search
main
0

Время практиков

Петербургские педагоги поделились опытом в сфере воспитания

Конкурсов, посвященных воспитанию, проводится много, но организаторы III Регионального фестиваля лучших воспитательных практик, а среди них Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского и общественная организация «Союз педагогов Санкт-Петербурга», намеренно решили уйти от слова «конкурс». По их мнению, проекты, представленные участниками фестиваля, не столько конкурируют, сколько предлагают увидеть, удивиться, восхититься и перенять опыт.

 

 

В этом году организаторы фестиваля получили 110 заявок, и по итогам первого, заочного, этапа были отобраны более 50 воспитательных практик в номинациях «Диалоги о главном», «Растим патриотов», «Личностные и профессиональные пробы», «Социальные пробы», «Пространство встреч».

На финальном этапе командам лауреатов предстояло презентовать свои проекты в пяти педагогических лабораториях (по числу номинаций). Интересно, что оценивать воспитательные практики предлагалось всем участникам лаборатории. При этом они использовали «педагогическую валюту». Так, если идея неочевидна и воспитательная практика требует доработки, команды могли поставить оценку «понимание». Если в целом практика разработана, но требуется уточнение методов ее реализации, то она заслуживает оценки «доверие». А высшей оценкой является «признание»: воспитательная практика, по мнению участников финала, готова к внедрению.

Когда организаторы фестиваля говорили о настоящем празднике идей, они нисколько не ошибались. Действительно, даже присутствуя на площадке одной лаборатории «Диалоги о главном», можно было убедиться в большом разнообразии интересных, увлекательных, содержательных проектов, реализуемых в той или иной образовательной организации.

К примеру, в школе №351 Московского района Петербурга с 2011 года в рамках проекта «Вехи ленинградской победы» каждую осень выбираются разные темы, связанные с блокадным периодом города, и в течение учебного года ребята как в команде, так и индивидуально работают над темой, ведут поиск материалов, готовят театрализованные постановки. Это помогает лучше изучить историю города, узнать важные подробности городской жизни в период осады Ленинграда и т. д.

У лицея №395 Красносельского района воспитательная практика называется «Киноурок на театральной сцене». Как пояснили педагоги лицея, проект родился после просмотра ребятами одного из военных фильмов в рамках системы воспитания «Киноуроки в школах России и мира» – «Лошадка для героя». Картина настолько их впечатлила, что захотелось создать по ее мотивам спектакль. После того как спектакль был поставлен театральной студией «Звезда Прометея» и показан юным зрителям, состоялся разговор о нем, и, что важно, продолжением этой беседы стала созидательная деятельность. Можно сказать, что театральные постановки вдохновляют ребят на добрые дела. Так, ученики школы №351 помогают пожилым постояльцам Покровской богадельни, устраивают благотворительные ярмарки, средства от которых перечисляют в детские онкологические отделения больниц, и т. д.

Педагоги Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района «На Ленской» в свою очередь поделились с коллегами идеей создания и использования воспитательных игр-наполок. В течение двух лет во дворце разрабатывали и апробировали напольные игры, и в итоге был создан конструктор «Игромастер», где представлено множество сценариев таких игр. Каждая игра имеет воспитательную составляющую – в ней есть ситуации морального выбора, а между ходами ребятам задаются вопросы, требующие размышления. При этом игры рассчитаны на разные возрастные категории и их проведение возможно в образовательной организации любого типа и вида.

Во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района ребят знакомят с символическим миром русской иконы, и каждый ребенок в ходе занятий может создать свой творческий проект. Педагоги школы №100 Калининского района ознакомили лауреатов фестиваля с воспитательной практикой «Семейные реликвии», когда через рассказ об особой, бережно хранимой вещи ребята погружаются в историю семьи, страны.

В школе №321 Центрального района разработан цикл воспитательных мероприятий под названием «Наследие». Школа, история которой началась в 1817 году, воспитала целую плеяду известных выпускников, среди которых композитор Михаил Глинка, поэт Георгий Адамович, химик Николай Бекетов, академик Владимир Вернадский, врач-ортопед Генрих Турнер. Здесь проводятся историко-педагогические реконструкции, музыкальные вечера, балы, позволяющие ученикам побывать в атмосфере прошлого, увидеть, как судьбы выпускников переплетаются с судьбой страны.

Во Дворце детского (юношеского) творчества Фрунзенского района решили соединить прошлое и современность, причем с помощью… авто. Работая над творческими проектами «Транспорт в истории моей семьи», ребята узнают, как и на чем передвигались их бабушки и дедушки. Что важно, в проект активно включаются родители, которые не только помогают детям изучать историю семьи, но и вместе с ними создают модель «бабушкино-дедушкиного» транспортного средства.

Об интересной практике создания буктрейлеров рассказали педагоги школы №34 Невского района. В рамках проекта ребята знакомятся с современной литературой, выбирают полюбившееся произведение и придумывают сюжет для короткого видеоролика, из которого можно узнать о писателе, его книгах и о том, почему произведения литератора так понравились автору буктрейлера. Нужно заметить, что благодаря данному проекту у ребят наблюдается возвращение интереса к чтению.

В ходе оценки воспитательных практик педагогам было важно, чтобы представленный опыт мог быть реализован в разных образовательных организациях. Поэтому наибольшее количество голосов с оценкой «признание» получили те проекты, которые не отличались узкой направленностью и не требовали особых ресурсов и особой образовательной среды и, конечно, были понятны, оригинальны и содержательны.

Стоит подчеркнуть, что возможность ознакомиться с опытом лидеров есть не только у финалистов. По итогам прошедших фестивалей создан электронный банк эффективных воспитательных практик, позволяющий каждому найти для себя ту технологию, которую он может использовать в своей работе.

Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург. Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте