Ни одно теоретическое знание не может обойтись без практики. Это аксиома. Ей следуют все высшие учебные заведения. РГПУ имени А.И.Герцена не исключение. Многие студенты ждут того времени, когда начнутся практические занятия, и это объяснимо, потому что учебная практика может быть полезной, познавательной, захватывающе интересной. И здесь многое зависит от места ее прохождения. Мы попросили представителей нескольких факультетов и институтов Герценовского университета поделиться информацией о том, где и как проходят так называемые полевые практики студентов.
Педагогическая практика у наших студентов начинается с 1‑го курса. Ребята сначала знакомятся с образовательной системой Санкт-Петербурга, то есть узнают, какими видами и типами образовательных организаций (ОО) она представлена. Со 2‑го курса у студентов начинается практика непосредственного взаимодействия с детьми в качестве педагогов-воспитателей и социальных педагогов. На 3‑м курсе мы погружаем ребят в вожатскую практику. Как правило, это происходит летом.
Будущие педагоги должны знать, как строится процесс воспитания и образования не только в стационарных ОО, но и в условиях детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), поэтому этот вид практики обязателен для каждого студента. Вожатская практика длится 21 день. И очень часто ребята, приезжая на такую практику по учебному плану, остаются работать в ДОЛ 2-3 смены. Также многие студенты начиная с 1‑го курса посещают университетскую школу вожатского мастерства и по достижении 18 лет могут выезжать в детский лагерь по собственной инициативе вне обязательной практики.
Вожатская практика проходит в основном в лагерях Ленинградской области, хотя наши студенты ездили на смены в «Артек», «Океан», «Смену». Мы не ограничиваем выбор ДОЛ. Например, студент может проходить вожатскую практику в той территории, откуда он родом. Главное, что мы не оставляем его без внимания. Обязательно идет методическое сопровождение, и преподаватель, который руководит практикой, общается не только со студентом, но и с руководством ДОЛ, со старшими вожатыми.
Студенты, выходя на практику, ощущают себя в другой роли. Многие из них недавно окончили школу, но теперь смотрят на процесс обучения не изнутри, а как бы со стороны и начинают замечать те вещи, на которые раньше не обращали внимания. Большинство студентов начинают соотносить получаемые теоретические знания и то, что видят на практике. Также в ходе практики многие студенты определяются, с какой возрастной категорией детей им комфортнее взаимодействовать. И как правило, практика помогает большинству студентов осознать правильность выбора профессии. Практически 90% будущих педагогов признаются, что хотят работать с детьми. И, что важно, подавляющее большинство наших выпускников работают в системе образования.
Наталья СМИРНОВА, к. п. н., доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики РГПУ имени А.И.Герцена
В июне – июле 2022 года студенты-культурологи готовятся провести свой очередной полевой сезон. В предыдущие четыре года он проходил на базе музея «Херсонес Таврический». Для будущих специалистов очень важно видеть памятники культуры в подлиннике и в аутентичном ландшафте. Крым – уникальный в этом отношении регион.
В ходе практики ребята участвовали в археологических раскопках и работали в школьном секторе научно-просветительского отдела музея. Каждый год для детской аудитории музея студенты из Петербурга привозили новую интерактивную программу. Юным севастопольцам запомнились театрализованные экскурсии, а также мастер-классы по археологии.
На закрытие практики и полевого сезона музей предоставлял сценическую площадку проекту «Театр в исторических декорациях» для премьерных показов театральной мастерской Института философии человека. Спектакли игрались под открытым небом, в окружении природного и архитектурного исторического ландшафта, который выступает естественными декорациями к театральной истории.
Выездные практики студентов проходят в разных регионах. Наши ребята бывают не только на юге, но и на севере: в Соловецком историко-архитектурном музее, Музее фресок Дионисия Ферапонтова монастыря, в Малых Корелах под Архангельском, в пушкинском заповеднике «Михайловское». На протяжении 20 лет мы выезжаем в летний университет крупнейшего этнографического музея традиционной культуры Русского Севера «Кижи». Каждому выезду на заповедный остров предшествует кропотливая работа в библиотеках Санкт-Петербурга по изучению карельского фольклора, обрядовой культуры Севера. Благодаря местному фольклорному ансамблю студенты знакомятся с традиционными русскими и карельскими музыкальными инструментами, участвуют в «молодежных беседах», играют в традиционные игры, и все это в народных костюмах!
Нет сомнений, что подобный практический опыт оставляет у будущих учителей массу ярких впечатлений, формирует познавательный интерес и педагогический опыт.
Лариса ДМИТРИЕВА, доцент, и. о. директора Института философии человека РГПУ имени А.И.Герцена
Летняя пленэрная практика является важным компонентом подготовки педагога-художника. Пленэр как техника и процесс создания творческих работ вне мастерской, на природе, при естественном освещении позволяет художнику отражать нюансы изменений цвета, света и ускользающей натуры.
Преподаватели Института художественного образования (ИХО), продолжая традиции российского классического изобразительного искусства, придают большое значение формированию техники работы на открытом воздухе. Первый курс обучения по программе «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» завершается пленэрной практикой в Петербурге и пригородах, а после 2‑го курса студенты едут на пленэр в регионы России. Архангельская, Новгородская области, Республика Крым – вот лишь некоторые места, которые становились источником творческого вдохновения для юных и опытных художников ИХО.
В 2021 году местом проведения летней пленэрной практики стал древнерусский город Великий Устюг, расположенный в Вологодской области. Студентов ИХО ожидали величественная северная природа и силуэты русских храмов и монастырей. Целый месяц в июне будущие педагоги-художники работали над пейзажами, писали архитектуру, старые дома, исторические постройки. Вместе со студентами работали и педагоги. Кроме Великого Устюга ребята посетили знаменитый Глединский монастырь и поселок Дымково. Активная творческая работа сочеталась с экскурсиями по городу, монастырским и музейным комплексам, обеспечивающими искусствоведческую подготовку, необходимую современному профессионалу сферы художественного образования.
Итогом практики стали работы, представленные в октябре 2021 года на выставке «Летние впечатления: творческий пленэр», которые передают непосредственное и живое восприятие будущими педагогами-художниками образов русского края.
Ольга САПАНЖА, доктор культурологии, профессор, директор Института художественного образования РГПУ имени А.И.Герцена
Наши студенты, проходя теоретическое обучение, на практике проверяют полученные знания. Причем в полевых условиях. Ребята проходят практики по зоологии, ботанике, физиологии растений, экологии. На этих практиках студенты осваивают навыки определения природных объектов – животных, растений, наблюдают за ними в живой природе, ставят опыты, эксперименты. Практика – это важная составляющая наших образовательных программ, тем более что проходит она в интересных местах. Например, у нас есть агробиостанция в поселке Вырица Ленинградской области. Она принадлежит вузу с 1930‑х годов. Загородная база все эти годы развивалась: построен новый корпус с общежитием гостиничного типа, с аудиториями, столовой.
Кроме того, сама территория базы достаточно большая. Здесь есть река Оредеж, водохранилище, лес, луг. Это основные биотопы, которые встречаются в СЗФО, и у студентов есть возможность проводить исследования в естественных природных условиях, а также изучать антропогенные биотопы, потому что на базе есть привнесенная флора и встречаются сельскохозяйственные вредители.
Также регулярно мы проводим практику на базе «Железо» факультета географии. В Лужском районе сохранено разнообразие биотопов юга Ленинградской области, и можно собрать материал, который пригодится для сравнения с флорой и фауной в поселке Вырица.
Еще одно место, которое мы активно осваиваем в рамках практик, – это биостанция Института биологии южных морей в Карадагском заповеднике в Республике Крым. В перспективе также ожидаются поездки на биостанцию Зоологического института РАН в Кандалакшском районе Мурманской области.
Почему это важно для будущих учителей биологии? Педагог должен иметь определенный экспедиционный опыт, к которому может обращаться при работе с детьми. Ему необходимо видеть другую природную зону, чтобы потом рассказывать о ней не по книжкам, а исходя из собственных впечатлений. Будучи на практике, студенты не только смотрят и работают с природным материалом, но и заряжаются эмоциями. Эмоциональная составляющая для учителя в преподавании предмета очень важна, поскольку вызывает отклик у ученика.
Александр СТРЕЛЬЦОВ, кандидат биологических наук, доцент, декан факультета биологии РГПУ имени А.И.Герцена
Полевая практика у наших студентов начинается с 1‑го курса и проходит на геостанции «Железо» в Лужском районе Ленинградской области. Здесь ребята получают опыт различных географических исследований в области метеорологии, геоботаники, топографии, гидрологии, геоморфологии, почвоведения, ландшафтоведения, экологии, зимних наблюдений в природе. Местоположение базы было выбрано не случайно: в окрестностях – долина реки Луги с обнажениями девона, реликтовый ледниковый рельеф, разнообразие ландшафтных фаций. На стационаре есть учебная метеостанция и ряд микроклиматических точек, а также система гидрометрических сооружений.
После 3‑го курса дальняя практика уже позволяет ознакомиться с физико- и экономико-географическими условиями регионов, отличных от региона проживания. В последние годы студенты и преподаватели факультета во время практики посетили Байкал, Кавказ, Крым, Поволжье, Урал, Кольский полуостров, Карелию, Калининградскую область.
Примечательно, что студенты иногда задают вопрос: «Что нового можно открыть в географии?» Я отвечаю: «Лично для вас она не открыта». Одно дело – посмотреть на карте на озеро Байкал, а другое – увидеть этот географический объект воочию! Поэтому, когда ребята ездят в регионы, они делают собственные географические открытия и понимают, что наша страна намного больше, чем пределы Невского проспекта Санкт-Петербурга. И она географически разная. Когда видишь этот размах, все воспринимаешь немного иначе.
Студенты также проходят педагогическую практику, в том числе в детских оздоровительных лагерях. И даже есть возможность участвовать в настоящих экспедициях – факультет реализует немало научных проектов.
В полевых условиях и студенты, и преподаватели проходят своеобразный тест, узнают лучше друг друга, учатся вместе работать, поэтому на нашем факультете всегда особая, домашняя атмосфера.
Дмитрий СУБЕТТО, доктор географических наук, старший научный сотрудник, декан факультета географии РГПУ имени А.И.Герцена
Комментарии