search
main
0

ВПР по географии в 6-8-х классах. Критика и конструктивные предложения

С 19 марта ученики 6-8-х классов пишут всероссийские проверочные работы по географии. Данный вид проверки знаний учащихся часто подвергается критике преподавателями и родителями в первую очередь из-за формата заданий, вызывающих трудности у школьников и не встречающихся в базовых учебниках. Что можно в этой связи сказать про предмет «География»?

Я работаю учителем географии 36 лет. Мы учимся по учебнику линии «Полярная звезда» (авторы А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина), единственному, вошедшему в Федеральный перечень учебников. Очевидно, что по нему занимаются большинство школ.

К сожалению, за время моей работы учителем рейтинг предмета значительно снизился. Сократились часы на географию в учебном плане. В 5-м и 6-м классах на изучение предмета дается 1 час в неделю. Хочу вкратце остановиться на некоторых моментах учебного курса по географии и постараться объяснить, какие затруднения встречают учителя при подготовке к ВПР.

ВПР по географии в 6-м классе

ВПР по географии не проводится в 5-м классе, значит, материал 5-го класса включен в проверочную работу 6-го класса. На ВПР в 6-м классе ученики должны выполнить 9 заданий, составленных с учетом всех тем, изучаемых в 5-6-х классах, за 45 минут. Большинство заданий состоят из двух-трех частей (пунктов), объединенных общим содержанием (темой) задания, но различающихся по форме и решаемым учениками задачам.  Все задания проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстами, таблицами). Какие трудности я испытываю как учитель при подготовке ВПР в 6-м классе?

Раньше, когда мы работали по учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой, темы «Координаты», «Масштаб» изучались в 6-м классе. А по новой программе, в учебниках «Полярной звезды», эти темы изучаются в 5-м классе. Учащиеся 5-го класса в силу психолого-возрастных особенностей испытывают затруднения при изучении данных тем.

И через год, в 6-м классе, детям приходится как бы проходить их заново, так как в ВПР они занимают значительное место.

ВПР по географии в 7-м классе

При проведении ВПР по географии ученики должны выполнить 8 заданий, составленных с учетом всех тем, изучаемых в 6-7-х классах. На выполнение работы дается один урок – 45 минут.

Хочу остановиться на 2-м задании, оно проверяет умение работать с графической информацией и географической картой и выполняется с использованием профиля рельефа одного из материков и карты.  Первая часть задания проверяет умения читать профиль рельефа на основе знания особенностей рельефа материков и сопоставлять его с картой, а также определять расстояния по географическим координатам и проводить расчеты с использованием карты.

Вторая часть задания требует знания крупных форм рельефа материков и умения определять абсолютные высоты с помощью профиля.

Третья часть задания посвящена проверке умений распознавать условные обозначения полезных ископаемых и фиксировать их.

Многие школьники затрудняются при выполнении этого задания, причина затруднений – недостаток практической работы.

Задание 3 проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей для выявления основных географических закономерностей климатов Земли и устанавливать соответствие между климатом и природной зоной. Задание состоит из четырех подпунктов. Первая часть задания предполагает установление соответствия приведенных в задании климатограмм климатическим поясам Земли.

Во второй части задания обучающимся необходимо продемонстрировать знание размещения климатических поясов посредством определения на карте номеров, соответствующих климатограммам.

В третьей части задания проверяются умения определять природные зоны по их характеристикам и выявлять закономерности их размещения в соответствии с размещением климатических поясов посредством выбора соответствующей климатограммы. В четвертой части задания требуется заполнить таблицу основных климатических показателей, характерных для указанной природной зоны, на основе выбранной климатограммы.

Причиной ошибок во многих случаях является непонимание обучающимися основных географических закономерностей при установлении соответствия элементов описания и природных зон.

Это обусловлено тем, что в содержании учебников 7-го класса некоторые темы даны очень сжато, а иногда и вовсе отсутствуют. Так, на тему «Природные зоны Земли» в программе 7-го класса дается всего 1 час. А по материкам природные зоны как отдельные темы отсутствуют. На одном уроке нужно изучить несколько крупных тем, например, тема урока «Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы», практическая работа «Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе». Учителю трудно закрепить знания по таким обширным темам за 45 минут, также ученикам сложно освоить материал, так как по объему он предполагает изучение как минимум на трех уроках.

Задание 4 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.   При этом тема «Опасные природные явления» как отдельная отсутствует. Возникают трудности при установке последовательности этапов процессов   природного явления.

Задание 6 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов.

Тема «Поясное время» изучается в 8-м классе, а тему «Евразия» мы проходим в 4-й четверти. Получается, что при подготовке к выполнению этих заданий ВПР дети еще незнакомы с этими темами.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира.

Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Третья часть задания подразумевает заполнение таблицы в ходе интервью со сверстником. Причиной невыполнения этого задания является незнание детьми достопримечательностей стран мира. Эти задания выявляют уровень эрудиции и общего кругозора ученика.

ВПР по географии в 8-м классе

В содержании учебника линии «Полярная звезда» для 8-го класса некоторые темы, выносящиеся на ВПР, также отсутствуют. Например, отсутствуют темы «Административно-территориальное устройство России», «Районирование территории». Это вызывает большие затруднения в работе учителя. Темы «Высотная поясность», «Горные системы» по учебному плану изучается в 4-й четверти. Получается, что дети, начиная готовиться к ВПР, выполняют задания по еще не пройденным темам.

       Выводы

Сегодня учителя работают с учебниками разных авторов. Надеюсь, что скоро все педагоги будут учить по единым учебникам, более отработанными по учебной программе, где темы будут соответствовать содержанию и требованиям ВПР.

Хотелось бы обратить внимание разработчиков ВПР, что при формировании контрольно-измерительных заданий по географии нужно тщательно проанализировать линейку учебников, проверить темы, которые будут изучены учениками при прохождении курса географии.

Учителям хотелось бы посоветовать для успешного проведения ВПР по географии:

  • активно применять дифференцированный подход в процессе обучения;
  • расширять кругозор обучающихся через внеурочную деятельность, различные формы деятельности;
  • мотивировать учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах;
  • продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся;
  • уделять большое внимание географической номенклатуре на уроках.

Хотя декларируют, что готовиться к ВПР не надо, но ученикам сельских и большинству городских школ без подготовки выполнить задания ВПР сложно. В школах нашей республики ежегодные дистанционные уроки в связи с актированными днями (низкой температурой), карантинами также отражаются на результатах.

Для подготовки к ВПР я использую в основном демоверсии ФИОКО и учебные пособия, получившие одобрение этого института.

Эти пособия содержат от 10 до 20 типовых вариантов проверочных работ. В конце сборников даются ответы. Пособия подходят для самоподготовки учащихся и для совместного анализа работы.

Они снабжены качественным картографическим материалом с учетом последних изменений границ Российской Федерации, что особенно важно для  такого предмета, как география.

Евдокия САННИКОВА, учитель географии высшей категории, отличник образования РС(Я), обладатель знака «Педдинастия РС(Я)», звания «Почетный работник общего образования РФ», педстаж 36 лет  

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте