search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Пятого декабря отмечают День волонтера Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Выпускникам агроклассов предусмотрят преференции при поступлении в вузы и колледжи Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Роль учителя в формировании межкультурного диалога В Вологодской области молодым учителям выделят средства на первоначальный взнос по ипотеке В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Самаре пройдет XVII Всероссийский форум «Педагогическая гавань»
0

Впереди первый класс

Готовимся без паники

Совсем немного, и сегодняшние дошколята превратятся в первоклассников. Для многих мам и пап наступает волнительное время. Родители задаются вопросом: что нужно успеть в эти последние три месяца до школы? Кто-то планирует провести лето за городом, кто-то отправится с семьей путешествовать. А кто-то постарается наверстать то, что, по его мнению, не успел в течение рабочего года, – подготовить ребенка к обучению в школе.

Наверное, каждому из нас приходилось быть свидетелем примерно такого разговора между родителями:

– А вы на подготовку к школе ходите? У вас только занятия по грамоте и математике? Ой! Это у вас не очень! Вот у нас еще и английский язык, и прописи, и скорочтение… Да мы еще на ментальную математику записались!

Многим родителям кажется, что чем больше их ребенок овладеет навыками учебной деятельности до момента поступления в школу, тем лучше. А на самом деле так ли важно, насколько быстро умеет ребенок читать и может ли к началу школьного обучения складывать в уме двухзначные числа? Нам, педагогам, очень часто встречаются дети, которые, придя в первый класс, не умеют толком читать и едва могут складывать числа в пределах первого десятка. Но они так быстро овладевают всеми необходимыми навыками, что вскоре не только догоняют, но и перегоняют своих хорошо обученных одноклассников.

Кто-то удивится: «Ну надо же!» А удивительного ничего нет! Просто у этих детей хорошо развиты психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. У них широкий кругозор, правильная, хорошо развитая речь. Эти ребята эмоционально отзывчивы к общению со сверстниками, открыты ко всему новому. А ведь именно это является тем фундаментом, на котором потом будут выстраиваться стены из знаний, умений и навыков. И от прочности этого фундамента зависят качество последних и умение применять их в жизни.

Мне, учителю-дефектологу дошкольного отделения, родители часто задают вопрос: «Как же развивать эти психические процессы? Что должен знать и уметь ребенок к семи годам? На какие курсы и кружки отдать ребенка?» Но ни одни курсы, даже самые современные, не принесут большой пользы, если родители останутся безучастными, потому что все – и среда, и игра, и общение – должно носить развивающий характер. А обеспечить это может только взрослый.

Развитие познавательной активности должно красной нитью проходить через любые виды деятельности ребенка. И конечно, постоянно, а не два раза в неделю. И не за год, и не за три месяца до школы, а с раннего детства! Дошкольный возраст считается сензитивным для развития языковых способностей. Поэтому стало модно отдавать малышей на курсы изучения иностранного языка. Но принесет ли это пользу ребенку, у которого нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, бедный словарь, страдает слоговая структура слова и отстает от возрастной нормы грамматический строй речи? Конечно, нет. И гораздо эффективнее использовать этот сензитивный период для развития родного языка! Ведь развивая языковые способности в целом, мы создаем базу для успешного изучения иностранных языков.

Хочу предложить упражнения, которые родители могут освоить вместе с будущим первоклассником дома:

– чтение детской художественной литературы, уточнение значений слов, обсуждение описанных событий, характеров и поступков героев, пересказ прочитанного;

– отгадывание загадок и самостоятельное придумывание загадок-описаний;

– обогащение глагольного словаря, словаря признаков путем подбора их к словам-предметам;

– раскрашивание картинок, штриховка, копирование рисунков и орнаментов, выполнение графических диктантов по клеточкам под диктовку и по образцу;

– конструирование из геометрических фигур, сборка моделей из разных видов из конструкторов, использование техники оригами, собирание разрезных картинок и пазлов;

– нахождение сходства и различия в предметных и сюжетных картинках, выделение одинаковых элементов, букв, цифр и изображений из множества;

– ориентировка в частях суток, временах года, днях недели, месяцах, на циферблате;

– ориентировка в частях своего тела, пространстве относительно себя, в пространственном отношении между предметами, понимание предложно-падежных конструкций, ориентировка на листе бумаги;

– разучивание небольших стихотворений, чистоговорок (очень полезно рассказывать четверостишия, сопровождая слова движением);

– запоминание ряда картинок, слов, серии движений;

– придумывание историй, придумывание и изменение концовок рассказов, разыгрывание театрализованных сценок;

– придумывание слов с заданным звуком, слогом, с заданным количеством слогов или звуков.

Полезно научить ребенка перед школой планировать свои дела, например составлять план выходного дня или поэтапный план выполнения какого-то нового задания.

И конечно, важным условием успешной учебы является мотивация. Нужно создать такие условия, чтобы ребенок хотел учиться. Ни к чему заставлять ребенка часами сидеть над тетрадями и книжками, пытаясь пройти программу первого класса, и запугивать: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» Конечно, покажут! Покажут, как интересен и увлекателен мир, сколько тайн и удивительных явлений он таит. Покажут, какая это радость – самому добывать знания и искать ответы на поставленные вопросы.

Покажут, что нужно не бояться ошибаться. Важно идти вперед. Идеализирую? Нет! Скорее искренне верю!

Татьяна РУКАВИЦЫНА, учитель-дефектолог школы №236 имени Героя Советского Союза Г.И.Щедрина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте