Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Возвращение инженерной культуры. Уроки робототехники – альтернатива компьютерным играм

УГ - Москва, №11 от 15 марта 2016. Читать номер
Автор:

​10 марта состоялось третье по счету мероприятие в рамках фестиваля образовательных центров ТиНАО. В этот раз гостей у себя принимала школа №1788 Внуковского района и показала насыщенную и увлекательную программу со множеством интересных мастер-классов, исследовательских лабораторий и экспериментальных площадок, а также живым обсуждением по наиболее актуальным темам в области школьного образования.

Еще до официального начала гости увидели танцевальные номера студии художественной гимнастики «Грация», поучаствовали в изготовлении народных кукол-оберегов, смастерили необычные украшения из фольги, а также почувствовали себя настоящими геологами, изучая широкую коллекцию минералов, с любовью собранную учениками школы. На открытии фестиваля Ольга Романова, и. о. директора школы, рассказала немного об истории школы и поделилась планами на будущее развитие комплекса:- В этой школе учились дети жителей деревни Внуково, дети писателей и актеров из дачных кооперативов, работников Министерства внешней торговли, военных из Одинцово, энергетиков из Лесного городка. Сегодня наш образовательный комплекс динамично развивается. Уже завтра в него войдут новостройки микрорайонов Ближнее Переделкино, Татьянин парк, Ликово, Рассказовка. В течение 2016 года на территории комплекса будут работать 3 школьных здания и 7 дошкольных отделений. За счет активной застройки контингент обучающихся вырос до 3000 человек на сегодняшний день, а к 2018 году мы планируем принять у себя уже 12000 учеников.Затем заместитель директора школы Элла Алибекова представила гостям текущие достижения школы: активное сотрудничество с компанией Lego для развития инновационного курса по робототехнике, использование уникальной билингвальной методики обучения английскому языку (начиная с 3 лет малышей погружают в естественную языковую среду), открытие кадетских и инженерных классов, а также наличие собственного школьного пресс-центра с официальным зарегистрированным СМИ. Особенно школа гордится проектом, запущенным в прошлом году совместно с МГУ, – уникальной игрой для старшеклассников и студентов «Модель G20». «Участники «Модели» выступают в роли официальных представителей стран-участниц, которые приехали на форум для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня. Написание итогового документа – конечная цель, осуществление которой возможно лишь при достижении компромисса интересов всех государств, представленных в моделируемом форуме», – рассказала коллегам Элла Алибекова. Школа планирует развивать проект и выходить с ним на международный уровень.Одной из самых увлекательных секций фестиваля стала мастерская робототехники, ученики которой устроили захватывающие гонки роботов и на практике продемонстрировали всем собравшимся, как робототехника может быть интегрирована в процесс обучения. Кстати, в школе №1788 этот предмет встроен в базовый учебный план для учеников 4-го класса (новые ФГОС дают возможность для внедрения вариативной части в основной курс). На факультатив ходят все желающие с 1-го по 11-й класс.Кроме того, образовательной комплекс стал первым партнером в Москве уникального образовательного лингвистического проекта GrapeSEED, выступив экспериментальной площадкой для апробации методики с мировым опытом.- Дети лучше всего усваивают информацию, – рассказал журналистам Рик Норман, специалист по внедрению программы в России, – если обучение происходит в форме игры, когда одновременно задействованы и ум, и тело. GrapeSEED – революционная обучающая программа, разработанная таким образом, что процесс обучения языку у детей происходит естественным образом.Гости смогли поучаствовать в живых дискуссиях на горячие образовательные темы: обсудить новые методики обучения английскому языку детей дошкольного возраста, поговорить об использовании цифровых технологий и смешанной системы обучения в классе и поразмышлять о новых возможностях онлайн-среды для построения индивидуального образовательного процесса.Участие в секции, посвященное методике билингвального обучения, приняла специальный гость – Оксана Ушакова, кандидат педагогических наук, автор программы «Развитие речи детей дошкольного возраста». Она с интересом ознакомилась с новой техникой обучения, суть которой заключается в преподавании одного или нескольких предметов школьной программы на иностранном языке, начиная еще с дошкольного возраста. Преподаватель робототехники Андрей Журавлев подчеркнул, что главное для него – это личная мотивация учеников и их искренний интерес:- Уроки робототехники – это в первую очередь обучение в игровой форме основам механики и инженерной культуры, которая, к сожалению, на сегодняшний момент у нас почти утеряна. Наша глобальная задача состоит в том, чтобы с малых лет прививать ребенку искренний и живой интерес к инженерному делу, показывая на практике, как это может быть весело, а самое главное – применимо в реальной жизни.Андрей Журавлев вот уже на протяжении года ведет занятия по робототехнике и легоконструированию и считает, что его предмет решает одну из самых острых проблем страны – восстановление инженерной культуры.- Андрей Юрьевич, расскажите, в чем же особенность данного курса и почему сегодня он так востребован? – Уроки робототехники – это в первую очередь обучение в игровой форме основам механики и инженерной культуры, которая, к сожалению, на сегодняшний момент у нас почти утеряна. Страна живет за счет ресурсоемкой экономики, хотя в скором времени она вынуждена будет перейти на наукоемкий процесс производства. Но для этого нам необходимы высококвалифицированные специалисты, чья подготовка должна начинаться еще в младших классах школы. Немногие хотят сегодня быть инженерами или механиками. Молодым ребятам более престижными кажутся профессии маркетолога или экономиста. Как раз сегодня в рамках фестиваля мы проводили открытый урок, на котором демонстрировали, как можно подойти к анализу футбольного матча с точки зрения физики (ученики рассчитывали скорость игроков, анализировали их траектории движения и моделировали процесс игры с помощью мини-роботов).Наша лаборатория – это интерактивная площадка для молодежного и детского технического творчества, где ребята вместе учатся созданию автономных робототехнических систем с помощью готовых конструкторов Lego, а также с применением технологий 3D-моделирования и программирования. – Как часто дети занимаются?- В нашей школе занятия по робототехнике представлены в двух формах: как кружок и как занятия, которые встроены в базовую школьную программу. Кружок проходит каждый день. Я не особо слежу за посещаемостью ребят, так как главное для меня здесь – это не номинальное присутствие ребенка в классе, а личная мотивация и заинтересованность ученика. Кружок держится на энтузиастах. Постоянные уроки – это вариативная часть курса «Технология», который обязателен для всех четвертых классов нашей школы. Делать такие курсы стало возможно благодаря новым ФГОС в рамках основного линейного учебного плана. Уроки робототехники – это отличная альтернатива компьютерным играм и мультфильмам в виде интерактивного включения в процесс творческого создания уникальных технологических конструктов. – Как давно вы преподаете робототехнику?- Всего год. До этого я работал инженером на кафедре в институте, а по профессии я информатик. Информатиком, кстати, я тоже работал, но сейчас перевелся на робототехника, так как, на мой взгляд, это более интересное и перспективное направление для развития в школе, да и к тому же достаточного количества учителей, готовых этим дело заниматься, к сожалению, пока нет. Для меня главная личная мотивация – энтузиазм детей, как они сами учатся понимать и осваивать все новые технологии, то и сам стремишься делать все для дальнейшего развития курса, читать и изучать новое. – Сейчас есть возможности в школе использовать последние технологии? – Наша тема развивается. Например, наша школа выступит площадкой московского отборочного этапа JuniorSkills (программа ранней профориентации и основа профессиональной подготовки школьников, которая была инициирована в 2014 году в партнерстве с WorldSkills Россия). Для развития данного курса нам в первую очередь необходимы более сложные материалы и оборудование для работы. Lego Education – конструкторы образовательной тематики, выпускаемые компанией Lego, с которым мы непосредственно работаем, – это, конечно, интереснейший материал для школьников младших классов, но когда старшеклассники занимаются сборкой и управлением достаточно примитивного робота, это уже не интересно. С такими навыками на взрослые соревнования не поедешь. Для этого необходима специальная подготовка на специальном оборудовании. Но самое главное, что администрация школы поддерживает нас в этом стремлении, и, думаю, что уже в скором времени мы сможем продемонстрировать вам наши разработки и навыки уже совершенно на новом уровне.Фестиваль «Школа. Открытие» продлится до конца учебного года и предоставит возможность каждой школе в Новой Москве рассказать о своих уникальных особенностях, собственных образовательных методиках и передовых разработках. Фестиваль предоставляет школам ТиНАО уникальный шанс доказать, что при ограниченных стартовых условиях (материальных, территориальных, организационных) учителя и ученики школ Новой Москвы могут показывать такие же высокие результаты и поддерживать марку столичного образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту