, дает возможность почувствовать истинную независимость, право быть таким, как есть, имея собственное мнение и принимая точку зрения других. «Мысли уже зарожденные» как «обнаженные истины» высвечены в самих названиях подростковых и юношеских объединений современных и прошлых лет: «Белокрылая чайка», «Лотос», «Юные коммунары», «Данко», «Волна Онона» (есть такая река в Забайкальском крае), «Светлячок», «Искатели», «Каравелла с Уктусских гор», «Фрунзенская коммуна», «Бригантина», «Алый парус», «Искра» и др.Они разные, эти сообщества юных, и в то же время у них есть нечто общее – духовное начало, открытость человека общественным воздействиям, внутренняя готовность принять их и самореализоваться в них, гуманистическая направленность и человеческая ответственность.Ученые, характеризуя эти процессы юношеских сообществ как системы, называют принцип неопределенности конечного состояния системы: сообщества детей, подростков и юношей включены в окружающее пространство, социум, впитывая противоречия светлых и темных начал, борьбы сил добра и зла, чувств любви и ненависти. Не случайно считают, что сегодня человечество переживает общецивилизационный кризис.Исследования показывают, что таинственной и наиболее кардинальной проблемой человека и различного рода объединений является сосуществование в самых многообразных проявлениях положительных и отрицательных (с личностной или общепринятой оценкой) устремлений в процессах их жизнедеятельности. Грани между «хорошим» и «плохим» нечеткие, имеют место заметные пересечения и динамические взаимодействия сфер удовлетворения этим понятиям. Данное глубинное противоречие, считает Г.М.Моргунов, заложенное в сущность homo sapiens, является необходимым условием самоорганизации социума и объединений молодых людей. Каждый отдельный индивидуум являет собой целый мир. И погасшие «искры», заметим мы, не случайны в их временном существовании, поскольку позволяют яснее представить то, чему принадлежит будущее, что является «ключами от Утопии», которая представляется не просто «воспоминанием о будущем», но настоящим, сегодняшним, ярким, необходимым во времени нашей сложной эпохи. Но это «настоящее» из кирпичиков «прошлого» и «будущего» надо суметь построить, «разбираясь», «протестуя» и утверждая. Пришло время собирать «искры». Какие они? Могут ли дать пламя истинных юношеских устремлений к добру и творчеству? Как соотносятся установки нового времени с традиционными, являются ли они структурообразующими или носят временный характер? Этот вопрос задает Д.И.Фельдштейн, раскрывая приоритетные направления психолого-педагогических исследований.В одних случаях противопоставление бывает явным:социальный инфантилизм или гражданственность, патриотизм;успешность как соперничество или как самоосуществление, самодвижение в творчестве;установка на показное поведение либо установка на личностное развитие;эмоционально-нравственная неустойчивость или, напротив, эмоционально-нравственная развитость, духовность;размытые представления о будущем как благополучной зажиточной жизни, как территория личного «Я» или совсем иная гражданско-патриотическая направленность на будущее свое и «других»; территория «заботы».В других случаях ощущаются определенные изменения традиционных установок под влиянием новых. Так, недостаток ответственности соотносится со стремлением все делать по-своему, несмотря ни на что, всю ответственность брать на себя, не всегда осмысливая последствия. Отмечается повышенная тревожность молодых людей и категоричность в стремлении преодолеть все трудности, преодолеть себя, но без какой-либо помощи или советов со стороны взрослых. Агрессивность молодых людей становится порой способом утверждения своего «я» любыми средствами. Констатируются качественные изменения в межличностных и групповых отношениях как стремление быть лидером, иногда не считаясь с «другим» или группой. Эти изменения отмечают ученые.Все названные рассогласования, противоречия, неустойчивые особенности становления подростков и юношей как граждан своей страны приобретают нравственную направленность во многом в условиях игрового пространства юношеских сообществ, поскольку «игра – азбука социальных отношений», а творческая игра – непременный спутник открытий, в том числе открытия своего «я».Ученые констатируют: на рубеже тысячелетий игра из частного приема становится одним из ведущих принципов современного творчества. Игровой юношеский коллектив помогает каждому его члену увидеть, что «мир полон соответствий», как сказал Александр Блок. Искусство и деятельность рождают творческое начало в сообществах детей, подростков и юношей: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» – эти стихотворные строки Николая Заболоцкого можно было бы взять как эпиграф к коллективным лагерным сборам «Искра» – временному объединению юношей и девушек, где романтизм воспринимается, по Блоку, как стремление жить удесятеренной жизнью. «Искра» расшифровывается как «искусство работы». Это летний сбор-лагерь (Забайкальский край).Педагогической основой сообщества является Человек как личность и индивидуальность, как драгоценная частица единого – коллективного и индивидуального.А вот совсем другая модель: New-Land (Новая Страна) – тоже временный летний сбор-лагерь. Идеалом является «нравственный индивидуалист». Базовое правило: «Ты свободный человек в свободной демократической «стране», где избран «президент», назначены «министры», разработан «бюджет», выданы «кредиты», «банковские карты», где за участие в программе надо платить, хотя каждый может не участвовать и только загорать, купаться и читать. «Мы говорим: надейтесь на себя, много работайте, будьте эффективными, овладевайте компетенциями, берите на себя ответственность, доводите начатое до конца».Каждый ищет роль, в которой ему комфортнее.«Избавляемся от иждивенчества, появилось чувство собственника». Так, общее собрание потребовало уволить всех техничек, потому что они отнимают у них рабочие места…Игра всегда «рубежная», то есть наступает момент, когда игровые действия сменяются социально значимыми, когда в игру входит Жизнь с ее проблемами, ситуациями, которые требуют решения на уровне нравственности. Что значит «уволить техничек»? В этой жизненной ситуации в New-Land закончилась игра: свободные граждане новой страны принимают решение, не считаясь с человеком рядом.Классики нашей педагогики считали, что «рубежность игры» предполагает смену игровой деятельности, вступление молодых людей во взрослую жизнь. Так, в свое время коммунары из поселка Шерловая Гора (Забайкальский край) шли походами в самые далекие села с концертами, беседами, свежими газетами и т. д. Члены клуба «Ровесник» (село Малета, Забайкальский край) работали на полях вместе с тружениками села, а заработанные деньги перечисляли в Фонд мира. Это была творческая деятельность, позволявшая вступить в социальные отношения взрослого общества. Мир взрослых выступал «сотворцом духовной природы растущего человека».Опыт показывает: нужна метафорическая (образная) модель юношеского сообщества. Индивидуальная для каждого объединения.Такая модель осмысливается воспитанниками «как своего рода схема, программа, по которой человек воспринимает, думает, действует. Это отражение национального, социального и личностного самопознания, средство постижения и представления действительности» (Филологический сборник, 2010 г.).В педагогическом же понимании это Личность детско-юношеского объединения. К тем, кто займется сегодня «собиранием искр», известный писатель Валентин Распутин обращает следующие слова-напутствие: «Мы перекладывали многое на общество и в конце концов сняли с человека всякую ответственность. Он к этому привык и все свои заблуждения, судьбу, пассивность, а то и никчемность сваливал на общественные условия… главное – самовоспитание, отсюда и берется самостоятельный взгляд, личность, гражданская позиция».​Мария АХМЕТОВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского, Чита

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте