Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Времена не выбирают: в них живут и работают – честно, добросовестно, творчески

УГ - Москва, №37 от 11 сентября 2012. Читать номер
Автор:

​Нашей школе №753, расположенной совсем недалеко от МКАД, в московском районе Северное Медведково, осенью 2012 года исполняется 35 лет.

Возраст школы и ее судьба похожи на судьбы многих московских средних школ. 22 года школой руководила ее первый директор, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения Валентина Постникова, в эти годы в школе была создана уникальная система самоуправления, открыт школьный музей, посвященный истории Северного флота, сложился интересный педагогический коллектив, который постоянно пополнялся выпускниками школы, ставшими педагогами. И сегодня в школе работают 9 педагогов – выпускников разных лет: Светлана Шарова, Андрей Чердынцев, Оксана Прокопенко, Ирина Трофимова, Виктория Давыденкова, Валентина Ли, Роман Винокуров, Александра Короткова, лауреат городского профессионального конкурса «Самый классный классный-2011» Сергей Казачанский.Школа давно предана любительскому театру: в ней из года в год не только ставили новые спектакли, открывали литературные гостиные, кропотливым трудом Людмилы Зубковой создана театральная костюмерная. Сегодня театральные традиции сильны как никогда: в 2005 году победителем Московского конкурса проектных и творческих работ «Нет фашизму!» стал фильм «Новенькая», созданный учениками и педагогами школы (автор сценария и режиссер С.Г.Казачанский), в 2009 году со спектаклем «Гоголь-моголь» по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» наши ученики и педагоги выступили в Новогуровской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида Алексинского района Тульской области, в 2012 году наша школа выступила инициатором Открытого театрального фестиваля школ СВАО. Стараниями С.М.Шаровой, В.В.Давыденковой фестиваль «Галерка» состоялся в апреле 2012 года, он собрал 6 театральных коллективов.Одним из бесспорных успехов нашего учреждения в последние десять лет можно считать деятельность клуба «Североморец», члены которого принимали участие в морских парусных походах. Много лет под руководством контрадмирала в отставке Евгения Емельяновича Зубкова члены клуба – учащиеся школы становятся призерами Московского морского многоборья, только в 2011-2012 учебном году 7 первых мест, 2 вторых, 6 третьих. Школа хранит многие традиции, заложенные в годы ее основания, в том числе связь с моряками Северного флота. Четыре раза агитбригада школы выезжала с концертами в Мурманск и Североморск: ребята выступали перед военными моряками на действующих боевых кораблях.В 90-е годы стремительно изменилась страна, и вслед за этим неизбежно изменилась жизнь школы. В течение последних 15 лет среди школ, так же как и в обществе, произошло серьезное расслоение: школы, добившиеся повышенного статуса, получили другое финансирование и оборудование, возможность по другим правилам принимать учащихся, а средние общеобразовательные школы в соревновании на успешность постепенно становились аутсайдерами. И тем не менее нашим учителям и ученикам в этих непростых условиях удавалось добиваться побед: в течение последних лет ученики Светланы Владимировны Панасенко, Елены Михайловны Гуральник, Ларисы Владимировны Арчаковой, Натальи Алексеевны Зеленовой становились призерами окружного и участниками городского тура Всероссийской олимпиады школьников. Но это только одна сторона победной медали. Мы считаем не меньшей победой продвижение тех учащихся общеобразовательных, негимназических классов, кому учеба дается ценой огромных усилий над собой. Когда в этом году в процедуре реально независимых экзаменов ГИА успешно приняли участие 89% выпускников 9-х классов, в том числе 6 человек блестяще сдали экзамен по английскому языку (только одна четверка, остальные пятерки), мы все пережили огромное счастье и гордость за наш общий успех. Нас сможет понять тот, кто знает, что значит провалить независимый контроль качества по математике (87% неудовлетворительных результатов), через 3 месяца при аккредитационной экспертизе показать результат в 5 раз лучше, а еще через 6 месяцев на ГИА по математике вывести 89% выпускников и показать 95% успеваемости.Но это вовсе не значит, что все проблемы решены – мы только обрели смелость взглянуть им в лицо и честно, громко назвать их. Год с небольшим назад в школе произошла смена руководства, на 30% обновился педагогический коллектив. Перемены мы начали именно с попытки понять, где наш школьный регреtuum mobile тормозит, прокручивается. Во-первых, мы решились на серьезный проект, связанный с построением новой критериальной системы оценивания образовательных результатов учащихся. Введение ФГОС, поставившего задачу обеспечения не только предметных, но и метапредметных результатов, рано или поздно потребует от каждой школы создать такую систему оценивания, которая позволит фиксировать индивидуальное продвижение каждого ученика, а в условиях 5-балльного оценивания это сделать просто невозможно.Построение новой системы оценивания – кропотливая и небыстрая работа, не всегда ее ценность понятна и очевидна тем родителям и ученикам, кто привык получать отметки не только за результат, но и за старание, потраченное время, прилежное поведение. Изменить отношение к оцениванию – это веление времени. Разработки в области оценивания, сделанные педагогами нашей школы, нашли отражение и в новых учебниках и пособиях для начальной школы, авторы которых Наталия Лифашина, Ольга Панкова, Татьяна Пушкина.На базе школы в этом учебном году работали курсы повышения квалификации, стажировочная площадка для учителей Москвы. Школа вступила в программу «Оксфордское качество» (руководит участием в программе Светлана Долнер), в рамках которой ведется ранее (с 5,5 лет) изучение двух иностранных языков – английского и немецкого. С 1 октября 2011 года школа вошла в третий пилот по развитию общего образования в Москве, финансовое стимулирование сотрудников стало ощутимым подспорьем для решения задач модернизации, а с мая 2012 года начался ожидаемый более 30 лет капитальный ремонт. Символично, что накануне своего юбилея наша школа переживает обновление образовательной программы, стен, потолков, фасада, оборудования. Но и это еще не все. Очень важно для нас сегодня обновить систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Ведь обучение в современной школе – это процесс, в котором участвуют три стороны: учащиеся, их родители, учителя. Обучение в современной школе – сложный многомерный процесс, который требует определенных усилий от всех участников регулярно, изо дня в день, из урока в урок. А результат приходит не сразу, еще придется набраться терпения и ждать, вся сегодняшняя работа – на перспективу, на завтра. Как важно всем трем сторонам это понимать и выстроить доверительные и паритетные отношения! Мы уверены, что истинное сотрудничество всех участников предполагает не навязываемое сегодня предоставление и потребление образовательной услуги, а некоторую готовность участвовать, то есть брать на себя часть забот, обязанностей и ответственности. Как это ни печально, но долгие годы в нашем обществе копилось негативное отношение к школе, в недоверии, в потребительской идеологии выросло целое поколение учеников и родителей. К сожалению педагогических коллективов средних общеобразовательных школ, большинство таких взрослых именно среди родителей наших учащихся. Как сами признаются, вчера они осознанно выбирали для детей школы с низкой нагрузкой, а сегодня от них начали требовать родительских усилий, внимания к образованию их детей. Таких взрослых немного, но порой их голос, торопливый, громкий, неуважительный, их взгляд, поверхностный, недобрый, не только отвлекает педагогов от их же детей, но и унижает профессиональное достоинство. Мир уже изменился и еще изменится, это требует другого уровня образования. Но школьное образование не новое платье, его нельзя снять или надеть. Образованность придет только к тем, кто убежден в ее целесообразности, кто трудится для ее достижения, кто доверяет и сотрудничает с учителем.Латинская пословица гласит: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Если вы хотите убедиться в этом, приходите к нам: на стажировочную площадку учителей, на Открытый театральный фестиваль «Галерка», на курсы китайского языка, в студию спортивных бальных танцев, на психологический тренинг, заходите на наш сайт www.sch753.ru или просто приходите в гости. Открыты не только наши двери – открыты наши сердца для диалога, для сотрудничества, для творчества.Ирина ПАТРИКЕЕВА, директор школы №753, заслуженный учитель РФ, автор учебников образовательной системы «Открываю мир»

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту