Мы с Анатолием Дорошем, руководителем Отдела по образованию, молодежной политике, культуре и спорту Хохольского района Воронежской области, решили проехать по школам района и посмотреть, что сделано за последний год для повышения качества и доступности образования. А мне, конечно, еще хотелось выяснить, на что тратятся проектные миллионы, выделенные на модернизацию системы образования.
– По условиям проекта, – рассказывает Анатолий Андреевич, – регион должен был найти средства для повышения зарплаты педагогам, а за средства федерального бюджета приобреталось оборудование, выполнялись работы по энергосбережению, обеспечивались условия для перехода на новые ФГОС, а также повышали свою квалификацию учителя и директора школ. С областным Департаментом образования мы заключили соглашение, и по нему нашему району по проекту модернизации было выделено 6 миллионов 391 тысяча рублей, плюс 200 тысяч рублей добавил район. Всего в Хохольском районе 16 школ, средняя зарплата педагогов по итогам четвертого квартала прошлого года составила 17 тысяч рублей. Год назад было 12,5 тысячи. Также в прошлом году все учителя начальных классов прошли переподготовку и начали работу по новым федеральным стандартам. А мы постарались подготовить для этого необходимые условия в школах. Например, по новым нормам СанПиНов в кабинетах начальных классов должна быть холодная и горячая вода, поэтому мы не только ремонтировали школьные здания и классы, но и в восьми школах провели в кабинеты воду. Вместе с Анатолием Андреевичем мы побывали в поселке Орловка в Орловской школе. Расположена она в приспособленном здании 60-х годов постройки, но благодаря постоянной заботе о школе учителей, родителей и администрации здание поддерживают в нормальном состоянии и даже улучшают условия. Перекрыли крышу, сделали новую пристройку, в которой теперь отличный спортивный зал – дети (всего в школе 190 учеников, 11 классов-комплектов) с увлечением занимаются гандболом. В январе школьная команда девочек-гандболисток в областных соревнованиях заняла третье место, а мальчишки показывают хорошие результаты в мини-футболе. В школе сделали свой пищеблок и небольшую столовую, поменяли на пластиковые часть окон. По словам директора Татьяны Алферовой, особое внимание в этом учебном году – первоклашкам. В блоке начальной школы поменяли двери, где было нужно, отремонтировали кабинеты («Спасибо родителям, они во всем наши помощники!»), провели горячую и холодную воду. Теперь и на уроках труда, и на рисовании дети могут помыть руки, набрать воду, вымыть кисточки, для многих сельских школ все это еще в новинку. В первом классе теперь новая мебель, столы с изменяемой высотой и наклоном для работы с ноутбуком. Кстати, ноутбуки тоже купили – три, еще проектор, цифровой микроскоп, в соседний кабинет интерактивную доску… Рассказывает Татьяна Ивановна: – У нас теперь каждый директор должен защититься, чтобы подать заявку в областной Департамент образования. Защищаемся в районе, перед руководителем отдела образования, доказываем Анатолию Андреевичу, что именно необходимо купить или сделать в школе к будущему учебному году. Я сама продумываю, какое еще оборудование нужно для физкабинета, для химкабинета, или, может быть, в столовой улучшить условия. У меня проблема с рамами, надо уже не частично, а постараться полностью поменять окна на пластиковые. Продолжить приобретение для других кабинетов начальных классов интерактивных досок, ноутбуков. Сейчас у нас для начальной школы 7 ноутбуков, а я хочу, чтобы можно было полностью класс посадить и чтобы каждый ребенок работал с ноутбуком. Ведь для старших классов у нас уже два компьютерных кабинета, 26 компьютеров соединены в локальную сеть, в школе 6 интерактивных досок. А посмотрите, какую мастерскую сделали в прошлом году! Мастерская действительно хорошая, с новыми станками и инструментами – мечта любого сельского мальчишки. – Сейчас практически в каждой школе, кроме Архангельской основной, есть такие мастерские, – говорит Анатолий Дорош. – Модернизация идет: мы ремонтируем старые здания школ, сооружаем пристройки к новым и перестраиваем под нужды свободные здания. Уже три года, как в районе соединены несколько направлений – спорт, культура, образование и молодежная политика – в один отдел. Работы много, но такая структура помогает держать руку на пульсе, правильно распределять имеющиеся ресурсы. Например, сейчас в районе 16 школ, а десять лет назад было 25, сократили за счет оптимизации. Остались здания, и мы отдали их под различные организации: под центры культуры и досуга населения, под библиотеки, сельские администрации и, конечно, под детские сады. Мы начали этот процесс еще в 90-е годы, а особенно активно схема «школа – детский сад» начала развиваться с 2001 года, тогда это было впервые в Воронежской области. В 1993-1994 годах, когда колхозы освобождались от детских садов, мы забирали их на баланс администрации. Сейчас, когда потребность в детских садах растет, мы открываем их в зданиях школ, так, например, у нас в четырех бывших школах детские сады и медпункты, в двух – сельские администрации, в двух – клубы. Есть школы, чьи здания оказались не востребованы, как, например, в самом Хохле, там сейчас предприятие и около 60 работающих. Для села проблема занятости решающая. – Сколько в районе базовых школ? – Три: в селе Гремячье, в селе Хохол и лицей в поселке Хохольский. – Насколько самостоятельны филиалы? – У нас все образовательные учреждения имеют статус юридического лица. Они все самостоятельны, и это правильно. Мы пробовали раньше такую систему филиалов, когда юридическим лицом оставались только базовые школы, но эта система себя не оправдала. Ведь таким образом мы просто закомуфлируем расходы на ученика, получим хорошую отчетность и высокие показатели. Но какая же это модернизация? У нас каждая школа в районе сегодня способна учить учеников на должном уровне, везде есть современное оборудование, по статистике, у нас на один компьютер – пять учеников, и мы стараемся дальше развивать все учреждения. Мы ведь сначала пробовали делать базовые школы как методические центры передового опыта и даже переподготовки учителей, с этого начинали. Но сейчас базовые школы для нас – другое, мы хотим сделать в них центры дистанционного обучения, чтобы не надо было возить детей. Это будет новый этап, и мы готовимся к нему. Поменяли структуру отдела образования, создали Центр информации, инноваций и мониторинга качества знаний. В процессе модернизации в двух школах поставили самую современную аппаратуру, которая позволяет проводить уроки в режиме видеоконференций. А в остальных школах, удаленных на 10-12 километров, будут оборудованы кабинеты, где бы дети занимались при тьюторе, который присутствует на уроке. Таким образом, мы хотим добиться доступности качества образования для каждого ребенка, и именно в той школе, где он учится. Ученик сможет видеть самые интересные уроки ведущих учителей, и дети-инвалиды могли бы получать такие же качественные знания. К сожалению, пока еще остается единственный сдерживающий фактор, который не позволяет нам выполнить задуманное, – скорость Интернета. Она в сельских районах такова, что пока наши планы неосуществимы. Как монтируется новое оборудование, мы с Анатолием Андреевичем увидели в Хохольской базовой школе в селе Хохол. Эта школа – дважды победитель нацпроекта, на старшей ступени обучает детей по индивидуальным учебным планам, здесь современные учебные кабинеты, лингафонный (дети изучают три языка), дооснащается медиацентр, создаются залы контроля за качеством ЕГЭ. К будущим экзаменам все кабинеты будут оборудованы необходимой видео- и компьютерной аппаратурой. – Будет вестись запись через камеры на диск, который потом можно использовать, в том числе если возникнет конфликтная ситуация, – говорит директор школы Ольга Николаевна Строева. – То же и на выборах, ведь школы по-прежнему остаются избирательными участками. Свой самый главный подарок Хохольская школа получила в январе этого года – новую пристройку-переход, соединившую два учебных здания. Причем одно из них постройки 1788 года (бывшая церковь), а второе – 1889 года (церковно-приходская школа)! Получилась уникальная школа – метровой толщины стены в здании, чей 200-летний юбилей уже миновал, и суперсовременный ремонт с подсветкой в стиле модерн. Пока внутренняя отделка выполнена еще не до конца, но к следующему учебному году школа обновится полностью. Если учесть, что еще совсем недавно она не имела ни пищеблока, ни мастерских, ни отдельных спортивных залов, даже туалеты были на улице, то сейчас это настоящая гордость для всего села! В пристройке тренажерный, теннисный, борцовский и хореографический залы со всем необходимым оборудованием, с раздевалками и душевыми. Третий урок физкультуры в неделю – игровые виды спорта, в школе работает филиал детской районной спортшколы. Сейчас определяют залы и кабинеты для занятий шахматами. И руководитель отдела по образованию, и директор уверены, что такая роскошная спортивно-досуговая база пустовать не имеет права, поэтому и во второй половине дня здесь будут заниматься дети из райцентра и со всех окрестных сел. Кстати, перед школой – многофункциональная спортивная площадка (такие же построены в остальных базовых школах), на катке, несмотря на мороз, и хоккеисты, и фигуристы. Рассказывают, что глава района Павел Васильевич Пономарев, увидев, какая красивая и современная получается школа, решил отремонтировать стоящий по соседству сельский клуб. Теперь в центре села и новая церковь, и новый клуб, и красавица-школа. Комментарий Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области: – Хохольский муниципальный район имеет одну из самых оптимальных образовательных сетей на территории Воронежской области. Это результат нескольких предыдущих лет работы по выстраиванию образовательной сети таким образом, чтобы она полностью отвечала запросам населения. Это район, который первым пошел на реализацию модели «школа – детский сад» в сельской местности, модель себя оправдала и сегодня реализуется во многих муниципальных районах. Это один из первых районов, который отрабатывал модель «базовая школа – сеть школ-спутников», и она тоже достаточно интересно у них выстроена. А как результат в Хохольском районе мы имеем один из самых высоких показателей по средней заработной плате учителей, он даже превышает среднюю заработную плату по экономике. Я считаю, что это один из районов, которые находятся сегодня в лидирующей группе. Воронежская область
Комментарии