search
main
0

ВПР как приключение. Окружающий мир, русский язык и математика: первый школьный экзамен

Четвероклассники в начальной школе – особые люди. У них первый экзамен! Всероссийские проверочные работы!  По-другому – ВПР. Они с удовольствием смакуют важность предстоящего события, еще не вникая в его суть. Родители покупают горы пособий, часть из которых так никогда и не откроют. Учителя отмахиваются от конкурсов и мероприятий: «У нас ВПР!» Школьные принтеры изнашиваются за год, энергично извергая сотни листов с заданиями из разных источников, не всегда авторитетных. Репетиторы пользуются ситуацией и «гарантированно» готовят к сдаче ВПР детей особо тревожных и ответственных граждан. Вот и я стала задумываться, какие пособия использовать в следующем учебном году со своими учениками.

Сейчас мои ученики в третьем классе, есть время выбрать надежные материалы. Хотя «есть время» – это только иллюзия, надо изучать методические пособия и сборники заданий уже сейчас, чтобы систематически использовать их в течение учебного года, не сокращая объем программного материала учебных курсов.

А весной этого года ученики четвертых классов, как обычно, будут писать всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Конечно, я знакома с предстоящими заданиями проверочных работ и знаю, какие из них вызывают наибольшие затруднения у учеников четвертых классов. В заданиях проверочных работ, ориентированных на выпускника начальной школы, помимо привычных заданий типа «Найди значение выражения 100 – 63» или «Укажи род, число, падеж имени существительного» все чаще встречаются нестандартные задания, которые в учебниках редко встретишь. Например, в пособии по русскому языку это задания «Напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение «На ошибках учатся».  Ученику предстоит не просто раскрыть смысл устойчивого выражения (фразеологизма, пословицы), но и привести пример жизненной ситуации, скорее всего, из своего личного опыта. С такой работой четверокласснику, конечно, необходимо встретиться заранее, попробовать описать ситуацию, к которой можно применить то или иное выражение («Волков бояться – в лес не ходить», «Один в поле не воин», «Как аукнется, так и откликнется», «Готовь сани летом, а телегу зимой» и др.). Чтобы получить максимальный балл за это задание, ученик должен правильно истолковать выражение «в контексте представленной ситуации», при этом представленная ситуация должна быть «корректна с этической точки зрения», и грамотно записать свой ответ.  Например, правильный ответ может выглядеть так: «Выражение «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» будет уместно в ситуации, когда ты хочешь победить в олимпиаде по математике и много занимаешься».

Нестандартные задания по математике предлагают вычислить по карте наиболее короткий путь между населенными пунктами. Раньше четвероклассникам встречались в учебниках лишь чертежи с отрезками, обозначающими расстояние между городами, в проверочных же работах мы имеем дело с реальной картой и данными на ней. Ученику необходимо вычислить путь от одного города до другого и выбрать наиболее короткий маршрут. Задание на рисунке ниже надо решить следующим образом:

1) 18+20+19=57 (км) – длина одного пути;

2) 57-48=9 (км). 

Ответ: второй путь из Егорьевска в Коломну на 9 км короче, чем первый.

Рис. 1. Задание ВПР по математике

Кроме того, в проверочных работах есть задания, в которых данные внесены в таблицу. Ее надо проанализировать и выбрать, например, самое дешевое пирожное или найти самую недорогую кондитерскую.  Ответ к заданию на рисунке 2: самое дешевое пирожное «Ромовая баба» в кондитерской «Наслаждение».

Рис. 2. Задание по математике с табличными данными

 

В проверочных работах по математике, к моему удивлению, встречаются задания, которые мы встречали только в курсе факультатива по математике, когда решали логические нестандартные задачи. Например, такую задачу мы с ребятами разыгрывали, даже делали пластилиновую анимацию, чтобы решить ее: «Десять друзей пожали друг другу руки. Сколько всего было сделано рукопожатий?»

Если каждый из десятерых сделает 9 рукопожатий (со всеми друзьями, кроме себя), то:

1) 9•10=90 (рукопожатий).

Но тогда получится, что все поздороваются дважды со всеми. Поэтому следующий шаг:

2) 90:2=45 (рукопожатий).

Еще один путь рассуждения, сразу учитывающий взаимность при рукопожатии: первый из друзей сделает 9 рукопожатий, второй – 8, третий – 7, четвертый – 6 и т. д. Тогда решение следующее:

9+8+7+6+5+4+3+2+1=45 (рукопожатий).

Путем к высокой оценке является проведение всех необходимых преобразований и рассуждений, приводящих к верному ответу.

Да простят меня разработчики ВПР, такие задачи не под силу большинству наших четвероклассников, как бы нам этого ни хотелось. Такие задания хороши для олимпиад или математических конкурсов, но не для поголовного контрольного среза по всей стране. Тут без систематической тренировки никак не обойтись.

В заданиях по окружающему миру также есть нестандартные задания, с которыми ученики встретятся впервые, если не будут выполнять подобных заданий. Например, ученикам необходимо сравнить условия проведения опыта на рисунке 3. Они должны обнаружить, что объем воды в стаканах одинаковый, масса сахара одинаковая, а температура воды – единственное условие, которое изменилось.  Поэтому главная цель такого опыта – определить зависимость скорости растворения сахара (вещества) от температуры воды (растворителя).

Рис. 3. Задание из проверочной работы по окружающему миру

Такие задания без дополнительной подготовки могут выполнить лишь четвероклассники, которые занимались исследовательской работой и знакомы с понятиями «процесс», «условие». Те, кто понимает, что при наблюдении за каким-то опытом можно менять лишь одно из условий, а остальные должны быть одинаковыми. Например, при проращивании семян оба стаканчика стоят в темноте и в тепле, оба стаканчика с почвой, только один поливают, а второй нет. Или оба стаканчика поливают, оба с почвой, в тепле, только один на свету, а другой в темноте. Мы с ребятами проводили такие эксперименты с семенами кукурузы. Посадили в один стаканчик два семечка, а в другой – 10, а все условия были одинаковые. Конечно, те семечки, которым было просторно, выросли более ранними и крепкими, чем те, которые росли в тесноте.

Пособия «ВПР. Типовые задания» как раз рассматривают разные варианты подобных нестандартных заданий, дают рекомендации по оцениванию и ответы ко всем вариантам. Вариантов по математике, русскому языку и окружающему миру – 25.

Кстати, Федеральный институт оценки качества образования дал пособиям по русскому языку, математике и окружающему миру высокую положительную оценку и рекомендовал их для подготовки к ВПР.

Одно из главных преимуществ данных пособий – они созданы разработчиками вариантов ВПР и придерживаются основной концепции проверочных работ. Такие пособия я посоветую родителям своих учеников, потому что их удобно использовать для самостоятельной работы дома и сразу оценивать работу ребенка, применяя рекомендации к оцениванию и критерии оценки.

К тому же пособия отвечают реалиям времени. Календарь в пособии по окружающему миру, в котором есть задание найти определенные даты (например, День матери – последнее воскресенье ноября), представлен за текущий 2024 год. Мелочи, а приятно!

Одно из заданий по окружающему миру содержит карту природных зон России. Так вот, границы России в пособии уже включают в себя четыре новых субъекта, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году (рис. 4).

Рис. 4.  Задание по окружающему миру с обновленной картой России

Надеюсь, пособия «ВПР. Типовые задания» помогут моим ученикам подойти к важному итоговому испытанию за курс начальной школы спокойно и ответственно и исключат использование некачественного диагностического материала из многочисленных источников. А всероссийские проверочные работы мы с ребятами встретим как очередное приключение, позволяющее открыть свои бесконечные возможности!

Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов школы №137, финалист конкурса «Учитель года России»-2013, Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте