Подходит к концу учебный год. Для учеников четвертых классов наступила горячая пора. Уже совсем скоро начнутся Всероссийские проверочные работы. Они прочно вошли в школьную жизнь учителей, учеников и их родителей. Все волнуются: учителя хотят видеть отличные результаты, ведь это их труд, дети ждут положительной оценки за свои старания, а родители, как и полагается, просто волнуются за душевное спокойствие своих мальчиков и девочек и ждут хороших результатов от системы образования. Можно сказать, что на результат работают все участники образовательного процесса.

ВПР претерпевают изменения. 2025 год не стал исключением. Испытания начнутся с 11 апреля и закончатся в середине мая. Изменения затронут и сами предметы, и время выполнения работ, и формат заданий.
Что же нового в ВПР-2025? Традиционными останутся обязательные предметы: «Русский язык» и «Математика», а что касается третьего предмета – им может стать как «Окружающий мир», так и «Литературное чтение» или «Иностранный язык». Выбор проводится для каждого класса по одному предмету на основе случайного выбора федеральным организатором.
Традиционно издательство «Экзамен» и его замечательные авторы помогают учителям и детям в подготовке к ВПР, разрабатывая самые актуальные тренировочные варианты. Нынешний год не стал исключением. Пособия прошли экспертизу ФГБУ ФИОКО и рекомендованы к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.
Уже сегодня в арсенале учителей появились новые пособия для подготовки как по каждому из предметов – «русский язык», «математика», «окружающий мир», «литературное чтение» и «английский язык» (представлены 10, 15 и 25 вариантов), так и универсальные сборники заданий по нескольким предметам.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
По традиции хотелось бы провести небольшой обзор основных обязательных предметов. Как и прежде, типовые задания по математике начинаются с тренировки арифметических навыков: № 1-2 – это выражения на разные виды арифметических действий, а также на порядок действий в вычислениях со скобками; № 3-6 – всевозможные виды задач, которые ребята проходят в начальной школе.
Например, задача № 3 – одна из самых любимых у многих. Ребята представляют себя в роли путешественников и пытаются подсчитать, как им быстрей добраться до пункта назначения. Хочется отметить, что в такой интерпретации задач в учебниках очень мало. То же самое можно сказать и о задачах на нахождение площади или периметра фигуры. Необычный подход в решении таких заданий развивает логику учащихся, дает возможность, используя разные способы, найти тот, который будет более удобным.
Задача под номером 4. Подобные задачи на начало, конец действия, продолжительность действия вводятся в 3 классе, но обычно даются самые простые вычисления. Задач с такими вычислениями почти нет даже в 4 классе. Тем не менее, такие задания очень интересны и помогают научиться ориентироваться во времени. Вообще универсальные пособия издательства «Экзамен» – это кладезь логических заданий, которые позволяют учащимся «примерить на себя» различные жизненные ситуации. Так, например, все работы со схемами, рисунками, диаграммами в учебниках по математике носят больше теоретический характер, где посредством вычислений можно найти неизвестное число, а задания в ВПР чаще носят ситуативный характер, что вызывает у ребят большой интерес. Ведь интересней сопоставлять и обобщать имеющиеся данные без риска допустить ошибку в собственных вычислениях при нахождении неизвестного числа.
По собственному опыту знаю: выражения с делением на двузначное число в четвертом классе – одно из достаточно сложных вычислительных заданий. Работа над такими выражениями дается только в 4 классе. И если на ВПР встречаются примеры в № 7 с таким заданием, то ученики допускают достаточно большой процент ошибок, поскольку умножение и деление на двузначное/трехзначное число не стало навыком для многих учеников и вызывает трудности. Такие задания дают возможность выявить более способных учащихся, которые обладают более высоким уровнем арифметических навыков.
Проанализировав остальные задания, можно с уверенностью сказать, что они практически не встречаются в учебниках в том виде, в котором даются в ВПР. Но и смысл данных заданий – это анализ развития логического и пространственного мышления, умения критически подходить к решению любой жизненной задачи. Способность находить различные способы решения – одна из первоочередных задач развития математической грамотности.
Изменения во Всероссийской проверочной работе по русскому языку лишь в том, что с текущего года ребята не будут писать диктант – ранее это была 1 часть экзамена по данному предмету. Теперь ученикам предстоит выполнять задания только второй части, где будет проверяться как грамотность речи, так и понимание ее свойств, структуры, умение работать с текстом, проводить звукобуквенный анализ, понимать лексическое значение слов, определять состав слова, определять части речи и их свойства. Задания практически не изменились. Благодаря пособиям издательства «Экзамен» у ребят есть возможность потренировать свои навыки, выполнив варианты работ по русскому языку и оценить свои знания по критериям, которые также представлены в пособиях.
![]() |
![]() |
![]() |
ВПР по окружающему миру по своему содержанию остался прежним. Интересные задания с таблицами (№ 2), картами (№ 3), календарем (№ 9) все так же радуют ребят. Используя нестандартные задания из пособий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, учитель дает возможность каждому ученику освоить различные способы работы с разным теоретическим и практическим материалом, используя свои знания, полученные на уроках окружающего мира.
Ребята любят задания с картой. Карта позволяет не только вспомнить названия материков, но и определить, какие животные там обитают и какие растения произрастают на этих территориях. Одна из приоритетных задач образования – это ранняя профориентация детей. Знание названий различных профессий и рода их деятельности в задании № 8 позволяет педагогу проводить различную работу в данном направлении, например, организовать проект.
![]() |
![]() |
![]() |
Всероссийская проверочная работа по литературному чтению пишется в начальной школе впервые. Задания по предмету разнообразные: например, ребята с огромным удовольствием пытаются определить по портрету писателя его фамилию и вспомнить произведения, которые он написал. Интереснейшее задание с определением верности утверждений на разные темы – это благодатная почва для организации внеклассного чтения или классного часа. В ВПР по литературному чтению входит 14 заданий. Первое и второе направлены на определение уровня знаний по теории литературы, а точнее определение литературного жанра и его особенностей. Задание № 3 определяет знание произведений по программе и умение высказывать свою точку зрения. Хочется отметить, что все задания из ВПР по литературному чтению направлены на оценку развития речи учащихся. Невозможно переоценить труд авторов по подготовке пособий. Данные пособия помогают структурировать подготовку к ВПР по литературному чтению и обобщить знания учащихся за начальную школу.
В № 4 необходимо соотнести книги с тематическими разделами в библиотеке. Такая работа позволит не только обсудить библиотечные разделы, но и вспомнить названия произведений, подтолкнёт ребят вспомнить их содержание или прочитать снова.
Задания под номерами 8–14 связаны с основной группой читательских умений – оценкой содержания, языка и структуры текста (оценивать правдоподобность описанных событий) и проверкой умения интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию. Также опираясь на содержание произведения, оно помогает распознавать достоверную и недостоверную информацию, проверяет умение определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий. В современном мире такие навыки крайне необходимы для подрастающего поколения. Огромная работа проделана авторами Е.В. Трофимовой, Е.В. Языкановой.
![]() |
![]() |
![]() |
Если обязательные предметы и предметы на основе случайного выбора вызывают меньше вопросов, то ВПР по английскому языку стала неожиданностью для учащихся.
ВПР по английскому языку состоит из четырех заданий: аудирование, чтение, грамматика и письмо. В первом задании проверяется сформированность умений понимать прослушанный текст. Ребятам предлагается прослушать сообщение 2 раза, затем выбрать из предложенных вариантов верный. Хочу заметить, что для удобства тренировки во время работы с пособием авторы добавили QR-код для прослушивания с любого мобильного устройства.
Второе задание представляет собой небольшой текст, который предлагается прочитать и выбрать правильные ответы на вопросы к тексту. В данном задании необходимо уметь не только понимать смысл прочитанного, но и находить в нём необходимую информацию.
Третье задание – на знание грамматики языка. Предлагается вставить вместо каждого пропуска, обозначенного буквами А–Е, нужную грамматическую форму, выбрав ее из трех предложенных вариантов.
А вот четвертое задание будет необычным и интересным. Предлагается прочитать текст и заполнить небольшую анкету на основе текста. Такие виды работ очень нравятся ребятам начальных классов.
Думаю, что пособие «Всероссийская проверочная работа. Английский язык: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания» станет отличным помощником каждого ученика. Удобный формат 25 вариантов – хороший способ организовать активную подготовку ребят, как в урочное, так и во внеурочное время.
А в целом, подводя итог, могу с уверенностью сказать, что все упомянутые выше издания – это лучшие инструменты для подготовки к ВПР, отличные помощники учителей и учеников.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Наталья Юрьевна Мирзоева, учитель начальной школы высшей категории лицея №1 имени К.С. Отарова, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. п. Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии